Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2018 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Фадиной Ю.П.,
с участием:
представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1931/18 по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда», мотивировав свои требования тем, что приказом начальника Департамента локомотивного хозяйства МПС от ДД.ММ.ГГГГ награжден значком «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км».
Обратился с заявлением в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о присвоении звания «Ветеран труда».
ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что значок «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 06 июня 2005 года №103-п.
Полагая данный отказ незаконным, истец, просит признать незаконным решение ответчика об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры присвоить звание «Ветеран труда», взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя 30 000 рублей.
Истец, представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения согласно искового заявления.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Истец ФИО2 награжден значком «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» (приказ ДД.ММ.ГГГГ года начальника Департамента локомотивного хозяйства МПС), является получателем пенсии по старости, что подтверждается справкой ДД.ММ.ГГГГ
Истец обратился в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». ФИО2 в присвоении звания «Ветеран труда» отказано, поскольку он не награжден ведомственным знаком отличия в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); в разделе IV Перечня наград, которым установлены ведомственные знаки отличия в труде, являющиеся основаниями для присвоения звания «Ветеран труда», отсутствует значок «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км», что подтверждается ответом ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, или награжденные ведомственными знаками отлития в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет мужчин и 35 лет для женщин.
Приказом Министерства путей сообщения СССР №29Ц от 18 июля 1985 года утверждено положение о нагрудных значках «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км».
Согласно указанному положению нагрудными значками «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» награждаются машинисты и помощники машинистов локомотивов, моторвагонных поездов, машинисты-инструкторы, а также инженерно-технические работники и руководители предприятий локомотивного хозяйства, выполнившие установленную норму пробега на локомотиве в качестве машинистов и помощников машинистов, безупречно выполняющие должностные обязанности и социалистические обязательства, в том числе по уходу за локомотивами (МВПС) и экономному расходованию топливно-энергетических ресурсов, не имевшие грубых нарушений безопасности и дисциплины.
В соответствии с п.3 Положения награждение значками «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» производится приказом по Главному управлению локомотивного хозяйства по представлению начальника железной дороги или его заместителя ведающего локомотивным хозяйством за многолетнюю и плодотворную работу для работников железнодорожного транспорта в системе Министерства путей сообщения. В трудовую книжку вносилась соответствующая запись.
20 января 1992 года Министерство путей сообщения СССР переименовано в Министерство путей сообщения Российской Федерации. Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС России) является федеральным органом исполнительной власти и проводит государственную политику в сфере железнодорожного транспорта, регулирование хозяйственной деятельности железных дорог (п.1 Положения о Министерстве путей сообщения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года №848).
ОАО «Российские железные дороги» учреждено Постановлением Правительства Российской Федерации «О создании ОАО «Российские железные дороги» от 18 сентября 2003 года №585, которым также утвержден устав ОАО «Российские железные дороги».
Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство путей сообщения Российской Федерации упразднено, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству транспорта и связи Российской Федерации, функции по контролю и надзору переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере железнодорожного транспорта переданы, Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
Указом Президента Российской Федерации №649 от 20 мая 2004 года Министерство транспорта и связи Российской Федерации преобразовано в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.
При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» является ведомственным знаком отличия, награждение истца которым производилось до реформы железнодорожного транспорта от имени органа государственной власти Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Таким образом, награждение истца значком «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» является ведомственной наградой за отличие в труде.
Ответчик в обоснование своего решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО2, ссылается на ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», согласно которого «Ветеранами труда» являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В силу положений ч.3 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Таким образом, анализируя представленные материалы дела, суд полагает, что решение ответчика об отказе истцу в присвоении звания «Ветеран труда» основано на неправильном применении ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», так как по состоянию на 30 июня 2016 года истец имел страховой стаж более 25 лет, награжден ведомственной наградой за отличие в труде в установленном порядке, то есть на момент обращения с заявлением к ответчику, за ним сохранилось право на присвоение звания «Ветеран труда», исходя из вышеуказанного, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
Правовой смысл пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными наградами за отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
В соответствии с п.4 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» переданы субъектам Российской Федерации.
Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдачи удостоверений утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».
В п.1 данного Постановления установлено, что Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда».
В связи с изложенными обстоятельствами, заявленные требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
ДД.ММ.ГГГГ года между ФИО3, ФИО1 и ФИО2 заключено соглашение, согласно которому доверитель поручает, а адвокаты принимают на себя обязательство, оказать доверителю юридическую помощь в объеме и на условиях, установленных настоящим соглашением.
В рамках настоящего соглашения адвокаты консультируют доверителя, представителей доверителя по вопросам, связанным с предметом спора; изучают представленные доверителем документы, касающиеся предмета спора; осуществляют сбор документов, касающихся предмета спора; подготавливают исковое заявление и подают его в суд; принимают участие в качестве представителя доверителя в ходе подготовки гражданского дела к рассмотрению в суде, в предварительном судебном заседании и при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции, реализуют все права и исполняют обязанности представителя стороны в гражданских судопроизводствах; при необходимости обжалования судебных постановлений, или при обжаловании судебных постановлений другой стороной, готовят апелляционные, частные жалобы, либо возражения на апелляционные, частные жалобы и подают их в суд.
За оказание услуг по настоящему соглашению доверитель выплачивает адвокатам вознаграждение в размере 30 000 рублей. Понесенные расходы подтверждаются квитанцией к приходному кассовому ордеру ДД.ММ.ГГГГ
Суд считает необходимым взыскать с ответчика в соответствии со ст.ст.94, 100 ГПК РФ, в разумных пределах, с учетом сложности дела, расходы истца на оплату услуг представителя в размере в размере 10 000 рублей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные истцом по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об отказе в присвоении ФИО2 звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить ФИО2 звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований о взыскании судебных расходов отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 16 мая 2018 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.В. Воронцов