ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1937/19 от 03.09.2019 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 03.09.2019

Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2019

3 сентября 2019 г. г. Усть-Илимск, Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Попик А.А.,

в присутствии:

представителя истца помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Иркутской области Аман Н.А., действующей на основании доверенности от 30.07.2019 сроком до 31.12.2019,

ответчика Фролова Т.А.,

в отсутствие:

представителя третьего лица на стороне истца Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1937/2019

по иску Братского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Фролову Тимофею Александровичу о запрете деятельности,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска истец указал, что в результате проведенной истцом проверки соблюдения законодательства в области внутреннего водного транспорта РФ по обеспечению безопасности судоходства и охране водных объектов было установлено, что Фролов Т.А., имеющий в собственности буксирно-разъездной теплоход <данные изъяты> допускает эксплуатацию судна без судовых документов, с техническими неисправностями, чем создает возможность возникновения транспортного происшествия с судами при их эксплуатации, затопление судов, ставя под угрозу жизнь и здоровье граждан, а также причинения имущественного вреда.

Просит запретить Фролову Т.А. деятельность по эксплуатации судна - буксирно-разъездной теплоход <данные изъяты>.... года постройки, <данные изъяты>, до устранения нарушений требований законодательства, регламентирующих безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно до получения свидетельства о классификации, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, акта о готовности судна к эксплуатации, а также до оборудования судна авральной внутрисудовой сигнализацией с исправными светоимпульсными отмашками.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.

Представитель третьего лица на стороне истца Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно письменному отзыву от 20.08.2019 представитель Калинина А.В., действующая по доверенности от 14.01.2019 с полным объемом процессуальных прав сроком по 31.12.2019, просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя, исковые требования истца поддержала в полном объеме.

Ответчик Фролов Т.А. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Фролов Т.А. в соответствии со свидетельством о праве собственности от 29.11.2011 владеет судном – буксирно-разъездным теплоходом <данные изъяты>

Братской транспортной прокуратурой в соответствии с приказом от 06.06.2019 № 361 проведена проверка по факту нарушения законодательства о безопасности плавания при эксплуатации судна - буксирно-разъездного теплохода <данные изъяты>

В ходе проверки, оформленной актом от 06.06.2019 № 361, установлено, что в ходе совместных мероприятий по выявлению и пресечению нарушений, регламентирующих безопасность плавания судов, проводимых сотрудником БИЛО ВС УГРН Росгранснадзора ФИО1 инспектором государственного портового контроля ФИО2 на Усть-Илимском водохранилище, 06.06.2019 в 15 часов 50 минут на 15 км реки Илим (залив Камчатка Усть-Илимского водохранилища) Фролов Т.А., в собственности которого находится судно <данные изъяты> являясь лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию судна, допустил судно к плаванию. В нарушение требований п. 30, 71 «Положения о классификации и об освидетельствовании судов», утв. приказом Минтранса России от 14.04.2016 (далее - ПКОС), Фролов Т.А. допустил к эксплуатации судно <данные изъяты> без судовых документов, предусмотренных ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ), а именно свидетельства о праве собственности на судно (копии), свидетельства о классификации, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, акта о годности судна к плаванию.

В связи с допущенными нарушениями Фролов Т.А. по постановлению Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ВС УГРН Ространснадзора) от 14.06.2019 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.13 КоАП РФ за выпуск в плавание судна без документов.

Кроме того, Фролов Т.А. в нарушение требований п. 322, 373 (г) Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (далее - ТР БО ВВТ) допустил эксплуатацию судна <данные изъяты> с неисправной авральной внутрисудовой сигнализацией, с неисправными светоимпульсными отмашками.

В связи с допущенными нарушениями Фролов Т.А. по постановлению ВС УГРН Ространснадзора от 14.06.2019 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ за нарушение подлежащих применению обязательных требований ТР БО ВВТ.

Невыполнение Фроловым Т.А. обязательных требований нормативных актов свидетельствует об его бездействии в принятии мер к устранению нарушений, создают угрозу безопасности судоходства.

В соответствии со ст. 1 КВВТ РФ регулированию подлежат возникающие между организациями внутреннего водного транспорта РФ при осуществлении судоходства на внутренних водных путях РФ, определяет их права, обязанности и ответственность. Положения кодекса распространяются на внутренние водные пути РФ и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, а также суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях РФ.

Согласно ч. 2 ст. 34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

В силу пункта 216 ТР БО ВВТ к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с КВВТ РФ, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 настоящего технического регламента.

Согласно п. 217 ТР БО ВВТ перед вводом в эксплуатацию судна, указанного в абзаце втором подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента, после зимнего или иного длительного отстоя комиссией судовладельца (эксплуатанта) производится проверка годности судна к эксплуатации. При положительных результатах проверки и после получения судового санитарного свидетельства комиссия эксплуатанта составляет акт о готовности судна к эксплуатации.

Подпунктом «а» пункта 5 ТР БО ВВТ предусмотрено, что к объектам его регулирования относятся объекты внутреннего водного транспорта: суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов.

