ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1936 от 29.04.2010 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1936/2010

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Смолевой И.В.,

при секретаре Исаченко Е. С.,

с участием представителя истца, третьего лица ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 29 апреля 2010 года дело по иску ФИО3 к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре о признании незаконным решения от 1 декабря 2009 года об отказе в установлении пенсии, обязанности назначить пенсию с 5 мая 2009 года,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 предъявил в суд иск к ответчику об оспаривании решения от 1 декабря 2009 года об отказе в установлении пенсии.

В обоснование иска указал, что с 1 августа 1984 года был принят на работу на должность ..., что подтверждено записью в трудовой книжке. Согласно Постановлению Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 года № 497 диспетчеры УВД внесены в список № 1 профессий, должностей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (на основании Перечня). Ответчиком не учтены периоды работы на диспетчерских пунктах аэродрома совместного базирования Воркута, чем нарушен подпункт 3 пункта 10 Перечня, определяющего, что работа на всех диспетчерских пунктах аэродрома совместного базирования Воркута должна быть включена в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях. Не учтен период первоначальной стажировки на рабочем месте диспетчера УВД с 1 августа 1984 года по 26 ноября 1984 года, когда он проходил стажировку в течение полных рабочих дней под контролем диспетчера-инструктора. Не учтены курсы повышения квалификации, куда он направлялся приказом руководителя на основании требований Руководства по профессиональной подготовке персонала обслуживания воздушного движения гражданской авиации, предусматривающего необходимость проведения курсов повышения квалификации один раз в два года. Пенсия ему была установлена с 5 мая 2009 года, выдано пенсионное удостоверение, однако начисление пенсии не производилось, письменный отказ он получил в декабре 2009 года.

Просит признать решение начальника УПФ РФ в г. Сыктывкаре от 1 декабря 2009 года незаконным, назначить пенсию с 5 мая 2009 года.

Ответчиком представлено письменное возражение на иск, в котором указано на отсутствие законных оснований к включению спорных периодов в стаж для назначения пенсии.

На основании определения суда от 4 марта 2010 года к участию в деле привлечены ФГУП «Комиавиатранс», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

В судебном заседании истец, представитель третьего лица ФГУП «Комиавиатранс», надлежаще извещенные о времени и месте судебного рассмотрения дела, участия не принимали. С учетом требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Исковые требования и доводы искового заявления были поддержаны представителем истца на основании доверенности ФИО1, представляющим также интересы третьего лица ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Представитель ответчика ФИО2 иск не признала.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела, суд пришел к следующему.

5 мая 2009 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением УПФР в городе Сыктывкаре от 1 декабря 2009 года ФИО3 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа работы с вредными условиями труда.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Пунктом 2 статьи 28.1 данного закона определено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно Решения УПФР в г. Сыктывкаре от 1 декабря 2009 года, стаж работы ФИО3 с вредными условиями труда (с учетом льготного исчисления стажа МКС 1 год работы за 1 год 6 месяцев до 1 января 2002 года) 7 лет 2 месяца 2 дня.

Из трудовой книжки истца следует, что с 1 августа 1984 года он принят в Воркутинский аэропорт, 21 января 1987 года присвоен второй класс ... службы движения 29 мая 1989 года присвоен первый класс ... по управлению воздушным движением, 21 апреля 1990 года уволен по переводу в ... ОАО, 23 апреля 1990 года принят в службу движения с переводом с Воркутинского аэропорта, 21 февраля 1994 года уволен по собственному желанию.

Из оспариваемого решения ГУ УПФ РФ в г. Сыктывкаре следует, что из стажа с вредными условиями труда исключены периоды:

- с 1 августа по 26 ноября 1984 года по причине отсутствия допуска к самостоятельной работе на диспетчерских пунктах, которые предусмотрены Перечнем,

- с 27 ноября 1984 года по 27 мая 1985 года (в том числе отпуск без сохранения заработной платы со 2 по 15 января 1985 года), с 30 декабря 1985 года по 15 июня 1986 года (в том числе с 5 по 15 июня 1986 года – отпуск без сохранения заработной платы), с 16 июня по 3 июля 1986 года, с 24 декабря 1986 года по 15 октября 1987 года, с 13 апреля 1988 по 21 апреля 1990 года (в том числе командировка в г. ... с 27 по 31 октября 1988 года, учебный отпуск с 14 по 30 апреля 1988 года, дни к месту отдыха с 27 по 31 августа 1988 года, командировка - учебный отпуск с 26 по 31 марта 1989 года, командировка с г. ... с 15 по 28 апреля 1989 года, учебные отпуска с 24 по 26 ноября 1989 года, УТЦ-20 с 5 февраля по 1 марта 1990 года), поскольку согласно книжки ... службы движения, ФИО3 имел допуск на диспетчерские пункты аэропорта, которые не предусмотрены Перечнем.

