Дело № 2-1937/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 августа 2018 года г.Альметьевск
Альметьевский городской суд РТ в составе
председательствующего судьи Р.Р. Булатовой
при секретаре В.С. Гусаровой
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ, Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ к ФИО1, ФИО2 об изъятии земельного участка и объекта недвижимости для муниципальных нужд,
установил:
В обоснование иска указано, что ответчики являются собственниками по 1/2 доли каждый земельного участка, кадастровый № площадью 3485 кв м и здания контрольно-пропускного пункта, кадастровый № площадью 16,4 кв м, расположенных по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом района издано постановление № «О подготовке документации по планировке территории для объекта: «Многофункциональный спортивный комплекс с плавательными бассейнами» и подготовлен проект планировки территории (опубликовано в Альметьевском вестнике от ДД.ММ.ГГГГ№ и на Официальном портале правовой информации РТ. Согласно постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ были назначены публичные слушания об утверждении указанного проекта планировки (опубликовано Альметьевский вестник 335 от ДД.ММ.ГГГГ и на Официальном портале правовой информации РТ. Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в Альметьевском вестнике от ДД.ММ.ГГГГ№. Постановление исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении документации по планировке территории для объекта: «Многофункциональный спортивный комплекс с плавательными бассейнами» было опубликовано в газете «Альметьевский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ№ и на Официальном портале правовой информации РТ. Постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ 32146 «От утверждении документации по планировке территории для объекта: ««Многофункциональный спортивный комплекс с плавательными бассейнами» было опубликовано в газете «Альметьевский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ№ и на Официальном портале правовой информации РТ. Проект планировки территории (утверждаемая часть) опубликован в газете «Альметьевский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ утверждено Постановление № «Об изъятии земельного участка с расположенным на нем объектом капитального строения для муниципальных нужд в целях размещения объектов муниципального значения» по адресу: <адрес>. Оно было опубликовано в газете «Альметьевский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ№ и на Официальном портале правовой информации РТ. Указанное постановление зарегистрировано в Управлении Росреестра по РТ (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ№). Уполномоченным органом по проведению процедуры изъятия земельных участков для муниципальных нужд постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№Об изъятии земельных участков с расположенными на них объектом капитального строения для муниципальных нужд в целях размещения объектов муниципального значения» утверждена Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района. Копии указанного постановления была направлена ответчикам по почтовому адресу, указанному в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в Альметьевском вестнике от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ во исполнение требований земельного законодательства ответчикам по почтовому адресу, указанному в Едином государственном реестре недвижимости был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости со всеми документами, указанными в п.4 ст.56.10. Оценка изымаемого имущества осуществлена независимой оценочной компании «Аудитсервис» (отчет № от ДД.ММ.ГГГГ) и составляет 13896,200 рублей. К соглашению о выкупе истцы и ответчики не пришли. Ссылаясь на то, что в период проведения мероприятий по разработке проекта планировки, его утверждению, проведению публичных слушаний каких-либо замечаний и возражений со стороны третьих лиц, чьи права и законные интересы могли быть затронуты, в адрес Исполнительного комитета не поступало; а также на то, что Исполнительным комитетом района соблюдены все процедуры, установленные действующим законодательством, при проведении работ о разработке проекта планировки территории и вынесении постановления об изъятии земельных участков для муниципальных нужд; на отсутствие иных вариантов размещения объектов местного значения у исполнительного комитета района, истцы просили суд изъять путем выкупа для муниципальных нужд у ФИО1, ФИО2 принадлежащий им на праве долевой собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находящийся по адресу: <адрес> с расположенным на нем зданием контрольно-пропускного пункта, кадастровый № с выплатой ФИО1 денежной компенсации в размере 8918206 рублей, ФИО2 – 9315638 рублей; прекратить право собственности ФИО1, ФИО2 на принадлежащий им на праве долевой собственности земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> с расположенным на нем зданием контрольно-пропускного пункта, кадастровый №; признать право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> с расположенным на нем зданием контрольно-пропускного пункта, кадастровый №.
В судебном заседании представитель Исполнительного комитета <адрес> РТ требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
ФИО1, представитель ФИО2 с иском не согласились, просили суд отказать в его удовлетворении.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с п.1 ст.56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
1. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
2. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
3. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
4. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
5. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
6. Орган местного самоуправления или орган исполнительной власти, принявшие решение об изъятии, в том числе по результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости и (или) переговоров с ними об изъятии земельных участков, по согласованию с лицом, подавшим ходатайство об изъятии земельных участков (при его наличии), вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
7. Решение об изъятии не может быть принято в случае, если:
1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
10. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;
4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
11. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон "О почтовой связи") предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.
В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии.
В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи.
12. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
13. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
14. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд.
1. В целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
2. Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется.
3. Для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не требуется.
4. Наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, об образовании земельных участков, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, подлежащие изъятию, не являются препятствием для подготовки и последующего заключения соглашения об изъятии недвижимости или принятия судебных актов о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В случае земельного спора границы земельных участков, подлежащих изъятию, определяются в порядке, установленном частью 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
5. Правообладатели изымаемой недвижимости обязаны обеспечить доступ к земельным участкам и (или) расположенным на них объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, определения рыночной стоимости такой недвижимости.