Согласно приложению № 1 к ТР БО ВВТ буксирно-разъездной теплоход <данные изъяты> относится к объектам регулирования ТР БО ВВТ.

В силу ст. 14 КВВТ РФ на подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы: свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о праве собственности на судно; мерительное свидетельство; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Согласно п. 517 ТР БО ВВТ судовладелец (эксплуатант) обязан предъявлять объекты регулирования к классификационному освидетельствованию органом классификации судов через 5 лет от даты проведения первоначального или последнего классификационного освидетельствования. В период между классификационными освидетельствованиями орган классификации судов осуществляет контроль технического состояния объектов регулирования в виде ежегодных освидетельствований, результаты которых оформляются актами. В случае выявления при ежегодных освидетельствованиях несоответствия объектов регулирования требованиям настоящего технического регламента орган классификации судов приостанавливает действие свидетельства о классификации до устранения выявленного несоответствия. В случае соблюдения требований настоящего технического регламента при классификационном освидетельствовании объектов регулирования, орган классификации судов выдает свидетельство о классификации сроком на 5 лет.

Орган классификации судов проводит внеочередное освидетельствование объекта регулирования в случае его повреждения или отказа, о котором судовладелец (эксплуатант) незамедлительно уведомляет орган классификации судов. Результаты внеочередного освидетельствования оформляются актом. В случае выявления при внеочередном освидетельствовании несоответствия объектов регулирования требованиям настоящего технического регламента орган классификации судов приостанавливает действие свидетельства о классификации до устранения выявленного несоответствия. Судовладелец (эксплуатант) предъявляет объекты регулирования к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на объект регулирования органом классификации судов (свидетельстве о классификации, указанных актах освидетельствования).

Приказом Минтранса РФ от 25.09.2012 № 355 полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр».

В соответствии с п. 3 «Положения о классификации и об освидетельствовании судов», утв. приказом Минтранса РФ от 14.04.2016 № 102 (далее - Положение) целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, организаций, осуществляющих проектирование, строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов Правилам.

В силу п. 30 Положения судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете организации по классификации, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно организацией по классификации.

Согласно п.п. 71, 72 Положения судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил, являются: свидетельство о классификации; свидетельство о годности судна к плаванию; мерительное свидетельство; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна. Судовые документы выдаются на суда при классификации и освидетельствовании судов, кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, на срок до даты следующего очередного освидетельствования (кроме свидетельства о годности судна к плаванию) с ежегодным их подтверждением.

Классификация и освидетельствование согласно п. 2 Положения осуществляется в соответствии с настоящим Положением, а также правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов (далее - Правила), которые утверждаются и издаются в соответствии с пунктом 2 статьи 35 КВВТ.

Из информации ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» следует, что судно - буксирно-разъездной теплоход <данные изъяты>, зарегистрировано в Государственном судовом реестре, идентификационный , регистровый . Право собственности зарегистрировано за Фроловым Т.А. 29.06.2011.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца, судно считается годным к плаванию, если оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, т.е. отвечает требованиям КВВТ РФ, Правилам плавания судов и т.п.

Однако, как было установлено проверкой, техническое состояние судна <данные изъяты> не освидетельствовано.

Так из информации Восточно-Сибирского филиала Российского речного регистра следует, что буксирно-разъездной теплоход <данные изъяты> регистровый , судовладелец Фролов Т.А., 31.10.2018 проходил внеочередное освидетельствование, техническое состояние негодное, документы РРР не действующие.

Таким образом, допущенные судовладельцем Фроловым Т.А. нарушения в области внутреннего водного транспорта, создают условия, способствующие возникновению транспортного происшествия с судами при их эксплуатации, затопление судов, могут повлечь тяжкие телесные повреждения или гибель людей, в результате чего ставится под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также причинение имущественного вреда гражданам и организациям.

Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.04.1994 №3 под источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека. Не выполняя требования о безопасности судоходства, ответчик нарушает законное право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества.

Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности (ст. 2) вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и защита.

Конституция РФ (ст.ст. 45, 46) гарантирует государственную и судебную защиту прав и свобод каждому гражданину в РФ.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст. 1065 п. 1 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может быть основанием для иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, которые не ограничены данной нормой и к которым может быть отнесено запрещение деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.

Таким образом, в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в будущем вследствие несоблюдения правил безопасности судоходства, а также в связи с необходимостью защиты их прав и интересов, в соответствии со ст. 1065 ГК РФ деятельность Фролова Т.А. по эксплуатации судна подлежит запрещению до получения свидетельства о классификации, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, акта о готовности судна к эксплуатации, а также до оборудования судна авральной внутрисудовой сигнализацией с исправными светоимпульсными отмашками.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Усть-Илимск в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Запретить Фролову Тимофею Александровичу деятельность по эксплуатации судна - буксирно-разъездного теплохода <данные изъяты>

Взыскать с Фролова Тимофея Александровича государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Усть-Илимск в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Банщикова Н.С.