ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1936/2017 от 16.06.2017 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1936/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2017 года, г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего Колесова Р.Н.,

при секретаре Власовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 к администрации города Костромы о признании отдельной семьей, незаконным отказа в признании малоимущими и постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признании малоимущими и возложении обязанности принять на учет нуждающихся в получении жилых помещений,

у с т а н о в и л:

ФИО2, действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, а также ФИО1, обратились в суд с указанным иском по тем основаниям, что, являясь членами одной семьи, проживают на основании договора безвозмездного пользования от <дата> по адресу: <адрес>2 в трехкомнатной квартире общей площадью 61,8 кв.м., которая принадлежит на праве общей долевой собственности родителям ФИО2ФИО17 и ФИО16, которые также проживают в квартире в составе своей семьи, состоящей из двух человек.

Дополнительным соглашением к указанному договору определен порядок пользования квартирой, согласно которому в пользовании семьи истцом находится комната общей площадью 19 кв.м, в пользовании семьи ФИО16 и К.Г. комната общей площадью 12,4 кв.м, третья комната площадью 13 кв.м, кухня и санузел находятся в пользовании обеих семей.

Семья ФИО2 и семья ее родителей имеют разные бюджеты и ведут раздельное хозяйство. Многоквартирный жилой дом, в котором находится указанная квартира, признан аварийным постановлением администрации <адрес> от <дата>.

<дата>ФИО2 обратилась с заявлением о признании ее семьи (она сама, ее муж и двое детей) малоимущей и принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, указав, что ее семья и семья ФИО16 и К.Г. являются разными семьями, ведут раздельное хозяйство и имеют разные бюджеты.

<дата> администрацией города Костромы ей было отказано в признании малоимущей на основании п. 1 ч. 1 ст. 11.1 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 345-ЗКО по причине того, что ею не представлены документы, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 11.1 указанного Закона, а также было отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Отказ, который был мотивирован тем, что заявителем не были представлены сведения о доходах члена семьи ФИО17 ни за один месяц расчетного периода, был оспорен ею в суде и признан незаконным.

В последующем, <дата>, она обратилась к ответчику с заявлением об обследовании условий проживания ее семьи на предмет раздельного проживанья с семьей ФИО16 и К.Г., о признании ее семьи малоимущей и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.

<дата> управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы было проведено требуемое ею обследование, по результатам которого комиссия пришла к выводу о том, что все проживающие в квартире граждане ведут совместное хозяйство, что действительности не соответствует. Заявление о несогласии с выводами комиссии подано ею ответчику <дата>.

Письмом администрации г. Костромы от <дата> ей было сообщено об отказе в признании малоимущей и в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку не установлен факт проживания в одном жилом помещении двух семей, имеющих собственные источники дохода и ведущих раздельное хозяйство, а также не представлены сведения о доходах члена ее семьи ФИО17 ни за один месяц расчетного периода.

Полагая данный отказ незаконным, просила признать разными семьями: семью в составе четырех человек (ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4), и семью в составе 2 человек (ФИО16, ФИО17); признать отдельной семьей семью из 4 человек: ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4; признать незаконным отказ администрации <адрес> от <дата> в признании ее и членов ее семьи ФИО1, ФИО3, ФИО4., малоимущими в целях принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений; признать незаконным отказ администрации <адрес> от <дата> в принятии ее и членов е семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений; признать ее с членами ее семьи: ФИО1, ФИО3, <дата> г.р., ФИО4, <дата> г.р. малоимущими в целях принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений, и обязать администрацию города Костромы принять ее с членами ее семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений со дня подачи заявления.

В судебном заседании истица ФИО2 и ее представитель ФИО6 исковые требования поддержали по указанным в исковом заявлении основаниям.

Третье лицо ФИО17 исковые требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика ФИО7 иск не признал, полагая оспариваемый отказ законным и обоснованным, суду пояснил, что в данном случае совместно проживающие члены одной семьи лишь определили удобный для них порядок пользования своим имуществом.

