Дело № 2 – 1937/2013 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 августа 2013 года г.Тверь
Московский районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Лискиной Т.В.,
при секретаре Лапиной Е.С.,
с участием помощника прокурора Московского района г. Твери Машуто Д.А.,
представителя истца ФИО2,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области ФИО3,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Лесного района Тверской области ФИО4,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лесного района Тверской области в интересах ФИО5 к Министерству социальной защиты населения Тверской области об обязании включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением вне очереди по договору социального найма, обязании обеспечить финансирование для обеспечения жилым помещением вне очереди по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор Лесного района Тверской области обратился в суд в интересах ФИО5 с иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области об обязании включить ФИО5 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением вне очереди по договору социального найма в срок до 1-го месяца с момента вступления в законную силу решения суда; обязании обеспечить финансирование администрации Лесного района Тверской области для обеспечения жилым помещением вне очереди по договору социального найма ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в срок до 1-го месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований указано, что в 2011 году прокуратурой Лесного района Тверской области в защиту жилищных прав ФИО5 (ФИО6) – фамилия до вступления в брак) направлялось исковое заявление в Московский районный суд г. Твери к Департаменту социальной защиты населения Тверской области. Решением Московского районного суда г. Твери от 27.02.2012 года, вступившим в законную силу 06 апреля 2012 года, администрация Лесного района Тверской области обязано предоставить ФИО5 вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством. До настоящего времени решение суда не исполнено, ФИО5 жилой площадью по решению суда не обеспечена. Из представленной информации заведующей финансовым отделом администрации Лесного района ФИО1. следует, что в районном бюджете на 2013 год расходов на исполнения полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не предусмотрено, так как из областного бюджета на исполнение данных полномочий субвенции не поступало. Кроме того, бюджет дотационный, процент дотационности составляет 84,4%.
Согласно информации Министерства социальной защиты населения тверской области от 17.05.2013 года для включения ФИО5 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, оснований не имеется, так как ФИО5 однократно уже была обеспечена жилым помещением, также ФИО5 не обращалась в органы опеки и попечительства в установленном законодательством порядке. Однако данный вывод не состоятелен и не обоснован, противоречит целям и функциям данного органа государственной власти.
В силу абз. 2 и 3 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Закона Тверской области от 09.12.2005 г. № 150-ЗА «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Тверской области» (действующих на момент рассмотрения искового заявления) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями Правительством Тверской области или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством. Лица из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста, сохраняют свое право на внеочередное получение. В случае невозможности предоставления включенным в список детям-сиротам благоустроенных жилых помещений в границах населенного пункта по месту их жительства, с согласия указанных лиц им предоставляются благоустроенные жилые помещения в другом населенном пункте в границах Тверской области.
Несмотря на то, что ФИО5 уже более 23 лет, она фактически не реализовала свое право на обеспечение жильем, в связи с чем, за ней сохраняется право на включение ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья и право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве социальной защиты населения Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 года № 71-пп, Министерство социальной защиты населения Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, поводящим государственную политику в сфере социальной поддержки различных категорий и групп населения и осуществляющим отраслевое управление.
Пунктом 4 Постановления Правительства Тверской области от 05.04.2012 года № 138-пп «Об утверждении Порядка обеспечения вне очереди жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации Тверской области» определено, что Министерство социальной защиты населения Тверской области ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Контроль целевого расходования средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется Министерством социальной защиты населения тверской области, Министерством финансов Тверской области.
Согласно статье 6 Закона Тверской области от 07.12.2011 года № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию.
В соответствии с п. 3 Порядка расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утв. Постановлением Правительства Тверской области от 05.04.2012 года № 142-пп, главным распорядителем субвенции является Министерство социальной защиты населения Тверской области.
