ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1936/2013 от 02.09.2013 Лефортовского районного суда (Город Москва)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

02 сентября 2013 года.

Лефортовский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Целищева А.А.

При секретаре Федотове М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело за № 2-1936/2013 по иску Сергиево-Посадского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие сервисной экологической службы» об обязании прекратить действия по обезвреживанию и размещению отходов

У С Т А Н О В И Л:

Сергиево- Посадский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Специализированное предприятие сервисной экологической службы» ( ООО «СП СЭС») об обязании прекратить действия по обезвреживанию и размещению отходов.

В обосновании своих исковых требований истец указывает, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации от 03.10.2001 года- ООО «СП СЭС» зарегистрировано на территории Российской Федерации в качестве юридического лица.

16.08.2012 года городской прокуратурой была проведена проверка по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, д. Парфеново, ТБО «Парфеново» по вопросу законности деятельности ООО «СП СЭС».

На момент проверки, - утверждает заявитель,- установлено, что ООО «СП СЭС» осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов на основании лицензии, срок действия которой истек 26.07.2012 года.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.

Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Согласно ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В силу требований Федерального закона от 06.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО «СП СЭС» выдана лицензия на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов № ОТ-01-002950 от 26.10.2007 года.

Срок действия лицензии установлен до 26.07.2012 года.

По ст.23 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требования Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ признаны утратившими силу.

Ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Наименование вида деятельности, на осуществление которой ООО «СП СЭС» выдана лицензия (деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов) изменено и определяется в настоящее время как «деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности».

Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 №255 определен перечень работ, составляющих указанный вид лицензируемой деятельности.

Между тем, выданная ООО «СП СЭС» 26.06.2007 года лицензия не содержит перечня работ, которые выполняются в составе осуществляемого вида лицензируемой деятельности.

Необходимость переоформления лицензий, выданных до вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ, подтверждается также письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.12.2011 № ВК-08-0336/16638

ООО «СП СЭС», осуществляя деятельность по обезвреживанию и размещению отходов на полигоне ТБО «Парфеново», не переоформило лицензию в установленном порядке, из чего следует, что деятельность ООО «СП СЭС» осуществляется без лицензии.

По ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В нарушение положений Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ ООО «СП СЭС» осуществляется деятельность без утвержденных в установленном порядке лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Срок действия лимитов, утвержденных для ООО «СП СЭС», истек 01.01.2010.

Согласно ч.5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

П.1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» гласит, что рекультивация земель связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Поскольку его требования направлены на устранение Обществом с ограниченной ответственностью «СП СЭС» нарушений действующего законодательства, истец просит суд:

Обязать ООО «СП СЭС» прекратить деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, д. Парфеново полигон «ТБО Парфеново» в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу;

Обязать ООО «СП СЭС» разработать в установленном порядке проект рекультивации полигона ТБО «Парфеново» в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Обязать ООО «СП СЭС» осуществить рекультивацию полигона ТБО «Парфеново» в соответствии с проектом рекультивации земель.

Ответчик- представитель ООО «СП СЭС» исковые требования не признал в полном объеме, представив письменный отзыв на иск, поддержанный в судебном заседании.

В частности, представитель ответчика отметил, что доводы заявителя о том, что Общество осуществляет какую-либо лицензируемую деятельность без лицензии не соответствуют действующему законодательству и доказательствам, представленным в материалы дела.

Так, - поясняет ответчик,- согласно ст. 12 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В то же время согласно ст. 4.1. федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» - отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Таким образом, деятельность по обезвреживанию и размещению отходов V класса опасности не подлежит лицензированию.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Прокурором не представлены и в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, что после 26.06.2012 года (конечный срок указанный в лицензии ООО «СП СЭС») ответчик осуществлял деятельность по размещению и обезвреживанию отходов именно I-IV, а не V класса опасности.

В материалах прокурорской проверки от 16.08.2012 года, на которую ссылается истце не указано, отходы какого класса опасности размещаются ООО «СП СЭС» на полигоне «ТБО Парфеново».

В материалах дела имеется копия решения Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2012 года по делу №А40-132988/12-84-1375.

Однако,- по мнению должника,- во-первых, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, что указанное решение вступило в законную силу, в связи с чем оно не может иметь преюдициальной силы, поскольку в силу ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Во-вторых, в решении Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2012 года по делу №А40-132988/12-84-1375 также не установлено, что ООО «СП СЭС» по 26.06.2012 года осуществляло деятельность по обезвреживанию и размещению отходов именно I-IV классов опасности, а не V класса опасности.

