ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1935/2022 от 18.02.2022 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1935/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» февраля 2022 года г. Балашиха

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кулаковой А.Л.,

при секретаре Макаровой А.С.,

с участием представителя истца прокурора г. Электростали Московской области в интересах РФ и неопределённого круга лиц по доверенности помощника Балашихинского городского прокурора Московской области Миргородской Ю.В., представителя ответчика ООО «Сервис-М» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Электростали Московской области в интересах РФ и неопределённого круга лиц к ООО «Сервис-М» об обязании принять меры по предупреждению коррупции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Электростали Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском и просил суд: обязать ООО «Сервис-М» принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: принять локальный акт ООО «Сервис-М», которым утвердить стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы в Обществе, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности учреждения коррупционных рисков (Антикоррупционная политика, Положение о противодействии коррупции); определить должностных лиц ООО «Сервис-М», ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в Обществе; разработать и принять кодекс профессиональной этики ООО «Сервис-М»; разработать и принять Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов ООО «Сервис-М»; обязать осуществить информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в ООО «Сервис-М» антикоррупционных стандартах путем размещения на официальном сайте Общества. В обоснование заявленных требований прокурор г. Электростали Московской области ссылался на то, что прокуратурой проведена проверка, по результатам которой установлено, что ООО «Сервис-М» нарушены требования ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части предупреждения и предотвращения коррупции, а именно ООО «Сервис-М» не определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; в организации не разработан и не принят кодекс этики и служебного поведения работников, локальным актом по обществу не утверждены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы ООО «Сервис-М» (Антикоррупционная политика, Положение о противодействии коррупции), которыми необходимо установить комплекс мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников организации в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности данного общества коррупционных рисков; не осуществляется информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах (путем публикации на официальном сайте, информационных стендах в помещении организации). План мероприятий по профилактике коррупции на 2020-2021 гг. не принимался, фактически мероприятия по профилактике коррупции в организации в истекшем периоде не реализовывались. В целях устранения нарушений прокуратурой генеральному директору ООО «Сервис-М» внесено представление. Вместе с тем по результатам его рассмотрения в прокуратуру представлен ответ, согласно которому ООО «Сервис-М» не обязано разрабатывать меры по предупреждению коррупции и требования Закона № 275-ФЗ на общество не распространяются, в связи с чем ООО «Сервис-М» меры, предусмотренные ст. 13.3 Законом № 273-ФЗ фактически не исполнены. Между тем, неисполнение требований законодательства в части предотвращения, профилактики коррупции, в том числе путем принятия и реализации предусмотренных законом локальных актов нарушает основные принципы противодействия коррупции в обществе, основывающиеся на приоритетном применении мер по предупреждению коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Эффективность использования финансовых ресурсов в сфере ЖКХ, в том числе распоряжение средствами, полученными от физических и юридических лиц, принятие управленческих решений, управление общим имуществом, ведение договорной работы в отсутствие принятых мер по противодействию коррупционным правонарушениям, создает риски для их проявления. В связи с выявленными нарушениями, не обеспечивается в полной мере открытость, доступность и публичность деятельности организации в области противодействия коррупции, осуществляющей на территории Богородского городского округа публично значимые функции по управлению общим имуществом собственников многоквартирных домов, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Представитель истца прокурора г. Электростали Московской области в интересах РФ и неопределённого круга лиц по доверенности помощника Балашихинского городского прокурора Московской области Миргородская Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Сервис-М» по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. «а» п. 2 адрес Закона от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 данного Закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Согласно ч. 2 указанной статьи меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в обязанности организаций входит деятельность в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (ст. 6 Закона).

Судом установлено, что прокуратурой г. Электростали Московской области проведена проверка ООО «Сервис-М».

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ в ООО «Сервис-М» не определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; в организации не разработан и не принят кодекс этики и служебного поведения работников, локальным актом по обществу не утверждены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы ООО «Сервис-М» (Антикоррупционная политика, Положение о противодействии коррупции), которыми необходимо установить комплекс мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников организации в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности данного общества коррупционных рисков; не осуществляется информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах (путем публикации на официальном сайте, информационных стендах в помещении организации). План мероприятий по профилактике коррупции на 2020-2021 гг. не принимался, фактически мероприятия по профилактике коррупции в организации в истекшем периоде не реализовывались.

ООО «Сервис-М» зарегистрировано установленном законом порядке, является действующим, имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

ООО «Сервис-М» является самостоятельным юридическим лицом, а следовательно, обязано выполнять требования Федерального закона "О противодействии коррупции", в частности ст. 13.3.

В целях устранения нарушений прокуратурой г. Электростали Московской области в адрес ООО «Сервис-М» 25.11.2021 внесено представление.

По результатам рассмотрения указанного представления представлен ответ, из которого следует, что ООО «Сервис-М» является организацией, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами. Сотрудники организации не являются государственными либо муниципальными служащим, в связи с чем нормы Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не распространяются на ООО «Сервис-М».

Таким образом, представление прокурора не исполнено, меры, предусмотренные ст. 13.3 Федеральным законом №-ФЗ фактически не приняты.

Между тем, неисполнение требований законодательства в части предотвращения, профилактики коррупции, в том числе путем принятия и реализации предусмотренных законом локальных актов нарушает основные принципы противодействия коррупции в обществе, основывающиеся на приоритетном применении мер по предупреждению коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Эффективность использования финансовых ресурсов в сфере ЖКХ, в том числе распоряжение средствами, полученными от физических и юридических лиц, принятие управленческих решений, управление общим имуществом, ведение договорной работы в отсутствие принятых мер по противодействию коррупционным правонарушениям, создает риски для их проявления.

Суд приходит к выводу, что в связи с выявленными нарушениями, не обеспечивается в полной мере открытость, доступность и публичность деятельности организации в области противодействия коррупции, осуществляющей публично значимые функции по управлению общим имуществом собственников многоквартирных домов, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-М» во исполнение требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по предупреждению коррупции в виде принятия локального акта, которым утвердить стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы в обществе, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности учреждения коррупционных рисков, определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в обществе, разработать и принять положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов общества, осуществить информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в обществе антикоррупционных стандартах путем размещения на официальном сайте общества.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: А.Л. Кулакова

Решение в окончательной форме принято 29 марта 2022 года.

Судья А.Л. Кулакова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>