- курсы повышения квалификации: с 10 по 31 марта 1988 года, с 3 по 11 января 1991 года, с 6 февраля по 3 марта 1992 года, с 18 апреля по 15 мая 1992 года, с 31 января по 16 февраля 1994 года.

- отпуска без сохранения заработной платы: с 27 сентября по 4 октября 1986 года, с 9 ноября по 31 декабря 1993 года.

Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года утверждены Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

В Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, подразделе 3. Гражданская авиация раздела 21. Транспорт, включены работники (диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, старшие диспетчеры, руководители полетов), осуществляющие непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.

Пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации № 5 от 22 мая 1996 года «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, установлено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Перечень зон управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью и сложностью движения на территории Российской Федерации утвержден Министерством промышленности РФ 24 января 1992 года и согласован с Минтрудом России 29 января 1992 года.

В указанный перечень входят:

- зоны управления воздушным движением испытательных аэродромов (в том числе аэродромов совместного базирования), за исключением зон визуального контроля (зон старта),

- зоны управления воздушным движением авианесущих кораблей,

- зоны управления воздушным движением авиационных огневых и тактических полигонов.

В Перечень зон, районов и секторов с наибольшей интенсивностью или сложностью воздушного движения включены:

- зоны, районы и секторы управления воздушным движением аэродромно-диспетчерских, районных и вспомогательных районных центров (с правом управления воздушным движением) и местных диспетчерских пунктов, у которых степень загруженности авиадиспетчеров, определяемая по методике нормирования загруженности диспетчеров, составляет не менее 0,45;

- районы и секторы управления воздушным движением диспетчерских пунктов горных аэродромов;

- районы и секторы управления воздушным движением диспетчерских пунктов аэродромов совместного базирования;

- секторы управления воздушным движением диспетчерских пунктов старта, работающих в условиях одновременного использования сходящихся курсов взлета-посадки;

- районы и секторы управления воздушным движением диспетчерских пунктов по обеспечению навигации Севморпути и на дрейфующих станциях.

В указанный Перечень включены: Воркутинский районный центр единой системы управления воздушным движением с диспетчерским пунктом районный центр, аэропорт Воркута с диспетчерскими пунктами: диспетчерский пункт системы посадки (ДПСП), стартовый диспетчерский пункт (СДП), местный диспетчерский пункт (МДП).

Также в Перечень включены диспетчерские пункты аэродромов совместного базирования России зон взлетов и посадки.

В соответствии с пунктом 6.4.2.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР № 77 от 8 апреля 1985 года, непосредственное управление воздушным движением в зоне взлета и посадки осуществляют: диспетчерские пункты круга (ДПК, ДПК МВЛ), посадки (ПДП), системы посадки (ДПСП), старта (СДП, СДП МВЛ, ВСДП), а на аэродромах, где одновременно выполняются полеты транспортных самолетов, самолетов 4-го класса и вертолетов, - дополнительно диспетчерские пункты круга МВЛ (ДПК МВЛ) и старта МВЛ (СДП МВЛ).

Пункт 6.4.4 регламентирует рубежи передачи управления воздушных судов при взлете и посадке, в которых участвуют следующие виды диспетчерских пунктов – ДПР, СДП, ДПК (ДПСП), ДПП (ВДПП), ДПП, МДП, РЦ.

Согласно пункта 6.5.1, диспетчер ДПР разрешает буксировку, запуск двигателей и руление воздушного судна на предварительный старт по запросу экипажа при разрешении АДП, с учетом установленного времени вылета, указывает МПУ взлета, маршрут и условия руления.