Также ответчик обращает внимание суда на то, что представленная в материалы взыскателем копия решения Арбитражного суда г. Москвы, не заверена Арбитражным судом г. Москвы в установленном законом порядке, а заверена представителем истца Кебедовым Д.М., при этом в материалах дела отсутствуют полномочия Кебедова Д.М. на заверение документов от имени Сергиево-Посадского городского прокурора Московской области.

Как отмечено в определении Московского городского суда от 12.11.2012 года №4г/8-10621: «Копии судебных постановлений должны быть удостоверены подписями судьи и секретаря с приложением гербовой печати суда, прошиты и пронумерованы, на копии судебного постановления должна стоять отметка о вступлении его в законную силу».

В то же время ООО «СП СЭС» представлены в материалы дела копия служебной записки от 27.06.2012 года эколога ООО «СП СЭС» М.К.П. на имя генерального директора ООО «СП СЭС» С.А.Н. об исключении с 27.06.2012 года и до момента переоформления лицензии поступления отходов IV класса опасности на полигон ТБО «Парфеново» и копия приказа №12а от 27.06.2012 года генерального директора ООО «СП СЭС» С.А.Н. об исключении приема отходов IV класса опасности на полигон ТБО «Парфеново», согласно Федеральному Классификационному Каталогу отходов.

Таким образом, - считает ответчик,- в материалах дела имеются доказательства того, что с 27.06.2012 года по настоящее время ООО «СП СЭС» не осуществляло и не осуществляет деятельности по обезвреживанию и размещению на полигоне «ТБО Парфеново» отходов I-IV классов опасности.

Факт размещения ООО «СП СЭС» отходов только V класса опасности подтверждается также следующими доказательствами.

17.05.2013 и 20.05.2013 года Федеральным государственным учреждением «Центр лабораторных анализов технических измерений по Центральному Федеральному округу» был произведен отбор отходов, завозимых на полигон ТБО «Парфеново» для определения класса опасности ввозимых и размещаемых отходов.

По результатам взятых проб были проведены анализы и составлены протоколы в соответствии с которыми установлено, что взятые на исследование отходы относятся к V классу опасности.

Выводы искового заявления о том, что ООО «СП СЭС» осуществляя деятельность по обезвреживанию и размещению отходов на полигоне ТБО «Парфеново», не переоформило лицензию в установленном порядке и осуществляло деятельность без лицензии,- по мнению ответчика,- не соответствуют действительности.

25.02.2013 года вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу №А40-161345/12-145-894 признано незаконным решение Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу об отказе обществу с ограниченной ответственностью «СП СЭС» в переоформлении лицензии №ОТ-01-002950 (77) от 26.06.2007 г., выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, содержащееся в письме №17-41/8983 от 01.07.2012 года.

Суд решил обязать Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу переоформить лицензию №ОТ-01-002950 (77) от 26.06.2007 г., выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Обществу с ограниченной ответственностью «СП СЭС».

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по делу № А40-161345/12-145-894 указанное решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу без удовлетворения.

ООО «СП СЭС» направило в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу заявление об исполнении решения суда и выдаче переоформленной бессрочной лицензии, а также направило исполнительный лист судебным приставам для принудительного исполнения решения суда.

Следовательно, в настоящее время принято вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы, которым переоформлена лицензия ООО «СП СЭС», в связи с чем в ближайшее время Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу должен исполнить указанное решение и выдать ООО «СП СЭС» бессрочную лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов именно I-IV классов опасности, в связи с чем, обстоятельства на которые ссылается истец являются устранимыми и ООО «СП СЭС» предпринимаются все необходимые меры по их устранению, поэтому отсутствует необходимость в бессрочном прекращении соответствующей деятельности ООО «СП СЭС».

В определении Московского областного суда от 20.09.2011 года по делу №33-18988 установлено, что нарушение, которое является устранимым и принимаются меры по его устранению не может служить достаточным основанием для прекращения деятельности.

Более того, согласно действующему законодательству ООО «СП СЭС» вправе во время переоформления лицензии продолжать осуществлять лицензируемый вид деятельности.

Ч. 4 ст. 22 Федерального Закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.

Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Таким образом, - на взгляд ответчика,- статьей 18 ФЗ от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрен порядок переоформления лицензии в случаях установленных ч. 4 ст. 22 указанного федерального закона.

Между тем, по положениям ч. 2 ст. 18 ФЗ от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

В своем исковом заявлении истец указывает, что в нарушение положений Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ - ООО «СП СЭС» осуществляется деятельность без утвержденных в установленном порядке лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Но,- утверждает ответчик,- Общество никогда не допускало и не допускает нарушений положений Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов от 25.02.2010 №50 настоящий Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.12.2011 №ВК-08-03-36/16666 указано :

В связи с многочисленными обращениями в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросам сроков действия лимитов на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2010, N 16796), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Отчетность).

Порядок представления и контроля Отчетности утвержден приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30.

Исходя из изложенного, Росприроднадзор считает, что количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с Отчетностью за отчетный год, являются лимитами за этот же (отчетный) год, а согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 мая 2011 г. N КТ-08-03-36/6317: «В связи с многочисленными обращениями в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросам рассмотрения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанных субъектами малого и среднего предпринимательства в инициативном порядке, сообщено следующее.

По п. 3 статьи 18 Федеральный закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»- индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Росприроднадзор считает, что ПНООЛР, разработанные в инициативном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства и представленные на утверждение в территориальные органы Росприроднадзора, подлежат возврату без рассмотрения».

ООО «СП СЭС» является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается выпиской из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, выданной 13.06.2012 года Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы сроком до 23.06.2013 года.

Значит, ООО «СП СЭС» являясь субъектом малого предпринимательства,- считает ответчик,- не обязано осуществлять деятельность по утвержденным в установленном порядке лимитам на размещения отходов производства и потребления и не обязано разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

Даже если бы ООО «СП СЭС» разрабатывало и представляло на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, то они возвращались бы Росприроднадзором без рассмотрения на основании вышеизложенных норм закона.

Свои обязательства по представлению в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке ООО «СП СЭС» выполняет своевременно и в полном объеме.

Позицию ответчика по данному вопросу поддерживает и сложившаяся в г. Москве судебная практика.

Например, согласно определению Московского городского суда от 06 апреля 2011 года №33-9771: «Тимирязевский межрайонный прокурор г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к ИП А. об обязании разработать и утвердить проект норматива образования отходов производства и потребления и лимит на их разрешение, сославшись на положения Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающих проведение указанных действий, об обязании которых просил истец, обратившись в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в силу ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»- ответчик обязан разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Между тем, в силу п. 3 ст. 18 указанного закона обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом, указано в Определении, суд первой инстанции не выяснил, является ли ответчик субъектом малого или среднего предпринимательства и освобожден ли от обязанности, о возложении которой на него просит истец.

Кроме того, суд не проверил довод ответчика о том, что ИП А. является микропредприятием в соответствии с критериями оценки и законодательством РФ на момент вынесения решения суда.

Таким образом, суд постановил, что решение при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, что в силу положений ст. 362 ч. 1 п. 1 ГПК РФ влечет его отмену».

По ч. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Прекращение деятельности ООО «СП СЭС» по эксплуатации полигона Парфеново и размещению отходов противоречит общественным интересам, поскольку в Сергиево- Посадском районе Московской области отсутствуют другие полигоны для хранения отходов и отсутствие полигона для хранения отходов приведет к загрязнению района отходами.

Указанная позиция также поддерживается судебной практикой.

Как установлено в определении Московского областного суда от 20.09.2011 по делу N 33-18988: «Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении производственной деятельности, создающей опасность причинения вреда, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Так, согласно материалам дела, ОАО "Полигон ТБО" осуществляет прием твердых бытовых отходов городского округа Химки и близлежащих населенных пунктов, а в случае приостановления деятельности этого предприятия значительное количество граждан проживающих в данной местности будет лишена возможности утилизации твердых бытовых отходов, что дополнительно свидетельствует о нарушении общественных интересов населения».

29.04.2013 года следователем СУ УМВД России по Сергиево- Посадскому району Г.И.И. вынесено постановление о прекращении уголовного дела №126741 по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ в отношении Страхова А.Н.

В указанном постановлении установлено следующее: «Не вывоз бытовых отходов в течение достаточно долгого количества времени является опасным для жизни и здоровья людей, мог повлечь неблагоприятную экологическую обстановку в населенных пунктах, из которых бытовые отходы вывозятся на полигон ТБО «Парфеново».