6. В случае, если решение об изъятии принято по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, осуществление указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 настоящей статьи действий может быть поручено подведомственному таким органам государственному или муниципальному учреждению.
В соответствии со ст.56.8 ЗК РФ
1. Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
5. В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения.
6. В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств.
7. Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
8. При определении размера возмещения не подлежат учету:
1) объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемом земельном участке, и неотделимые улучшения данных объектов (в том числе в результате реконструкции), произведенные вопреки его разрешенному использованию, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком;
2) неотделимые улучшения земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, произведенные после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением неотделимых улучшений, произведенных в целях обеспечения безопасности такого недвижимого имущества в процессе его использования (эксплуатации), предотвращения пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, либо в целях устранения их последствий, а также в результате реконструкции на основании выданного до указанного уведомления разрешения на строительство;
3) объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлено после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если это строительство осуществлялось на основании ранее выданного разрешения на строительство;
4) объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и строительство которых начато после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии;
5) сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии, если данные сделки влекут за собой увеличение размера убытков, подлежащих включению в размер возмещения за изымаемый земельный участок.
10. Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
1. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд содержит:
1) наименования лиц, являющихся сторонами соглашения об изъятии недвижимости;
2) кадастровые номера земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, которые подлежат изъятию, или в случае отсутствия кадастровых номеров зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства их условные номера, присвоенные в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", а при отсутствии условных номеров иное описание этих зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства;
3) цель изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд;
4) реквизиты решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
5) права на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые прекращаются и (или) возникают на основании соглашения об изъятии недвижимости;
6) срок передачи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию. При этом срок указанной передачи не может превышать шесть месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости;
7) размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости;
8) указание на сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), изъятие которых в соответствии с решением об изъятии не осуществляется, а также право, на котором собственник такого сооружения или лицо, которому такое сооружение принадлежит на иных правах, вправе использовать подлежащий изъятию земельный участок;
9) указание на сервитуты, которые установлены в отношении земельного участка, подлежащего изъятию, и в соответствии с решением об изъятии подлежат сохранению.
2. Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества.
3. При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
4. В случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, в соглашении об изъятии недвижимости указываются:
1) кадастровые номера земельных участков, передаваемых или предоставляемых взамен изымаемых земельных участков;
2) рыночная стоимость земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, передаваемых или предоставляемых на праве собственности взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
3) рыночная стоимость иных прав, на которых предоставляются земельные участки взамен изымаемых земельных участков;
4) срок передачи объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
5) разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости. Размер возмещения уменьшается на величину, равную рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, передаваемых или предоставляемых в собственность взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, или рыночной стоимости иных прав, на которых предоставляются земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества.
5. Соглашением об изъятии недвижимости может быть предусмотрена обязанность организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии, передать в собственность лицу, чьи земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества изымаются для государственных или муниципальных нужд, иные объекты недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. При этом в соглашении об изъятии недвижимости указываются кадастровые номера объектов недвижимого имущества, передаваемого взамен изымаемых объектов недвижимого имущества, рыночная стоимость таких объектов, срок их передачи. Размер возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества уменьшается на величину, равную рыночной стоимости передаваемых объектов недвижимого имущества.
1. Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
2. Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
3. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который:
1) указан правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 12 статьи 56.6 настоящего Кодекса или при отсутствии данного адреса по адресу, который указан таким правообладателем в качестве адреса для связи с ним в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд;
2) указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (в отсутствие сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);
3) присвоен изымаемым объектам недвижимого имущества (в отсутствие сведений об адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта).
4. Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы:
1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости);
2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
3) отчет об оценке земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых, или оценке стоимости права, на котором предоставляются земельные участки взамен изымаемых, в случае, если условиями соглашения об изъятии недвижимости предусмотрено предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества.
5. Если правообладатель изымаемой недвижимости указал в качестве адреса для связи с ним в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, адрес электронной почты, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи документы также направляются ему на данный адрес в электронной форме.
6. Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
При отказе правообладателя изымаемой недвижимости получить проект соглашения об изъятии недвижимости лицо, доставляющее проект соглашения об изъятии недвижимости, делает на нем отметку об отказе в получении проекта соглашения об изъятии недвижимости.
Правообладатель изымаемой недвижимости, отказавшийся принять проект соглашения об изъятии недвижимости, считается надлежащим образом получившим указанный проект соглашения.
8. Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии.
9. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
10. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
11. На основании предложений указанного в пункте 10 настоящей статьи правообладателя изымаемой недвижимости об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, по согласованию с лицом, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии (при наличии такого лица), вправе изменить условия соглашения об изъятии недвижимости с учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости.
13. Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.
В соответствии с п.1, 6, 7 ч.1 ст.56.11 ЗК РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.
2. В случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.
3. Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
4. С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд (п.3).
