Пермский районный суд Пермского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пермский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-193/2012РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет решение не вступило в законную силу) Именем Российской Федерации
12 марта 2012 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре С.Ю.Федотовой,
с участием представителя истца Якуповой Х.М.- Аликина М.Р., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края – Осипова С.А., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района- Титовой Я.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якуповой Х.М. к ответчикам: Администрации Пермского муниципального района Пермского края, Комитету имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности выдать схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Якупова Х.М. обратилась с требованиями о признании незаконным решения администрации Пермского муниципального района № 3365 от 01.09.2011г. об отказе в предоставлении ей земельного участка в аренду для личного подсобного хозяйства размером кв.м., находящемся по адресу: ; возложении обязанности на администрацию Пермского муниципального района выдать ей схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В дальнейшем истец неоднократно уточняла исковые требования, подав соответствующие заявления 25.01.2012г. (л.д.33-35), 01.03.2012г. (л.д. 118-120), привлекла к участию в процессе в качестве соответчика Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, предъявив к ним требования.
В окончательном варианте истец просит признать незаконным бездействие администрации Пермского муниципального района, Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района на ее заявление от 30.05.2011г. № Я-1248 о предоставлении ей в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью кв.м., находящегося по адресу: ; признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 29.06.2011г. за № 2450 в предоставлении ей вышеуказанного земельного участка в аренду; возложить обязанность на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района выдать ей схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В обоснование своих требований указала, что с 1977 года помимо участка, выделенного им под застройку в , использовали под огород безхозный земельный участок на пустыре общей площадью кв.м. Данный земельный участок непосредственно прилегает к их дому, расположен на землях населенных пунктов, разрешенное использование под садоводство. Указанный земельный участок имеет узкую конфигурацию, неровные границы, участок окружают линии электропередач, в том числе высоковольтные, поэтому использование его под строительство невозможно. Ранее она неоднократно в устной форме обращалась в администрацию с вопросом о предоставлении ей указанного земельного участка. На ее обращения получала ответ, что этот участок у нее никто не отберет. В 2009 году она решила оформить права на земельный участок. 27.07.2009г. обратилась в администрацию с/поселения с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду. Письмом № 1479 от 01.10.2009г. ее информировали о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду. Однако, в последствие, после проведения ею за свой счет кадастровых работ, письмом № 1028 от 10.09.2009г. ей сообщили, что комиссией при администрации с/поселения принято решение отказать в предоставлении земельного участка в аренду и выставить данный участок на аукцион. Администрация Пермского муниципального района тоже отказала ей в предоставлении земельного участка. После этого она обратилась в суд с иском о признании незаконным решений об отказе в предоставлении ей в аренду земельного участка. Решением Пермского районного суда Пермского края от 22.04.2011года решения администрации с/поселения и администрации Пермского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, признаны незаконными. После вступления решения в законную силу, она вновь обратилась в администрацию Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду. Письмом № 3365 от 01.09.2011г. ей был направлен ответ, в котором указано, что ей отказали в предоставлении земельного участка в аренду по тем основаниям, что законодательная норма о праве инвалидов на первоочередное предоставление земельных участков не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей. Также в обоснование отказа указано, что она не представила документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. Считает, указанные основания противоречат законодательству. Она просила предоставить земельный участок под ведение личного подсобного хозяйства, а не для строительства жилого дома, следовательно, не обязана предоставлять документы, свидетельствующие о ее нуждаемости в улучшении жилищных условий. Кроме того, ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков, в том числе и для ведения личного подсобного хозяйства. Поэтому право инвалида на ведение личного подсобного хозяйства не зависит от его нуждаемости в улучшении жилищных условий. Считает, что на ее письмо орган исполнительной власти не прореагировал, так как внятного ответа на свое заявление она не получила.
В соответствие со ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления, с учетом зонирования территории, в месячный срок со дня поступления указанного заявления должен был утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Данное требование законодательства орган местного самоуправления не выполнил, схему земельного участка ей не выдал.