Пунктом 6.5.2. определено, что диспетчер СДП дает разрешение на выруливание воздушного судна на исполнительный старт (или выруливание и взлет без остановки на исполнительном старте) по запросу экипажа и согласованию с диспетчерами посадки и круга, сообщает экипажу условия взлета, порядок выполнения маневра выхода и порядок бесступенчатого набора высоты (в случае его применения), пунктом 6.5.3. - разрешение на взлет воздушного судна.

Приказом Росаэронавигации от 26 октября 2007 года утвержден новый Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью и сложностью движения, в который, согласно подпункта 2.14 пункта 2, включены РЦ ЕС ОрВД Воркута с диспетчерским пунктом РЦ; аэродром Воркута с диспетчерскими пунктами СДП, ДПСП (ДПК, КДП, ПДСР, МДП).

Приказом командира Воркутинского авиапредприятия от 21 июля 1983 года установлено: возложить выполнение Технологии работ и должностной Инструкции диспетчера ДПП на диспетчера ГС РЦ ЕС УВД, возложить выполнение Технологии работы и должностной Инструкции диспетчера ДПР на диспетчера СДП-80.

Приказом командира Воркутинского авиапредприятия от 5 ноября 1984 года было определено временно совместить работу диспетчерских пунктов РЦ, ДПП, МДП в один совмещенный диспетчерский пункт РЦ-ДПП-МДП.

Согласно пункта 3 Инструкции по производству полетов в районе аэродрома Воркута, утвержденной Командующим ВВС УрВО 5 апреля 1986 года, согласованной начальником Коми управления гражданской авиации 8 января 1986 года, аэродром Воркута является аэродромом совместного базирования, принадлежит Коми управлению гражданской авиации.

Пунктом 5.2 Инструкции определено, что управление воздушным движением в районе аэродрома осуществляется совмещенными диспетчерскими пунктами:

РЦ-МДП по безподходному методу – на ВТ (МВТ), МВЛ 1 и 2 категории, постоянных маршрутах полетов по ПАНХ, воздушных коридорах, зонах подхода и ожидания;

ДПСП (ДПК, МВЛ) – в зоне взлета и посадки;

СДП-ДПР – на площади маневрирования аэродрома.

Бесподходный метод УВД в Воркутинском РЦ ЕС УВД внедрен 28 июня 1985 года, что подтверждено соответствующим актом, утвержденным Командиром Воркутинского ОАО от 15 августа 1985 года.

27 февраля 1987 года Министром гражданской авиации СССР за № 61 утверждены и введены в действие Технологии работы диспетчеров службы движения гражданской авиации с 1 декабря 1987 года.

Технология работы диспетчера старта (СДП, СДП МВЛ) подробно регламентирует обязанности диспетчера по управлению воздушным движением в пределах установленных границ и прямо указывает, что диспетчер старта (СДП, СДП МВЛ) осуществляет управление воздушным движением. Согласно пункта 1.4 данная Технология является Типовой и в каждом аэропорту должна быть составлена технология работы диспетчера СДП (СДП МВЛ) с учетом особенностей УВД и местных условий.

Согласно пункта 1.2 Совмещенной Технологии диспетчера СДП-ДПР в аэропорту Воркута, утвержденной командиром Воркутинского ОАО 10 января 1989 года, диспетчер СДП-ДПР осуществляет управление воздушным движением в пределах установленных границ (рубежей) с использованием радиотехнических средств и средств связи, докладов экипажей, взаимодействуя с диспетчерами АДП и ПДСП.

Из расчета занятости диспетчера ПДСР при выполнении функций СДП и ДПР (экспертной оценки), произведенной начальником службы ОВД Воркутинского центра ОВД филиала «Севуралаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», время занятости диспетчера ПДСР при обслуживании одного воздушного судна 905 секунд, из них диспетчера СДП – 850 секунд (94), диспетчера ДПР – 55 секунд (6%).

Расчет занятости, произведенный третьим лицом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ответчиком не оспаривается.