Истец ФИО1, третье лицо ФИО16 в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, в том числе содержащиеся в материалах дела Свердловского районного суда г. Костромы №2-3628/2016, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Порядок признания граждан малоимущими в Костромской области установлен Законом Костромской области от 19.12.2005 г. N 345-ЗКО "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Костромской области", согласно ст. 4 которого разрешение вопроса о признании гражданина малоимущим носит заявительный порядок.

Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона для признания граждан малоимущими заявитель представляет (направляет) в орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, заявление по форме, утвержденной органами местного самоуправления, и документы, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи.

Как следует из ч. 2 данной статьи для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, необходимы следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность заявителя, либо копия такого документа, заверенная в установленном порядке; 1.1) документы, подтверждающие состав семьи и степень родства заявителя с членами его семьи, либо копии таких документов, заверенные в установленном порядке; 2) документы, подтверждающие размер заработной платы, стипендии, суммы уплачиваемых (получаемых) алиментов, начисленных пенсий, доплат к ним и пособий; 3) копия справки из органа социальной защиты населения о размере всех получаемых компенсационных (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и социальных выплат; 4) копия документа о выплатах, производимых органом службы занятости по месту жительства гражданина; 5) копии налоговых деклараций о доходах, в том числе о доходах налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с отметкой налоговых органов, или другие документы, подтверждающие доходы за расчетный период.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона для учета доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими в состав семьи заявителя включаются проживающие совместно с ним его (ее) супруга (супруг), а также дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные заявителем в качестве членов семьи и ведущие с ним общее хозяйство, а также иные лица, признанные членами семьи в судебном порядке.

Согласно ч. 5 данной статьи при исчислении среднемесячного дохода семьи в состав семьи не включаются совершеннолетние трудоспособные граждане, не состоящие на учете в органах государственной службы занятости, если они не могут подтвердить или самостоятельно задекларировать свои доходы от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности ни за один месяц расчетного периода или представляют документы, подтверждающие их нулевой доход.

В соответствии со ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 N 345-ЗКО при исчислении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, учитываются все виды доходов, получаемые каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с действующим законодательством о порядке исчисления средней заработной платы; компенсация и т.д.

Согласно ст.7 данного закона среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи, или доход одиноко проживающего гражданина рассчитывается на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или дохода одиноко проживающих граждан.

Среднемесячный размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяется путем деления суммы среднемесячных размеров доходов каждого члена семьи на количество членов семьи. При этом среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина устанавливается путем деления суммы их доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев, в течение которых он имел эти доходы.

Согласно ч.6. ст. 4 Закона заявление и документы должны быть рассмотрены органом, осуществляющим признание граждан малоимущими, в течение 30 рабочих дней со дня представления (направления) документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

По результатам рассмотрения заявления и документов орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, принимает решение о признании граждан малоимущими или об отказе в признании таковыми по основаниям, предусмотренным статьей 11.1 настоящего Закона, которое доводится до сведения заявителя в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Часть 1 ст. 11.1 Закона содержит основания отказа в признании гражданина малоимущим. Так предусмотрено, что отказ в признании гражданина малоимущим допускается в том числе в случае, если: 1) заявителем не представлены (не направлены) документы, предусмотренные статьей 4 настоящего Закона, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 2) документы, необходимые для решения вопроса о признании гражданина малоимущим, не подтверждают право гражданина на признание малоимущим в соответствии с настоящим Законом;

Как следует из материалов дела, <дата>ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о признании ее семьи в составе четырех человек (она сама, ее муж и двое детей) малоимущей, а также принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.

<дата> администрацией города Костромы ей было отказано в признании семьи малоимущей по причине того, что заявителем не представлены документы о доходах члена семьи ФИО17 ни за один месяц расчетного периода, и соответственно было отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Данный отказ был признан незаконным апелляционным определением Костромского областного суда от <дата> (дело Свердловского районного суда г. Костромы №2-3628/2016).