Также,- утверждает ответчик,- истцом заявлены требования - обязать ООО «СП СЭС» разработать в установленном порядке проект рекультивации полигона «ТБО Парфеново» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и обязать его осуществить рекультивацию полигона «ТБО Парфеново» в соответствии с проектом рекультивации земель.

Указанные требования, - полагает должник,- являются необоснованными и незаконными, поскольку, во-первых, ООО «СП СЭС» не является проектной организацией и не имеет лицензий на осуществление проектных работ, не состоит в соответствующих саморегулируемых организациях;

Во-вторых, ООО «СП СЭС» уже разработан в установленном порядке проект дозагрузки и рекультивации полигона ТБО «Парфеново», также у предприятия имеется градостроительное заключение от 08.11.2011 г. №35 на дозагрузку и рекультивацию Полигона ТБО «Парфеново».

Вместе с тем, по п. 3.4. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ - проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежит государственной экспертизе.

Также в соответствии с п. 7.2. ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Из вышеизложенных норм следует, что для проведения дозагрузки и рекультивации полигона ТБО «Парфенове» необходимо пройти государственную экспертизу проекта и государственную экологическую экспертизу проекта дозагрузки и рекультивации.

Согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 года №372 для проведения экологической экспертизы необходимо обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которое организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

Согласно п. 4.3. указанного приказа информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы.

В силу 14 ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов проводится при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

ООО «СП СЭС» - 01.04.2013 года обратилось с письмом №17 к Главе Сергиево- Посадского муниципального района Московской области, в котором просило опубликовать информацию о проекте дозагрузки и рекультивации полигона ТБО «Парфеново» в официальном издании органа местного самоуправления и провести общественные слушания проекта.

Указанное письмо получено Администрацией Сергиево- Посадского района Московской области 02.04.2013 года, однако до настоящего времени никакого ответа в адрес ООО «СП СЭС» не поступало.

Администрация Сергиево- Посадского района Московской области,- полагает ответчик,- незаконно уклоняется от проведения общественных слушаний по вопросу рекультивации полигона ТБО Парфенове, в связи с чем 28.08.2013 года ООО «СП СЭС» обратилось с исковым заявление в Сергиево- Посадский городской суд Московской области о признании соответствующих действий незаконными.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Собственником земельного участка по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, д. Парфеново, полигон «ТБО Парфеново» является собственностью Администрации Сергиево- Посадского района Московской области и предоставлен ООО «СП СЭС» в аренду.

В договоре аренды №ДЗ-69 от 17.02.2009 года между ООО «СП СЭС» и Администрацией Сергиево- Посадского района не установлено обязательств ООО «СП СЭС» по финансированию рекультивации земельного участка.

По п. 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденного приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации №525 от 22.12.1995 года условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, что Администрация Сергиево- Посадского района Московской области, предоставившая земельный участок в пользование ООО «СП СЭС» установила какие-либо условия рекультивации земель, которые были бы нарушены ООО «СП СЭС».

Таким образом, несмотря на то, что в соответствии со ст. 7 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01. 2002 г. №7-ФЗ к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, Администрацией г. Сергиев- Посад Московской области не принято никаких мер по финансированию и разработке проекта рекультивации полигона «ТБО Парфеново» и не предпринимается никаких мер для проведения рекультивации, в то время как ООО «СП СЭС» в добровольном порядке заказал и профинансировал разработку проекта рекультивации полгона «ТБО Парфеново».

Более того,- заключает ответчик,- ООО «СП СЭС» эксплуатирует полигон ТБО «Парфеново» только с 2007 года, в то время как указанный полигон функционирует с 1998 года и если бы даже имело место нарушение земель, в т.ч. Связанное со снятием плодородного слоя почвы, то оно было совершено лицами, эксплуатировавшими полигон ТБО «Парфеново» до начала деятельности ООО «СП СЭС» на этом полигоне.

Выслушав объяснения явившегося лица, участвующего в деле, проверив материалы дела, оценив собранные доказательства, суд находит, что иск не обоснован и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства в соответствии со свидетельством о государственной регистрации от 03.10.2001 года ООО «СП СЭС» зарегистрировано на территории Российской Федерации в качестве юридического лица.