В судебном заседании представитель прокурора Лесного района Тверской области по доверенности помощник прокурора Московского района г. Твери Машуто Д.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Лесного района Тверской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому постановлением главы администрации Лесного района Тверской области от 27.12.2002 года № 181 за ФИО5 было закреплено помещение по адресу: <...> Октября, д. 34, кВ. 9-б площадью 13,7 кв. метра. Постановлением главы лесного района Тверской области от 30.06.2005 года № 105 ФИО5 было предоставлено закрепленное за ней жилое помещение, в связи с чем, ФИО5 была исключена из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Однако ФИО5 фактически не вселялась в предоставленное жилое помещение, поскольку данное помещение было меньше установленной нормы предоставления жилых помещений. С ноября 2009 года в данном помещении проживают другие лица. Таким образом, ФИО5 фактически не реализовала свое право на получение жилого помещения. Неоднократные обращения администрации Лесного района к Министерству социальной защиты населения Тверской области с просьбой включить в список детей-сирот ФИО5 и обеспечить финансирование на приобретение жилого помещения. Администрация Лесного района не наделена полномочиями приобретения жилых помещений для данной категории лиц за счет средств бюджета Лесного района, поскольку такие полномочия не предусмотрены Уставом МО Лесной район. В бюджете Лесного района на 2013 год финансовые средства на исполнение переданных государственных полномочий, не предусмотрены. Финансовые возможности бюджета Лесного района ограничены и рассчитаны только для выполнения плановых расходных обязательств.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Как следует из письменного отзыва, исковые требования прокурора подлежат удовлетворении, поскольку решением Московского районного суда г. Твери от 27.02.2012 года по делу № 2055/2012 установлен факт отношения ФИО5 к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также право ФИО5 на обеспечение жильем во внеочередном порядке. Ответчиком по данному делу являлось Министерство социальной защиты населения Тверской области. Выделение субвенций на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год, принимаемым Законодательным Собранием Тверской области, исходя из количества детей-сирот, имеющих право на получение жилых помещений. Порядок расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержден Постановлением Правительства Тверской области от 05.04.2012 года № 142-пп. Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, является Министерство социальной защиты населения Тверской области. Следовательно, реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением Министерством социальной защиты населения Тверской области возложенных на него функций.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области по доверенности ФИО3 оставил разрешение спора на усмотрение суда, поддержав письменный отзыв на исковое заявление, содержащий требования законодательства относительно порядка обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 года № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область.
В соответствии с Постановлением Правительства Тверской области уполномоченным органом по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений определено Министерство социальной защиты населения Тверской области, которое формирует список лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на основании заключения территориального отдела социальной защиты населения города, района по месту жительства лица указанной категории о наличии или отсутствии оснований для включения таких лиц в список.
Решением Московского районного суда г. Твери от 27 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Лесного района Тверской области в интересах ФИО5 к Министерству социальной защиты населения тверской области, администрации Лесного района Тверской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма, вступившим в законную силу 06.04.2012 года, ФИО5 признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения на территории Лесного района Тверской области. Администрация Лесного района тверской области обязана предоставить ФИО5 вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством.
В соответствии с Законом Тверской области от 07.12.2011 года № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выделение субвенций на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год, принимаемым Законодательным Собранием Тверской области, исходя из количества детей-сирот, имеющих право на получение жилых помещений.
Порядок расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержден Постановлением Правительства Тверской области от 05.04.2012 года № 142-пп.
В соответствии с п. 2 Порядка расходования субвенций, субвенции из областного бюджета Тверской области на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Тверской области по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматриваются ежегодно в областном бюджете тверской области и предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении государственных полномочий на основании муниципальных контрактов (договоров), заключенных в установленном порядке органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О реализации заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункта 4 вышеуказанного порядка субвенции в первом квартале текущего финансового года перечисляются органам местного самоуправления в соответствии со списком, утвержденным комиссией по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), для предоставления жилых помещений по договору социального найма.
Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, является Министерство социальной защиты населения Тверской области.
Следовательно, реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением Министерством социальной защиты населения Тверской области возложенных на него функций.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает правильным установить обусловленные характером и объемом работ сроки, в течение которых решение суда должно быть исполнено в части требований о включении ФИО5 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением вне очереди по договору социального найма, предложенный прокурором; а в части требований об обеспечении финансирования администрации Лесного района Тверской области – в первом квартале 2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Лесного района Тверской области в интересах ФИО5 к Министерству социальной защиты населения Тверской области об обязании включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением вне очереди по договору социального найма, обязании обеспечить финансирование для обеспечения жилым помещением вне очереди по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области включить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями вне очереди по договору социального найма в течение месяца со дня вступления решении суда в законную силу.
Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области обеспечить финансирование администрации Лесного района Тверской области для обеспечения жилым помещением вне очереди по договору социального найма ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в течение первого квартала 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись Т.В. Лискина
Решение суда в окончательной форме принято 13 августа 2013 года.
Судья подпись Т.В. Лискина