<дата>ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением об обследовании условий проживания ее семьи на предмет раздельного проживанья с семьей третьих лиц ФИО16 и К.Г., о признании ее семьи малоимущей и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.

<дата> управлением имущественных и земельных отношений администрации <адрес> было проведено обследование, по результатам которого комиссия пришла к выводу о том, что все проживающие в квартире граждане ведут совместное хозяйство. В тот же день истец ФИО2 подала ответчику заявление о несогласии с выводами комиссии.

Письмом администрации <адрес> от <дата> истцу ФИО2 было сообщено об отказе в признании семьи малоимущей и в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку не установлен факт проживания в одном жилом помещении двух семей, имеющих собственные источники дохода и ведущих раздельное хозяйство, не представлены сведения о доходах члена ее семьи ФИО17 ни за один месяц расчетного периода.

Как видно из материалов дела, к заявлению о принятии на учет нуждающихся ФИО2 представлены сведения о лицах совместно с ней проживающих, а именно ФИО16, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО17, зарегистрированные по месту жительства в <адрес> в <адрес> и ФИО1, зарегистрированный по адресу <адрес>3.

Согласно сведений ЕГРП <адрес> в <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО16 и ФИО17, являющимися родителями ФИО2

В целях исчисления среднемесячного дохода семьи заявителем представлены сведения о доходах за 12 месяцев расчетного период на себя, ФИО16 и ФИО1

В отношении ФИО17 представлена копия трудовой книжки, справка ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме от <дата>.

В силу ч. 5 ст. 5 Закона N 345-ЗКО при исчислении среднемесячного дохода семьи в состав семьи не включаются совершеннолетние трудоспособные граждане, не состоящие на учете в органах государственной службы занятости, если они не могут подтвердить или самостоятельно задекларировать свои доходы от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности ни за один месяц расчетного периода или представляют документы, подтверждающие их нулевой доход.

По делу видно, что сведений, указанных в приведенной норме закона, ФИО2 в отношении ФИО17 в орган местного самоуправления не представляла.

Как следует из ч. 1 ст. 5 Закона № 345-ЗКО в целях исчисления среднемесячного дохода принимаются во внимание доходы лиц, совместно проживающих с заявителем, которые включаются в состав семьи заявителя. К таковым закон относит супруга, детей и родителей.

При таких обстоятельствах, поскольку ФИО16 и ФИО17 являются родителями заявителя, которые в силу закона включаются в состав семьи заявителя, доходы указанных лиц подлежали учету при исчислении среднемесячного дохода семьи заявителя.

Доводы истца о том, что в квартире фактически проживают две семьи, судом не учитываются, поскольку такие обстоятельства органом местного самоуправления при рассмотрении заявления ФИО8 установлены не были, а доводы об обратном судом не принимаются в силу следующего.

В подтверждение своей позиции истцами в числе прочего представлены договор безвозмездного пользования жилым помещением, дополнительное соглашение к нему, показания свидетелей, справка участкового уполномоченного, а также фотоматериал, из которого видно, что на части предметов мебели приклеены на листки бумаги надписи «ФИО18» и «ФИО19», со слов истца свидетельствующие о принадлежности или использовании предметов соответствующей отдельной семьей.

Однако суд отмечает, что между фотоматериалами, представленными в дело 2-3628/2016, и фотоматериалами, представленными в настоящее дело, имеются существенные различия, в частности на ранее представленных фотографиях идентифицирующие надписи «ФИО18» и «ФИО19» отсутствуют.

На наличие таких табличек не ссылались в деле 2-3628/2016 участвующие в деле лица, в том числе допрошенная в качестве свидетеля ФИО9, в настоящем деле давшая иные показания, к которым суд с учетом этого относится критически.

При таких обстоятельствах суд полагает достоверно установленным, что указанные надписи появились на мебели и бытовой технике уже после их приобщения к материалам ранее рассмотренного дела <дата>, а следовательно и после принятия судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований истцов.