16.08.2012 года Сергиево- Посадской городской прокуратурой Московской области была проведена проверка по адресу: Московская область, Сергиево- Посадский район, д. Парфенове, ТБО «Парфеново» по вопросу законности деятельности ООО «СП СЭС».

Как утверждает истец, на момент проверки им было установлено, что ООО «СП СЭС» осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов на основании лицензии, срок действия которой истек 26.07.2012 года.

Между тем, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.

Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Согласно ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В силу требований Федерального закона от 06.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО «СП СЭС» выдана лицензия на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов № ОТ-01-002950 от 26.10.2007. Срок действия лицензии был установлен до 26.07.2012 года.

По ст.23 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требования Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ признаны утратившими силу.

Ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Наименование вида деятельности, на осуществление которой ООО «СП СЭС» выдана лицензия (деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов) изменено и определяется в настоящее время как «деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности».

Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 №255 определен перечень работ, составляющих указанный вид лицензируемой деятельности.

Выданная ООО «СП СЭС» 26.06.2007 года лицензия, - считает заявитель,- не содержит перечня работ, которые выполняются в составе осуществляемого вида лицензируемой деятельности.

Необходимость переоформления лицензий, выданных до вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ, подтверждается также письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.12.2011 № ВК-08-0336/16638

Однако,- по мнению взыскателя,- ООО «СП СЭС», осуществляя деятельность по обезвреживанию и размещению отходов на полигоне ТБО «Парфеново», не переоформило лицензию в установленном порядке, из чего следует, что деятельность ООО «СП СЭС» осуществляется без лицензии.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В нарушение положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, - полагает прокурор,- ООО «СП СЭС» осуществляется деятельность без утвержденных в установленном порядке лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Срок действия лимитов, утвержденных для ООО «СП СЭС», истек 01.01.2010.

Ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» гласит, что при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

П. 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» определяет что рекультивация земель связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Полагая, что заявленные требования направлены на устранение Обществом с ограниченной ответственностью «СП СЭС» нарушений действующего законодательства, взыскатель предъявил рассматриваемый иск.

Вместе с тем, суд не находит оснований к удовлетворению спорных требований.

Во-первых, доводы заявителя о том, что Общество с ограниченной ответственностью «СП СЭС» осуществляет какую-либо лицензируемую деятельность без лицензии не соответствуют действующему законодательству и доказательствам, представленным в материалы дела.

Так, согласно ст. 12 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В то же время согласно ст. 4.1. федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» - отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Таким образом, деятельность по обезвреживанию и размещению отходов V класса опасности не подлежит лицензированию.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Прокурором не представлены и в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, что после 26.06.2012 года (конечный срок указанный в лицензии ООО «СП СЭС») ответчик осуществлял деятельность по размещению и обезвреживанию отходов именно I-IV, а не V класса опасности.

При этом, в материалах прокурорской проверки от 16.08.2012 года, на которую ссылается истец не указано, отходы какого класса опасности размещаются ООО «СП СЭС» на полигоне «ТБО Парфеново».

В материалах дела имеется копия решения Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2012 года по делу №А40-132988/12-84-1375.

Однако, в силу ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Во-вторых, в решении Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2012 года по делу №А40-132988/12-84-1375 также не установлено, что ООО «СП СЭС» по 26.06.2012 года осуществляло деятельность по обезвреживанию и размещению отходов именно I-IV классов опасности, а не V класса опасности.

Также, представленная в материалы взыскателем копия решения Арбитражного суда г. Москвы, не заверена Арбитражным судом г. Москвы в установленном законом порядке, а заверена представителем истца Кебедовым Д.М., при этом в материалах дела отсутствуют полномочия Кебедова Д.М. на заверение документов от имени Сергиево-Посадского городского прокурора Московской области.

Как отмечено в определении Московского городского суда от 12.11.2012 года №4г/8-10621: «Копии судебных постановлений должны быть удостоверены подписями судьи и секретаря с приложением гербовой печати суда, прошиты и пронумерованы, на копии судебного постановления должна стоять отметка о вступлении его в законную силу».

В то же время, ООО «СП СЭС» представлены в материалы дела копия служебной записки от 27.06.2012 года эколога ООО «СП СЭС» М.К.П. на имя генерального директора ООО «СП СЭС» С.А.Н. об исключении с 27.06.2012 года и до момента переоформления лицензии поступления отходов IV класса опасности на полигон ТБО «Парфеново» и копия приказа №12а от 27.06.2012 года генерального директора ООО «СП СЭС» С.А.Н. об исключении приема отходов IV класса опасности на полигон ТБО «Парфеново», согласно Федеральному Классификационному Каталогу отходов.

