ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1935/19 от 18.11.2019 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2019 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,

при секретаре судебного заседания: Якуповой А.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1935/2019 по исковому заявлению ФИО1 к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ямало-Ненецкому автономному округу, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ямало-Ненецкому автономному округу, администрации муниципального образования город Лабытнанги о возложении обязанности предоставить достоверные сведения по площади жилого помещения и внесении соответствующих сведений в кадастровый паспорт жилого помещения

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ямало-Ненецкому автономному округу (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯНАО) о возложении обязанности внести достоверные сведения по жилому помещению расположенному по адресу: ЯНАО, <адрес>, занимаемого ФИО1 на условиях договора социального найма, согласно сведений ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации». В судебном заседании 06.11.2019 года, истец уточнила исковые требования и просила возложить на администрацию МО г. Лабытнанги обязанность предоставить достоверные сведения по площади жилого помещения и внесении соответствующих сведений в кадастровый паспорт жилого помещения. В связи с указанным протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчиком были привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ямало-Ненецкому автономному округу (Управление Росреестра по ЯНАО) и администрация муниципального образования город Лабытнанги (администрация МО г. Лабытнанги).

В обоснование требований иска истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ею и МУ «Служба заказчика ЖКУ администрации МО г. Лабытнанги был заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда СН-1525 по адресу: ЯНАО, <адрес>, в котором указана общая площадь жилого помещения 65,9 кв.м. Многоквартирный дом в котором она проживает признан аварийным и подлежащим сносу. При подаче документов в управление жилищной политики администрации МО г. Лабытнанги, ей указали, что по их данным общая площадь занимаемого ею жилого помещения 53,8 кв.м. Договор социального найма был заключен на основании ордера от 04.03.1996 года №121 и акта присоединения помещений к ее квартире от декабря 2000 года, в связи с предоставлением дополнительной площади в качестве улучшения жилищных условий как многодетной семье. Ордер и акт присоединения остались у наймодателя. Данные по уточненной площади были переданы в бухгалтерию для начисления ЖКУ. В управлении жилищной политики администрации МО г. Лабытнанги на ее обращение о внесении соответствующих изменений, ей ответили что таковые основания отсутствуют. Согласно последних данных ГУП ЯНАО ОЦТИ площадь ее <адрес>., а потому просит внести соответствующие изменения в данные о площади ее квартиры.

Представитель ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯНАО ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований иска к администрации МО г. Лабытнанги, указав, что заявление о изменении параметров объекта недвижимости должен подавать собственник объекта недвижимости, каковым является администрация МО г. Лабытнанги, при этом филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯНАО не является регистрирующим органом.

Представитель ответчика Управления Росреестра по ЯНАО ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований иска к администрации МО г. Лабытнанги, указав, что в соответствии с действующим законодательством Управление Росреестра по ЯНАО является регистрирующим органом, каких либо прав в отношении спорного объекта не имеет, изменение параметров объекта недвижимости производится на основании заявления собственника объекта недвижимости, каковым является администрация МО г. Лабытнанги.

Представитель ответчика администрации МО г. Лабытнанги будучи извещенным надлежащим образом в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя ответчика, в котором просил в удовлетворении требований иска отказать.

Суд, выслушав доводы участвующих в деле сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно положений ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. Данным органом, участвующим в настоящем деле является Управление Росреестра по ЯНАО.

Согласно ч.3 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно положений ч.1 ст.131 ГК РФ Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ч.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ч.1 и ч.2 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно положений п.9 ч.4 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.

Согласно положений ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно положений п.1 и 7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Согласно положений ч.1 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Согласно положений п.6 ч.5 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Согласно положений п.4 ч.2 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Из материалов дела следует, что истцу на основании решения горисполкома г. Лабытнанги от ДД.ММ.ГГГГ выдан ордер на жилое помещение по адресу: ЯНАО, <адрес>. В данном ордере площадь жилого помещения указана 55,8 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о разрешении занять пустующую комнату, площадью 15 кв.м. На данном заявлении стоит виза от ДД.ММ.ГГГГ: составить акт уточнения по площади и передать в бухгалтерию.

ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Служба заказчика ЖКУ администрации МО г. Лабытнанги» и истцом заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу: ЯНАО, <адрес>. В данном договоре площадь жилого помещения указана 65,9 кв.м. Приложением к данному договору является паспорт жилого помещения, в котором площадь жилого помещения указана также 65,9 кв.м.

В выписке из ЕГРН в отношении жилого помещения по адресу: ЯНАО, <адрес> указано, что его собственником является МО г. Лабытнанги, его площадь составляет 53,8 кв.м.

В связи с указанной разницей в площадях жилого помещения, отраженных первоначально в ордере на жилое помещение, в договоре социального найма и сведениях из ЕГРН, истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в администрацию МО г. Лабытнанги с целью устранения данных противоречий и внесением соответствующих изменений. 25.04.2019 года ей был направлен ответ о том, что площадь жилого помещения согласно сведений ЕГРН составляет 53,8 кв.м., оснований для внесений изменений не имеется.

В ходе рассмотрения настоящего дела ГУП ЯНАО ОЦТИ подготовлен технический паспорт жилого помещения по адресу: ЯНАО, <адрес> от 17.10.2019 года, согласно сведений в котором, общая площадь данного жилого помещения составляет 67,5 кв.м.

Таким образом суд приходит к выводу, что согласно последних сведений технического учета спорного жилого помещения, его общая площадь с составляет 67,5 кв.м.

Поскольку из приведенных выше положений законодательства следует, что полномочия по внесению изменений в основные сведения об объекте недвижимости, в частности его площади, производятся исключительно на основании заявления его собственника, каковым является администрация МО г. Лабытнанги, суд возлагает на администрацию МО г. Лабытнанги обязанность издать нормативный акт органа местного самоуправления о уточнении площади жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, занимаемого ФИО1 на условиях договора социального найма, в соответствии с данными его технического паспорта от 17 октября 2019 года, внесенными государственным унитарным предприятие6м «Окружной центр технической инвентаризации», общей площадью 67,5 кв.м., и подать соответствующее заявление в Управления Росреестра по ЯНАО о внесении изменений о общей площади указанного жилого помещения в сведения содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, удовлетворяя требования иска в данной части.

Поскольку ни Управление Росреестра по ЯНАО, ни филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯНАО не являются собственниками жилого помещения, а как указано выше внесение изменений в основные сведения об объекте недвижимости производится исключительно на основании заявления его собственника, при этом к компетенции филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯНАО не относятся полномочия по внесению изменений в основные сведения об объекте недвижимости, данные полномочия относятся к Управлению Росреестра по ЯНАО на основании заявления собственника, требования иска к данным ответчика не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ямало-Ненецкому автономному округу, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ямало-Ненецкому автономному округу, администрации муниципального образования город Лабытнанги о возложении обязанности предоставить достоверные сведения по площади жилого помещения и внесении соответствующих сведений в кадастровый паспорт жилого помещения, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию муниципального образования город Лабытнанги обязанность издать нормативный акт органа местного самоуправления о уточнении площади жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, занимаемого ФИО1 на условиях договора социального найма, в соответствии с данными его технического паспорта от 17 октября 2019 года, внесенными государственным унитарным предприятие6м «Окружной центр технической инвентаризации», общей площадью 67,5 кв.м., и подать соответствующее заявление в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии о внесении изменений о общей площади указанного жилого помещения в сведения содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

В удовлетворении требований иска к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ямало-Ненецкому автономному округу, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ямало-Ненецкому автономному округу, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы, через Салехардский городской суд.

Председательствующий/подпись/

Копия верна судья К.В. Лисиенков