Из показаний свидетеля ФИО12, ФИО10, ФИО11 факт проживания истцов и третьих лиц в качестве разных семей в одном жилом помещении с достоверностью не усматривается, поскольку их пояснения основаны на предположении, вызванном дублирующимися предметами мебели и бытовой техники, раздельным питанием семей, распределением времени при приготовлении пищи, стирке и уборке, а также наличием двух столов на кухне; при этом свидетель ФИО12, в частности, не отрицала, что бабушка и дедушка (третьи лица) гуляют с внуками.

При этом третье лицо ФИО16, будучи опрошена <дата> в том же процессуальном статусе в деле 2-3628/2016, суду поясняла, что возможности поставить второй стол на кухне у них не имеется, определение графика пользования кухней и ванной объяснила тем, что они с ФИО2 работают в разное время и одновременно «толкаться» на кухне и ванной неудобно.

Справка, выданная участковым уполномоченным ФИО13 и его показания в качестве свидетеля также не подтверждают факт проживая в одной квартире двух различных семей, поскольку ФИО14 не отрицал, что в квартире истцов был один раз перед составлением справки, лишь зафиксировал то, что видел своими глазами, при этом руководствовался пояснениями самой же ФИО2

Сам же по себе факт нахождения в квартире дублирующихся предметов мебели и бытовой техники не свидетельствует о проживании в ней двух семей, поскольку, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, истцы переехали к третьим лицам со съемной квартиры уже со своей мебелью и бытовой техникой, которую необходимо было где-то разместить, не свидетельствует об этом и наличие в дверях комнат запорных устройств.

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.

Таким образом, как непосредственно закон, так и его подлежащее применению судами разъяснение, приведенное выше, по существу устанавливают, что для родителей и детей критерием их отнесения к единой семье является исключительно факт их совместного проживания, а не ведение общего хозяйства, необходимое для признания членами семьи собственника иных лиц.

Истцом ФИО2 не оспаривалось, что как она сама, так и ее дети зарегистрированы к спорной квартире в качестве членов семьи собственника, при этом ее право пользования им на данном основании возникло после приватизации квартиры третьими лицами в 2005 году, от участия в которой ФИО2 отказалась в совершеннолетнем возрасте.

Об отсутствии между истцами и третьими лицами семейных отношений также не свидетельствует и само по себе заключение договора безвозмездного пользования с определением порядка пользования квартирой.

В настоящем деле третьи лица, разрешая проживание истцов в своей квартире, а также размещение в своей квартире их мебели и бытовой техники, не преследовали какого-либо материального интереса и, более того, пошли на значительные уступки, в частности предоставив истцам большую комнату, часть своей бытовой техники и т.д.

При этом они очевидно осознавали, что это приведет для них к значительным неудобствам, в связи с чем суд полагает, что третьи лица не допустили бы проживания на подобных условиях в свой квартире иных лиц, а следовательно при вселении руководствовались именно родственными отношениями.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи, а следовательно само по себе заключение подобного соглашения не свидетельствует о проживании в квартире двух разных семей.

Оплата истцами части коммунальных услуг также не свидетельствует о проживании в одной квартире двух разных семей, поскольку в силу ч. 2 ст. 292 ГК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, а следовательно обязаны оплачивать коммунальные услуги наряду с таким собственником.

Таким образом, представленные истцом доказательства как по отдельности, так и в совокупности не подтверждают тех фактов, на которых истец основывает свои требования.

При таких обстоятельствах суд полагает, что органом местного самоуправления в лице администрации г. Костромы истцы и третьи лица обоснованно были признаны единой семьей, а следовательно обоснованно было и отказано в признании истцов малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с непредоставлением заявителем документов, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 345-ЗКО, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 к администрации города Костромы о признании отдельной семьей, незаконным отказа в признании малоимущими и постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признании малоимущими и возложении обязанности принять на учет нуждающихся в получении жилых помещений отказать.

На настоящее решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Председательствующий Р.Н. Колесов