Таким образом, в материалах дела имеются доказательства того, что с 27.06.2012 года по настоящее время ООО «СП СЭС» не осуществляло и не осуществляет деятельности по обезвреживанию и размещению на полигоне «ТБО Парфеново» отходов I-IV классов опасности.

Факт размещения ООО «СП СЭС» отходов только V класса опасности подтверждается также тем, что 17.05.2013 и 20.05.2013 года Федеральным государственным учреждением «Центр лабораторных анализов технических измерений по Центральному Федеральному округу» был произведен отбор отходов, завозимых на полигон ТБО «Парфеново» для определения класса опасности ввозимых и размещаемых отходов.

По результатам взятых проб были проведены анализы и составлены протоколы в соответствии с которыми установлено, что взятые на исследование отходы относятся к V классу опасности.

Во- вторых, выводы искового заявления о том, что ООО «СП СЭС» осуществляя деятельность по обезвреживанию и размещению отходов на полигоне ТБО «Парфеново», не переоформило лицензию в установленном порядке и осуществляло деятельность без лицензии не соответствуют действительности.

25.02.2013 года вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу №А40-161345/12-145-894 признано незаконным решение Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу об отказе обществу с ограниченной ответственностью «СП СЭС» в переоформлении лицензии №ОТ-01-002950 (77) от 26.06.2007 г., выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, содержащееся в письме №17-41/8983 от 01.07.2012 года.

Суд решил обязать Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу переоформить лицензию №ОТ-01-002950 (77) от 26.06.2007 г., выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Обществу с ограниченной ответственностью «СП СЭС».

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по делу № А40-161345/12-145-894 указанное решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу- без удовлетворения.

ООО «СП СЭС» направило в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу заявление об исполнении решения суда и выдаче переоформленной бессрочной лицензии, а также направило исполнительный лист судебным приставам для принудительного исполнения решения суда.

Следовательно, в настоящее время принято вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы, которым переоформлена лицензия ООО «СП СЭС», в связи с чем, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу обязан исполнить указанное решение и выдать ООО «СП СЭС» бессрочную лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов именно I-IV классов опасности, в связи с чем, обстоятельства на которые ссылается взыскатель являются устранимыми и ООО «СП СЭС» предпринимаются все необходимые меры по их устранению, поэтому отсутствует необходимость в бессрочном прекращении соответствующей деятельности ООО «СП СЭС».

В определении Московского областного суда от 20.09.2011 года по делу №33-18988 установлено, что нарушение, которое является устранимым и принимаются меры по его устранению не может служить достаточным основанием для прекращения деятельности.

Более того, согласно действующему законодательству ООО «СП СЭС» вправе во время переоформления лицензии продолжать осуществлять лицензируемый вид деятельности.

Ч. 4 ст. 22 Федерального Закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.

Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Таким образом, статьей 18 ФЗ от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрен порядок переоформления лицензии в случаях установленных ч. 4 ст. 22 указанного федерального закона.

Между тем, по положениям ч. 2 ст. 18 ФЗ от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

В третьих, в своем исковом заявлении истец указывает, что в нарушение положений Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ - ООО «СП СЭС» осуществляется деятельность без утвержденных в установленном порядке лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Но, Общество никогда не допускало и не допускает нарушений положений Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов от 25.02.2010 №50 настоящий Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.12.2011 №ВК-08-03-36/16666 указано :

В связи с многочисленными обращениями в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросам сроков действия лимитов на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2010, N 16796), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Отчетность).

Порядок представления и контроля Отчетности утвержден приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30.

Исходя из изложенного, Росприроднадзор считает, что количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с Отчетностью за отчетный год, являются лимитами за этот же (отчетный) год, а согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 мая 2011 г. N КТ-08-03-36/6317: «В связи с многочисленными обращениями в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросам рассмотрения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанных субъектами малого и среднего предпринимательства в инициативном порядке, сообщено следующее.

По п. 3 статьи 18 Федеральный закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»- индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Росприроднадзор считает, что ПНООЛР, разработанные в инициативном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства и представленные на утверждение в территориальные органы Росприроднадзора, подлежат возврату без рассмотрения».

