Дело № 2-1931/13
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2013 года Ленинский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Рябова Д.Н.,
при секретаре Салаховой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения УР «Центр занятости населения города Ижевска» к М.О.А. о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к М.О.А. о взыскании в бюджет Российской Федерации суммы пособия по безработице, полученного обманным путем за период скрытой занятости с 2 июня 2011 года по 25 июня 2012 года в размере <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что 2 июня 2011 года с заявлением – анкетой о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы в ГКУ УР «Центр занятости населения города Ижевска» обратилась гражданка М.О.А. с целью получения государственной услуги. Приказом № ДТ- 1152 от 9 июня 2011 года М.О.А. признана безработным. На основании приказа № 160ПП-1152 от 9 июня 2011 года ей назначено пособие по безработице с 2 июня 2011 года по 1 июня 2012 года. В ходе организации работы по выявлению граждан, получающих пособие по безработице обманным путем, специалистами ГКУ при проверке информации ИФНС по УР, представленной в электронном виде, выявлен факт учредительства ответчика М.О.А. с 7 мая 2009 года ООО «Азимут» (№). 7 марта 2012 года ответчик ознакомлена с данной информацией под личную подпись на бумажном носителе. При постановке на учет в качестве безработного ответчик предупреждена, под личную подпись в карточке персонального учета гражданина, имеющего работу № об обязанности сообщить в органы службы занятости о возможной занятости и получения дополнительного дохода, а так же ознакомлена с положениями Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в том числе с категориями граждан которые считаются занятыми и не могут быть признаны в установленном порядке безработными. В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1 занятыми считаются граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. При обращении в органы службы занятости в целях получения государственных услуг содействия в поиске подходящей работы и признании в качестве безработного, ответчик, согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 1 июля 2013 года №3878, имела статус учредителя с 7 мая 2009 года по 7 ноября 2012 года ООО «Азимут» (№), т.е. на момент обращения в органы службы занятости являлась занятым гражданином. Таким образом, в период сокрытой занятости с 2 июня 2011 года по 25 июня 2012 года органами службы занятости осуществлена переплата пособия по безработице в размере <данные изъяты> руб. 14 мая 2012 года ответчик снята с учета с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Ответчик М.О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки не сообщила, об отложении слушания дела не просила. Суд, с учетом мнения представителя истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 233-244 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Согласно ст. 2 Закона занятыми считаются граждане являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
В судебном заседании установлено, что 2 июня 2011 года М.О.А. обратилась в ГКУ УР «Центр занятости населения города Ижевска» с заявлением-анкетой о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
Из копии трудовой книжки следует, что М.О.А. 19.04.2011 года уволена с должности главного бухгалтера ООО «ДЕМ-КА СТРОЙ» по соглашению сторон.
Приказом от 9 июня 2011 года №160ДТ-1152 М.О.А. признана безработной с 2.06.2011 года.
Согласно приказа от 9 июня 2011 года №160ПП-1152 М.О.А. назначено пособие по безработице с 2 июня 2011 года на период 12 месяцев в процентном соотношении к средней заработной плате по последнему месту работы.
М.О.А. с 7 мая 2009 года является учредителем ООО «Азимут» и сохраняла данный статус на момент регистрации ее в качестве безработного. Сведения об учредительстве ответчика подтверждаются и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц на ООО «Азимут».
7 марта 2013 года М.О.А. ознакомлена под подпись с распечатанной на бумажном носителе информацией об учредительстве в ООО «Азимут».
Приказом №144ПР-1252 от 23 мая 2012 года М.О.А. приостановлена выплата пособия по безработице в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Приказом №177ПК-1252 от 25 июня 2012 года М.О.А. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 14 мая 2012 года в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Следовательно, на момент регистрации М.О.А. в качестве безработного 2 июня 2011 года, она являлась занятым гражданином. Предоставление ответчиком недостоверной информации послужило основанием к необоснованному назначению и выплате ей пособия по безработице.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 25 мая 2010 г. N 11-П, полномочия по разработке и введению в действие гарантий социальной защиты от безработицы относятся к компетенции федерального законодателя, который при их реализации располагает достаточно широкой дискрецией в выборе моделей, механизмов, условий предоставления этих гарантий и критериев определения круга обеспечиваемых ими лиц.
Реализация данных полномочий осуществляется федеральным законодателем посредством специального правового регулирования, которое имеет в настоящее время в качестве законодательной базы Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", устанавливающий, как указано в его преамбуле, правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и предусматривающий конкретные гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Провозгласив в данном Законе, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (пункт 1 статьи 5), федеральный законодатель гарантировал всем гражданам Российской Федерации бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости (абзац четвертый пункта 1 статьи 12) и предоставил каждому трудоспособному, независимо от его признания в установленном порядке безработным, право на предоставление органами службы занятости бесплатной консультации, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Однако право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено названным Законом только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац второй пункта 2 статьи 12).
Тем самым предоставление государством такой гарантии социальной защиты, как выплата пособия по безработице, связано в настоящее время с приобретением гражданином, не относящимся к категории занятых, статуса безработного.
Поскольку ответчик в силу вышеприведенных норм относилась к категории занятых, следовательно, пособие по безработице ею получено незаконно.
В период с 2 июня 2011 года по 14 мая 2012 года ответчицей получено пособие на общую сумму <данные изъяты> руб., суммы, удержанные за период с 21.04.11 года по 30.04.2012 года в размере <данные изъяты> руб., и за период с 01.05.2012 года по 12.05.20132 года в размере <данные изъяты> руб. направлены для погашения задолженности ответчицы в рамках исполнительного производства.
В силу ч. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В связи с изложенным, исковые требования Государственного казенного учреждения УР «Центр занятости населения города Ижевска» подлежат удовлетворению в полном объеме.
В порядке статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Государственного казенного учреждения УР «Центр занятости населения города Ижевска» к М.О.А. о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем удовлетворить.
Взыскать с М.О.А. в бюджет Российской Федерации сумму пособия, полученного обманным путем за период скрытой занятости с 2 июня 2011 года по 25 июня 2012 года в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с М.О.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г.Ижевска заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня получения копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный Суд УР в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Рябов Д.Н.