Согласно должностной инструкции диспетчера СДП-ДПР от 20 декабря 1988 года диспетчер СДП-ДПР подчиняется руководителю полетов (старшему диспетчеру), а в оперативном отношении – диспетчеру ДПСП. Диспетчер имеет право: давать указания об условиях руления, разрешать (запрещать) запуск двигателей, прекращать движение ВС в случаях, угрожающих безопасности руления (буксировки) с указанием причин; по согласованию с диспетчером ДПСП разрешать (запрещать) выруливание на исполнительный старт; разрешать (запрещать) взлеты посадки ВС; давать команду экипажу об уходе на второй круг. Несет ответственность за безопасность полетов в зоне управления (ответственность), то есть непосредственное управление воздушным движением.

Из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на работе с вредными (или) опасными условиями труда от 14 мая 2009 года, выданной филиалом ФГУП «Комиавиатранс» «АЭРОПОРТ ВОРКУТА» следует, что ФИО3 с 1 августа 1984 года по 21 апреля 1990 года работал полный рабочий день в особых условиях труда вредные, за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы со 2 по 19 января 1985 года, курсов повышения квалификации с 11 по 30 марта 1988 года, командировок с 27 по 31 октября 1988 года, с 26 по 31 марта 1989 года, с 15 по 28 апреля 1989 года, стаж работы дающей право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Списком № 1, разделом ХХI, подразделом 3, позицией 12003000-17541 в соответствии со статьей 27 пункт 1 подпункт 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ составляет 5 лет 6 месяцев 1 день. Справка выдана на основании Книжки диспетчера службы движения, с отметкой о допусках на конкретные диспетчерские пункты согласно Перечня зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью движения, расположенных на территории РФ, приказов и лицевых счетов за 1984 – 1990 годы.

ГУ УПФ РФ в городе Воркуте по запросу ГУ УПФ РФ в городе Сыктывкаре была проведена документальная проверка обоснованности выдачи справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, № 21 от 14 мая 2009 года.

Согласно Книжки диспетчера службы движения ФИО3 проходил проверку практических навыков на диспетчерских пунктах:

27 ноября 1984 года – РЦ-ДПП-МДП (срок действия допуска к работе 27 мая 1985 года),

06 апреля 1985 года – на РЦ-МДП (срок действия допуска к работе 6 октября 1985 года),

28 июня 1985 года – на РЦ-МДП (срок действия допуска к работе 28 декабря 1985 года),

21 августа 1985 года – пункт не указан (срок действия допуска к работе 21 февраля 1986 года),

26 сентября 1985 года – пункт не указан (срок действия допуска к работе 26 марта 1986 года),

30 декабря 1985 года – на СДП-ДПР (срок действия допуска к работе 30 июня 1986 года),

3 января 1986 года – на ДПР, СДП, ВСДП (срок действия допуска к работе 3 июля 1986 года),

23 февраля 1986 года – на РЦ-МДП (срок действия допуска к работе 23 августа 1986 года),

12 апреля 1986 года – на СДП-ДПР (срок действия допуска к работе 12 октября 1986 года),

15 сентября 1986 года – на РЦ-МДП (срок действия допуска к работе 15 марта 1987 года),

24 декабря 1986 года – на СДП-ДПР (срок действия допуска к работе 24 июня 1987 года),

15 апреля 1987 года – на СДП-ДПР (срок действия допуска к работе 15 октября 1987 года),

27 апреля 1987 года – на РЦ-МДП (срок действия допуска к работе 27 октября 1988 года),

18 сентября 1987 года – пункт не указан (срок действия допуска к работе 18 марта 1988 года),

13 апреля 1988 года – на СДП-ДПР, РЦ-МДП (срок действия допуска к работе 13 октября 1988 года),

4 сентября 1988 года – на СДП, РЦ-ДПП (срок действия допуска к работе 4 марта 1989 года),

23 февраля 1989 года – на РЦ-МДП (срок действия допуска к работе 23 августа 1989 года),

24 февраля 1989 года – на СДП-ДПР (срок действия допуска к работе 24 августа 1989 года),

4 апреля 1989 года – на МДП (срок действия допуска к работе 4 октября 1989 года),

5 апреля 1989 года – на РЦ (срок действия допуска к работе 5 октября 1989 года),

8 апреля 1989 года – на СДП-ДПР (срок действия допуска к работе 8 октября 1989 года),

1 сентября 1989 года – на РЦ, МДП. СДП-ДПР (срок действия допуска к работе 1 марта 1990 года).