Истец Якупова Х.М., 3-е лицо Якупов М.Ф. в судебное заседание не явились, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, Якупова Х.М, направила в судебное заседание своего представителя.
Представитель истца Аликин М.Р. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района Титова Я.С. с заявленными требованиями не согласна по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.99-106), заявила ходатайство о применении трехмесячного срока исковой давности к требованиям истца, так как фактически истец оспаривает отказ в предоставлении ей в аренду земельного участка, который она вправе обжаловать, в порядке главы 25 ГПК РФ, в трехмесячный срок со дня, когда она узнала о нарушенном праве. О том, что истцу отказано в предоставлении земельного участкам в аренду она узнала в августе 2011года, следовательно, по ноябрь 2011 года обязана была подать заявление в суд, однако такое заявление было направлено в суд только в конце декабря 2011года, т.е. с пропуском срока исковой давности.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Осипов С.А. с заявленными требованиями не согласен по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 126-129), также заявил ходатайство о применении трехмесячного срока исковой давности к требованиям истца, так как заявление было направлено в суд в конце декабря 2011года, т.е. с пропуском срока исковой давности.
Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав гражданское дело, материала гражданского дела № 2-645/2011, установил следующие обстоятельства.
В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием
Судом установлено, что Якупова Х.М. является инвалидом , что подтверждается справкой (л.д.10). Якупова Х.М. обратилась 30 мая 2011 года в Администрацию Пермского муниципального района Пермского края с письменным заявлением, в котором просила предоставить ей на правах аренды сроком на пять лет земельный участок площадью кв.м., расположенный по адресу: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.68).
Указанное заявление было переправлено в Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, и поступило к ним 06.06.2011года, что подтверждается отметкой на заявлении (л.д.68).
На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствие с Положением о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, принятом Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 23.08.2007года № 561 ( в ред. Решений Земского собрания Пермского муниципального района от 31.01.2008г. № 621, от 29.01.2009г. № 756, от 04.06.2010г. № 81, от 24.03.2011г. № 159), Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции (п.1.1); Комитет является юридическим лицом (п.1.6). Основными задачами Комитета являются: …эффективное управление земельными участками, находящимися в собственности Пермского муниципального района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.2.1). В целях выполнения возложенных на Комитет задач Комитет в установленном порядке выполняет следующие функции: выступает арендодателем муниципального имущества и заключает договоры аренды (п.2.2.6); управляет земельными участками, находящимися в собственности Пермского муниципального района, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, подготавливает правовые акты администрации Пермского муниципального района в области предоставления, изъятия и распределения земель (п.2.2.45). Разрабатывает проекты правовых актов администрации муниципального района по следующим вопросам: уточнение местоположения, разрешенного использования, конфигурации, обременений, а также отнесение и (или) установление категории земельных участков; формирование земельных участков (п.2.2.46); подает заявки на постановку земельных участков на государственный кадастровый учет (п.2.2.48); осуществляет подготовку и выдачу актов выбора (согласования) земельных участков (п.2.2.50); осуществляет учет входящих заявлений от физических и юридических лиц, составляет архив документации (п.2.2.52); утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории Пермского муниципального района (п.2.2.61). Комитет имеет право от имени муниципального района осуществлять права собственника: заключать договоры… аренды земельных участков, находящихся в собственности Пермского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.3.1.5). Комитет имеет право выступать Арендодателем земельных участков и заключать договоры аренды земельных участков (п.3.2.18) (л.д.49-55).
Таким образом, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, является уполномоченным органом, на который возложена обязанность по решению вопроса о предоставлении земельных участков в аренду.
Письмом № 2450 от 29.06.2011 г. Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района было отказано Якуповой Х.М. в предоставлении испрашиваемого ею земельного участка в аренду со ссылкой на то, что первоочередное право на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства и садоводства возможно только инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятых в связи с этим на учет в установленном порядке. Поскольку Якупова Х.М. не стоит на учете по улучшению жилищных условий в администрации Пермского муниципального района, механизм реализации прав инвалидов на получение земельных участков действующим законодательством не предусмотрен, то следует руководствоваться Земельным кодексом РФ и предоставление земельного участка в аренду может быть осуществлено только на торгах (аукционах), при этом исключение для инвалидов законом не предусмотрено. Кроме того, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду при наличии кадастрового паспорта земельного участка (л.д.67).