7. В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем изымаемой недвижимости обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных правообладателем изымаемой недвижимости с такими лицами договорах, прежний правообладатель изымаемой недвижимости вправе расторгнуть в одностороннем порядке заключенные им договоры при условии, что их исполнение станет невозможным в связи с изъятием указанной недвижимости.
8. Правообладатель изымаемой недвижимости осуществляет самостоятельно расчет с лицами, обременения на изымаемую недвижимость в пользу которых или договоры с которыми прекращены на основании заключенного соглашения об изъятии недвижимости либо вступившего в законную силу решения суда, а также с лицами, договоры с которыми расторгнуты в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что ответчики являются собственниками по 1/2 доли каждый земельного участка, кадастровый № площадью 3485 кв м и здания контрольно-пропускного пункта, кадастровый № площадью 16,4 кв м, расположенных по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом района издано постановление № «О подготовке документации по планировке территории для объекта: «Многофункциональный спортивный комплекс с плавательными бассейнами» и подготовлен проект планировки территории (опубликовано в Альметьевском вестнике от ДД.ММ.ГГГГ№ и на Официальном портале правовой информации РТ. Согласно постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ были назначены публичные слушания об утверждении указанного проекта планировки (опубликовано Альметьевский вестник 335 от ДД.ММ.ГГГГ и на Официальном портале правовой информации РТ. Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в Альметьевском вестнике от ДД.ММ.ГГГГ№. Постановление исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении документации по планировке территории для объекта: «Многофункциональный спортивный комплекс с плавательными бассейнами» было опубликовано в газете «Альметьевский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ№ и на Официальном портале правовой информации РТ. Постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ 32146 «От утверждении документации по планировке территории для объекта: ««Многофункциональный спортивный комплекс с плавательными бассейнами» было опубликовано в газете «Альметьевский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ№ и на Официальном портале правовой информации РТ. Проект планировки территории (утверждаемая часть) опубликован в газете «Альметьевский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ утверждено Постановление № «Об изъятии земельного участка с расположенным на нем объектом капитального строения для муниципальных нужд в целях размещения объектов муниципального значения» по адресу: <адрес>. Оно было опубликовано в газете «Альметьевский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ№ и на Официальном портале правовой информации РТ. Указанное постановление зарегистрировано в Управлении Росреестра по РТ (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ№). Уполномоченным органом по проведению процедуры изъятия земельных участков для муниципальных нужд постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№Об изъятии земельных участков с расположенными на них объектом капитального строения для муниципальных нужд в целях размещения объектов муниципального значения» утверждена Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района. Копии указанного постановления была направлена ответчикам по почтовому адресу, указанному в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в Альметьевском вестнике от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ во исполнение требований земельного законодательства ответчикам по почтовому адресу, указанному в Едином государственном реестре недвижимости был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости со всеми документами, указанными в п.4 ст.56.10. Конверты с направленной Исполнительным комитетом корреспонденцией был возвращен отправителю с отметкой почтового отделения «истец срок хранения». Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что установленный законом порядок изъятия земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для муниципальных нужд не нарушен.
В целях определения выкупной стоимости принадлежащего ответчикам имущества судом была назначена экспертиза, производство которой было поручено АО «Бюро технической инвентаризации» По результатам данной экспертизы, рыночная стоимость 1/2 доли земельного участка, стоимость 1/2 доли контрольно-пропускного пункта, принадлежащих ФИО1, включая стоимость убытков, возникающих в связи с невозможностью исполнения обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода (ст.56.8 ЗК РФ), рыночная стоимость, рассчитанная из расчета за 1 год составляет 8918206 рублей; рыночная стоимость 1/2 доли земельного участка, стоимость 1/2 доли контрольно-пропускного пункта, принадлежащих ФИО2, включая стоимость убытков, возникающих в связи с невозможностью исполнения обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода (ст.56.8 ЗК РФ), рыночная стоимость, рассчитанная из расчета за 1 год составляет 9315638 рублей.
Экспертиза проведена в соответствии с требованиями законодательства, заключение составлено без нарушений и не вызывает у суда сомнений. При этом экспертом определен период восстановления нарушенного производства (периода неполучения доходов) при изъятии земельного участка – один год. Выводы эксперта сторонами не оспорены. Иного в судебном заседании не установлено, доказательств обратного не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований истцов.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление исковое заявление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ, Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ к ФИО1, ФИО2 об изъятии земельного участка и объекта недвижимости для муниципальных нужд удовлетворить.
Изъять путем выкупа для муниципальных нужд у ФИО1, ФИО2 принадлежащий им на праве долевой собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, находящийся по адресу: <адрес> с расположенным на нем зданием контрольно-пропускного пункта, кадастровый № с выплатой ФИО1 денежной компенсации в размере 8918206 рублей, ФИО2 – 9315638 рублей.
Прекратить право собственности ФИО1, ФИО2 на принадлежащий им на праве долевой собственности земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> с расположенным на нем зданием контрольно-пропускного пункта, кадастровый №.
Признать право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> с расположенным на нем зданием контрольно-пропускного пункта, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца.
Судья Р.Р. Булатова