Данные обстоятельства отражены также и в акте документальной проверки обоснованности выдачи справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на работе с вредными и (или) опасными условиями труда от 27 июля 2009 года.

При этом в справке отражено, что согласно представленных приказов ФИО3 в период с 27 по 31 октября 1988 года и с 15 по 28 апреля 1989 года направлялся в командировки.

После проведения документальной проверки обоснованности первоначально выданной справки, была выдана новая справка.

Из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на работе с вредными (или) опасными условиями труда № 34 от 28 июля 2009 года, выданной филиалом ФГУП «Комиавиатранс» «АЭРОПОРТ ВОРКУТА» следует, что ФИО3 с 28 мая 1985 года по 29 декабря 1985 года, с 4 июля 1986 года по 23 декабря 1986 года, с 16 октября 1987 года по 12 апреля 1988 года работал полный рабочий день в особых условиях труда вредные, за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы с 27 сентября 1986 года по 4 октября 1986 года, командировки с 10 марта 1988 года по 31 марта 1988 года, стаж работы дающей право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Списком № 1, разделом ХХI, подразделом 3, позицией 12003000-17541 в соответствии со статьей 27 пункт 1 подпункт 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ составляет 1 год 6 месяцев 24 дня. Справка выдана на основании Книжки диспетчера службы движения, с отметкой о допусках на конкретные диспетчерские пункты согласно Перечня зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью движения, расположенных на территории РФ, приказов и лицевых счетов за 1984 – 1990 годы.

Из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на работе с вредными (или) опасными условиями труда № 20/146 от 17 июня 2009 года, выданной ФГУП «Комиавиатранс» следует, что ФИО3 с 14 июня 1990 года по 21 февраля 1994 года работал полный рабочий день в особых условиях труда вредные. ФИО3 находился на курсах повышения квалификации с сохранением среднего заработка в следующие периоды с 3 по 11 января 1991 года, с 18 апреля по 15 мая 1992 года, с 6 февраля по 3 марта 1992 года, с 31 января по 16 февраля 1994 года, в отпуске без сохранения заработной платы – с 9 ноября по 11 декабря 1993 года, с 12 по 31 декабря 1993 года. Стаж работы дающей право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Списком № 1, разделом ХХI, подразделом 3, позицией 12003000-17541 в соответствии со статьей 27 пункт 1 подпункт 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ составляет 3 года 6 месяцев 12 дней. Справка выдана на основании Книжки диспетчера службы движения, с отметкой о допусках на конкретные диспетчерские пункты согласно Перечня зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью движения, расположенных на территории РФ, приказов и лицевых счетов.

Анализируя в совокупности представленные сторонами доказательства, суд считает, что доводы ответчика о том, что периоды с 30 декабря 1985 года по 2 января 1986 года, с 24 декабря 1986 года по 15 октября 1987 года, с 13 апреля по 13 октября 1988 года, с 5 марта 1989 года по 21 апреля 1990 года не могут быть включены в стаж с вредными условиями труда, поскольку ФИО3 в указанные периоды имел допуск к самостоятельной работе на диспетчерских пунктах аэропорта, не включенных в Перечень, несостоятельными по следующим основаниям.

Как было указано ранее, диспетчерские пункты СДП и ДПР были совмещены, то есть фактически диспетчер, находящийся на рабочем месте совмещенного диспетчерского пункта, осуществлял и функции диспетчера СДП (включенного в Перечень), так и диспетчера ДПР (не включенного в Перечень), то есть выполнял больший объем работы по сравнению с диспетчером пункта СДП, при этом 94% рабочего времени работы диспетчера совмещенного диспетчерского пункта составляла работа диспетчера СДП.

Кроме того, суд считает, что при определении права истца на получение досрочной пенсии следует исходить из того, что конкретный тип диспетчерского пункта, работа на котором дает право на получение досрочной пенсии, в Списке № 1 не указан.

СДП – стартовый диспетчерский пункт, находящийся в зоне взлета и посадки.