Указанное письмо было получено Якуповой Х.М., и в ответ на это письмо Якуповой Х.М. было направлено в администрацию Пермского муниципального района повторное заявление, которое поступило в администрацию 04.08.2011года (л.д.12). В данном заявлении Якупова Х.М. указала, что не согласна с поступившим ответом на ее обращение, считает, что имеет первоочередное право на получение земельного участка в аренду, как инвалид , а также что администрация обязана была предоставить ей схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д.12).
В ответ на указанное заявление Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района был направлен Якуповой Х.М. ответ от 01.09.2011г. № 3365, согласно которого продублированы ранее указанные в ответе от 29.06.2011г. основания для отказа в предоставлении Якуповой Х.М. в аренду испрашиваемого земельного участка, а также указано, что в настоящее время зонирование территории с/поселения находится в стадии согласования и после утверждения Генерального плана застройки и зонирования территории с/поселения будет принято решение об использовании испрашиваемого ею земельного участка (л.д.11).
Суд, анализируя доказательства в совокупности, считает, что Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района необоснованно отказано истцу в предоставлении ей земельного участка по вышеуказанным основаниям.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.14 ст. 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. - инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 ЗК РФ.
Согласно п.2 ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Исходя из данных положения, в рамках аукциона реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна, поэтому в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют первоочередное право на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов.
При этом, анализ положений ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не дает оснований полагать, что право на первоочередное получение земельного участка для ведения подсобного хозяйства связано с установлением гарантий в жилищной сфере и реализации инвалидами жилищных прав, поэтому не может быть поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Суд считает, что гражданин, являющийся инвалидом, имеет преимущественное право на получение земельного участка по отношению к другим гражданам, желающим получить этот же земельный участок, в том числе право на получение земельного участка без проведения торгов или аукциона. Данное право не является абсолютным, оно может быть ограничено на основании федерального закона, ограничение права гражданина-инвалида на первоочередное получение земельных участков для определённых видов разрешённого использования, может заключаться в том, что не любой земельный участок может быть предоставлен гражданину-инвалиду по его желанию.
Испрашиваемый земельный участок необходим истцу Якуповой Х.М. для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается ее заявлением и пояснениями представителя истца в судебном заседании.
Суд не может согласиться с доводами ответчиков о необходимости обязательного проведения торгов, так как право аренды земельного участка приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукцион»» и другие), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Таким образом, Якупова Х.М. как инвалид в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в первоочередном порядке по договору аренды без проведения торгов.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Суд считает, что доводы представителей ответчика, что поскольку предоставление земельного участка для ведения подсобного хозяйства предусматривает возведение построек, в том числе жилого дома, поэтому Якупова Х.М. обязана была предоставить доказательства, что является нуждающейся в улучшении жилищных условий строительство, ошибочны и противоречат ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к нему, орган местного самоуправления обязан обеспечить гражданину выбор соответствующего данным характеристикам земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости.
Суд считает, что Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района преждевременно отказал истцу в предоставлении ей испрашиваемого земельного участка в аренду еще и потому, что спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учёт, с разрешённым видом его использования в виде ведения личного подсобного хозяйства.
Якупова Х.М. обратилась в суд с требованием возложить на ответчика Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязанность по выдаче ей схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане, поскольку без указанной схемы нет возможности поставить земельный участок на кадастровый учет, а в соответствие со ст. 34 ЗК РФ у ответчика возникла обязанность выдать ей утвержденную и согласованную схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории, но эта обязанность до настоящего времени не исполнена, что нарушает права истца.
Согласно п. 1 ст. 11.1 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании положений ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с абз. п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009г. № 29 утверждено Положение «О порядке предоставления незастроенных земельных участков гражданам для целей не связанных со строительством».