ООО «СП СЭС» является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается выпиской из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, выданной 13.06.2012 года Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы сроком до 23.06.2013 года.

Значит, ООО «СП СЭС» являясь субъектом малого предпринимательства не обязано осуществлять деятельность по утвержденным в установленном порядке лимитам на размещения отходов производства и потребления и не обязано разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

Свои обязательства по представлению в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке ООО «СП СЭС» выполняет своевременно и в полном объеме.

В четвертых, по ч. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Прекращение деятельности ООО «СП СЭС» по эксплуатации полигона Парфеново и размещению отходов противоречит общественным интересам, поскольку в Сергиево- Посадском районе Московской области отсутствуют другие полигоны для хранения отходов и отсутствие полигона для хранения отходов приведет к загрязнению района отходами.

29.04.2013 года следователем СУ УМВД России по Сергиево- Посадскому району Г.И.И. вынесено постановление о прекращении уголовного дела №126741 по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ в отношении С.А.Н.

В указанном постановлении установлено следующее: «Не вывоз бытовых отходов в течение достаточно долгого количества времени является опасным для жизни и здоровья людей, мог повлечь неблагоприятную экологическую обстановку в населенных пунктах, из которых бытовые отходы вывозятся на полигон ТБО «Парфеново».

В-пятых, истцом заявлены требования - обязать ООО «СП СЭС» разработать в установленном порядке проект рекультивации полигона «ТБО Парфеново» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и обязать его осуществить рекультивацию полигона «ТБО Парфеново» в соответствии с проектом рекультивации земель.

Суд соглашается с мнением ответчика и считает, что они являются необоснованными и незаконными, поскольку, ООО «СП СЭС» не является проектной организацией и не имеет лицензий на осуществление проектных работ, не состоит в соответствующих саморегулируемых организациях;

Кроме того, ООО «СП СЭС» уже разработан в установленном порядке проект дозагрузки и рекультивации полигона ТБО «Парфеново», также у предприятия имеется градостроительное заключение от 08.11.2011 г. №35 на дозагрузку и рекультивацию Полигона ТБО «Парфеново».

Вместе с тем, по п. 3.4. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ - проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежит государственной экспертизе.

Также в соответствии с п. 7.2. ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Из вышеизложенных норм следует, что для проведения дозагрузки и рекультивации полигона ТБО «Парфенове» необходимо пройти государственную экспертизу проекта и государственную экологическую экспертизу проекта дозагрузки и рекультивации.

Согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 года №372 для проведения экологической экспертизы необходимо обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которое организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

По п. 4.3. указанного приказа информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы.

В силу 14 ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов проводится при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

ООО «СП СЭС» - 01.04.2013 года обратилось с письмом №17 к Главе Сергиево- Посадского муниципального района Московской области, в котором просило опубликовать информацию о проекте дозагрузки и рекультивации полигона ТБО «Парфеново» в официальном издании органа местного самоуправления и провести общественные слушания проекта.

Указанное письмо получено Администрацией Сергиево- Посадского района Московской области 02.04.2013 года, однако до настоящего времени никакого ответа в адрес ООО «СП СЭС» не поступало.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Собственником земельного участка по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, д. Парфеново, полигон «ТБО Парфеново» является собственностью Администрации Сергиево- Посадского района Московской области и предоставлен ООО «СП СЭС» в аренду.

В договоре аренды №ДЗ-69 от 17.02.2009 года между ООО «СП СЭС» и Администрацией Сергиево- Посадского района не установлено обязательств ООО «СП СЭС» по финансированию рекультивации земельного участка.

По п. 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденного приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации №525 от 22.12.1995 года условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, что Администрация Сергиево- Посадского района Московской области, предоставившая земельный участок в пользование ООО «СП СЭС» установила какие-либо условия рекультивации земель, которые были бы нарушены ООО «СП СЭС».

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Сергиево- Посадскому городскому прокурору, выступающему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении исковых требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие сервисной экологической службы» о прекращении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, д. Парфеново полигон «ТБО Парфеново», обязании разработать в установленном порядке проект рекультивации полигона ТБО «Парфеново», осуществить рекультивацию полигона ТБО «Парфеново» в соответствии с проектом рекультивации земель отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение одного месяца.

Судья: (Целищев А.А.)