Аналогичным диспетчерским пунктом является СДП-ДПР аэропорта Воркута, в котором согласно Совмещенной Технологии работы диспетчера СДП-ДПР диспетчер СДП-ДПР осуществляет управление воздушным движением в пределах установленных границ (рубежей) с использованием радиотехнических средств и средств связи, докладов экипажей, взаимодействуя с диспетчерами АДП и ПДСП. Согласно пункта 1.3 Совмещенной технологии в пределах границ (рубежей) диспетчер СДП-ДПР управляет движением воздушных судов всех классов, производящих полеты на аэродроме Воркута, а при полетах воздушных судов ведомственной авиации взаимодействует с помощником руководителя авиационной части. Данная технология соответствует в основном Типовой Технологии работы диспетчера старта (СДП, СДП МВЛ).

Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что совмещенный диспетчерский пункт СДП-ДПР, созданный в аэропорту Воркута, и диспетчерский пункт СДП, являются аналогичными по управлению воздушным движением.

В связи с чем, периоды: с 30 декабря 1985 года по 2 января 1986 года (4 дня), с 24 декабря 1986 года по 15 октября 1987 года (1 год 2 месяца 18 дней), с 13 апреля 1988 года по 13 октября 1988 года (за минусом учебного отпуска и дней к месту отдыха – 7 месяцев 29 дней), с 5 марта 1989 года по 24 августа 1989 года (за минусом дней учебы и командировки – 7 месяцев 16 дней), с 25 августа 1989 года по 8 октября 1989 года (2 месяца 6 дней), с 9 октября 1989 года по 21 апреля 1989 года (за минусом учебного отпуска и командировки – 8 месяцев 4 дня), когда ФИО3 осуществлял работу, подлежат включению в стаж работы с вредными условиями труда.

Указанный стаж работы истца с вредными условиями труда составит в льготном исчислении 3 года 4 месяца 17 дней.

Вместе с тем, суд считает не подлежащим включению в стаж с вредными условиями труда период с 27 ноября 1984 года по 27 мая 1985 года (за минусом отпуска без сохранения заработной платы – 8 месяцев 10 дней), поскольку диспетчерский пункт РЦ Воркутинского РЦ ЕС УВД входил в Перечень зон управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения на территории РФ, диспетчерский пункт МДП аэропорта Воркута также входил в данный Перечень, однако диспетчерский пункт ДПП аэропорта Воркута не входил в Перечень, доказательств того, что 80% рабочего времени ФИО3 выполнял функции ... диспетчерского пункта РЦ, МДП, истцом не представлено, судом таковых не установлено.

Оснований, предусмотренных законом для включения в стаж истца с вредными условиями труда периода с 1 августа по 26 ноября 1984 года – первоначальная стажировка, также не имеется, поскольку в указанный период истец не имел самостоятельного допуска на работу в диспетчерских пунктах, предусмотренных Перечнем.

Кроме того, суд принимает во внимание следующее.

Факт нахождения на курсах повышения квалификации ФИО3 в периоды: с 11 по 30 марта 1988 года, с 3 по 11 января 1991 года, с 6 февраля по 3 марта 1992 года, с 18 апреля по 15 мая 1992 года, с 31 января по 16 февраля 1994 года (3 месяца 12 дней) подтверждается исследованными судом доказательствами, в том числе книжкой диспетчера, и не оспаривается ответчиком.

Требования истца о включении в стаж с вредными условиями периодов повышения квалификации подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статьи 112 Кодекса Законов о труде Российской Федерации и статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, в том числе и для работников гражданской авиации – Положением о профессиональной подготовке специалистов службы движения гражданской авиации, утвержденным заместителем министра гражданской авиации 12 июня 1986 года.

С учетом включения в стаж работы с вредными условиями труда периода курсов повышения квалификации – 3 месяца 12 дней, общий стаж с вредными условиями труда составит: 7-2-2 + 3-4-17 + 0-3-12=10 лет 10 месяцев 1 день, что является достаточным для наступления права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Поскольку на момент обращения за назначением пенсии, истец имел необходимый для назначения стаж работы с вредными условиями труда, отвечал другим необходимым для назначения пенсии условиям, решение об отказе в назначении пенсии является незаконным, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

В связи с удовлетворением иска с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда в г. Сыктывкаре в городе Сыктывкаре от 1 декабря 2009 года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре назначить ФИО3 досрочную трудовую пенсию по старости с 5 мая 2009 года.

Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре в пользу ФИО3 судебные издержки в размере 200 (двухсот) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия.

Председательствующий судья И.В. Смолева