Согласно п. 1.8 Положения, критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются:
- соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с землеустроительной, градостроительной и проектной документацией;
- соответствие заявленных целей использования земельного участка виду разрешенного использования;
- наличие (отсутствие) преимущественного права или исключительного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 2.4 Положения в 10-дневный срок со дня регистрации заявления уполномоченный орган в сфере градостроительства и архитектуры осуществляет подготовку и направление председателю комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района заключения.
Заключение уполномоченного органа в сфере градостроительства и архитектуры должно содержать следующие сведения:
- о том, что земельный участок не подлежит застройке согласно документации по планировке территории или ранее разработанной градостроительной документации;
- об ограничениях, налагаемых на территорию;
- о соответствии размера земельного участка заявленным целям;
- о возможности формирования земельного участка в одной территориальной зоне.
Согласно п. 2.6. Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом « О государственном кадастре недвижимости".
Из п. 2.7 Положения следует, что Администрация Пермского муниципального района в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как следует из заявления ФИО1, она обратилась с заявлением о предоставлении ей земельного участка для целей не связанных со строительством, а именно, для личного подсобного хозяйства.
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, по тем основаниям, что ФИО1 не представлено документов, подтверждающих, что она нуждается в улучшении жилищных условий. Указанный отказ признан судом незаконным, что отражено выше.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализируя доказательства в совокупности, суд считает, что схема земельного участка должна разрабатываться и проходить стадий согласования и утверждения уполномоченными органами с учетом зонирования территорий и только после принятия решения о возможности предоставления земельного участка. В связи с тем, что судом признан отказ в предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 по основаниям, указанным в решении Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, незаконным, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязан вернуться к рассмотрению вопроса ФИО1 о предоставлении ей земельного участка в аренду и в соответствии с этим в дальнейшем рассмотреть вопроса о выдаче ФИО1 схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровом квартале соответствующей территории.
Представителями ответчиков заявлено ходатайство о применении срока исковой давности в три месяца, поскольку считают, что истец фактически оспаривает действия должностных лиц государственных органов, поэтому ее требования должны рассматриваться в порядке главы 25 ГПК РФ, следовательно, истцом пропущен срок на обращение в суд, предусмотренный статей 256 ГПК РФ, а согласно части 2 указанной статьи пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. Представитель истца считает, что срок исковой давности необходимо исчислять в три года, а не три месяца, так как истец не оспаривает действия должностных лиц, а обратилась с требованиями в исковом порядке.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу пункта 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Суд считает, что требования представителей ответчиков не подлежат удовлетворению, поскольку истцом заявлены требования в исковом порядке, а не в порядке обжалования действий должностных лиц, так как из искового заявления следует, что имеется спор о праве, а именно, что она не может поставить земельный участок на кадастровый учет в связи с отказом в предоставлении ей схемы расположения земельного участка на кадастровой квартале. При таких обстоятельствах, должен применяться общий срок исковой давности -три года, согласно ст. 196 ГК РФ. Кроме того, истец обжалует бездействие ответчиков, а по бездействию, срок исковой давности не применяется.
В соответствии со ст.12 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего является одновременное несоответствие этих действий закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствие с абз.4 п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Судом установлено, что направленное ФИО1 заявление, датированное 30.05.2011г., в Администрацию Пермского муниципального района, было перенаправлено в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, в полномочия которого входит рассмотрение вопросов о предоставление в аренду земельных участков. ФИО1 в установленные сроки был дан ответ об отказе в предоставлении в аренду земельного участка по вышеуказанным основаниям. Основания отказа в предоставлении в аренду ФИО1 земельного участка, признаны судом незаконными, однако само по себе это обстоятельство не является основанием для признания незаконным бездействия Администрации Пермского муниципального района и Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, поскольку указанные органы, добросовестно заблуждаясь, предоставили заявителю исчерпывающий ответ на ее заявление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворит частично.
Признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, датированный 29.06.2011г. за № 2450 в предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка площадью кв.м., расположенного по адресу: ,.
Возложить на Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района обязанность по рассмотрению вопроса о выдаче ФИО1 схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровом квартале соответствующей территории.
Остальные требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких
СПРАВКА
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2012года
Судья Гладких Н.В.