Дело № 2-1937/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2018 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Содномовой Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дунаевой Н.В. к АО «Улан-Удэ Энерго» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском к АО "Улан-Удэ Энерго", истец Дунаева Н.В. просила признать введение в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии на сетях многоквартирного дома по адресу: <адрес> незаконным. В обоснование указала, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии (далее по тексту - ОДПУ) и расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды в доме производится по показаниям данного прибора учета. Согласно закону ОДПУ должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов на основании договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в письменной форме, с учетом предложений об оснащении дома приборами учета, направляемых организациями, которые осуществляют снабжение или передачу соответствующих энергетических ресурсов. Принудительная установка ОДПУ такой организацией возможна только по истечении срока добровольного исполнения собственниками обязанности по установке и введению в эксплуатацию приборов учета, то есть после 01.07.2012. С собственниками помещений дома договор, регулирующий условия установки, замены и эксплуатации ОДПУ не заключался. Установка прибора осуществлена по инициативе АО «Улан-Удэ Энерго», установка прибора учета и введение его в эксплуатацию произведены АО «Улан-Удэ Энерго» с нарушением процедуры и без согласования с собственниками помещений. Расходы со стороны АО «Улан-Удэ Энерго» на установку ОДПУ с собственников не взыскивались, в собственность спорный прибор учета жителям не передавался, в состав общедомового имущества не включался. Кроме того, дом в части капитального ремонта системы электроснабжения включен в программу капительного ремонта на 2014-2018 гг. Дом сетевой организацией не обследовался, техническая возможность установки ОДПУ не проверялась. Кроме того, прибор учета установлен с нарушением Правил устройства электроустановок (ПУЭ - Шестое издание), утвержденными Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, издание 6, раздел 1: п. 1.5.27., 1.5.29., 1.5.30., 1.5.31. В связи с установкой прибора учета на фасаде дома, не обеспечен контроль снятия показаний общедомового прибора учета представителем собственников помещений многоквартирного дома.
Истец Дунаева Н.В. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, в судебное заседание не явилась, о причинах суду не сообщила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла, доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представила. При подобных обстоятельствах с учетом мнения представителя ответчика суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Гомбоев Б.В. иск не признал, в обоснование пояснил, что прибор учета установлен для определения объема переданной электрической энергии по точкам поставки гарантирующего поставщика и покупки электрической энергии в целях компенсации потерь на сетях АО «Улан-Удэ Энерго» по договору возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии с гарантирующим поставщиком. Прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности сторон смежных субъектов розничного рынка. Прибор учета является собственность АО «Улан-Удэ Энерго», при допуске в эксплуатацию прибора учета участвовали управляющая компания ООО «Эталон-С» и гарантирующий поставщик ОАО «Бурятэнергосбыт».
Третье лицо АО «Читаэнергосбыт» о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Определением суда от 22.05.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Эталон-С», представитель последнего по доверенности Архипова Л.Н. просила рассмотреть дело в их отсутствие, указала на то, что ООО «Эталон-С» обслуживает многоквартирный дом по адресу: <адрес> Общество не представляло интересы собственников при установке прибора учета, начислением платы за ОДН не занимается.
С учетом мнения представителя ответчика суд рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав представленные в материалы дела е доказательства, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании ч.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса (абз. 2 ч. 1 ст. 540 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды - ОДН).
Как установлено судом, АО «Читаэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение населения электрической энергией.
Истец Дунаева Н.В. является собственником жилого помещений по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... от 12.12.2005.
Между истцом и АО «Читаэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения в силу п. 1 ст. 540 ГК РФ – в связи с фактическим подключением абонента к присоединенной сети. Заключение договора энергоснабжения подтверждается наличием лицевого счета, предъявлением к оплате счетов за оказанные услуги. В рассматриваемом случае ресурсоснабжающая организация ОАО «Читаэнергосбыт» является также и исполнителем коммунальной услуги.
Из Акта № 2092 от 25.01.2012 следует, что в присутствии представителя ОАО «Бурятэнергосбыт» <данные изъяты> и ООО «Эталон-С» <данные изъяты> произведен прием приборов учета электроэнергии многоквартирных жилых домов по <адрес>, в том числе и дома № 25. Из данного Акта видно, что прибор учета «Меркурий 233» № ... установлен на внешней стороне дома по <адрес>
Требования истца мотивированы несоблюдением требований закона и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы по установлению прибора учета, незаконностью начисления платы на потребление электроэнергии на общедомовые нужды на основании данных ОДПУ в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также - ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 12 этой же статьи, в случае неисполнения требований по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии до 01.07.2012 г., действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии обязана совершить сетевая организация на возмездной основе.
В соответствии с ч. 1 названной нормы, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Таким образом, согласно приведенной норме, установка коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме допустима.
В соответствии с п. 137 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящем разделе порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
В силу п. 152 названного Постановления под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Между тем, доводы стороны истца о незаконности действий по вводу в эксплуатацию ОПДУ на сетях многоквартирного дома в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ допустимыми доказательствами не подтверждены. Из дела усматривается, что ОПДУ применяется для расчетов между АО «Улан-Удэ Энерго» и АО «Читаэнергосбыт» за поставленную электроэнергию. При таком положении, суд считает, что указанный прибор учета может и в дальнейшем применяться сетевой компанией для расчетов с поставщиком электроэнергии в отсутствие его возражений. Поэтому, в целом, действия АО "Улан-Удэ Энерго" по вводу в эксплуатацию ОПДУ к незаконным причислить нельзя. При этом суд учитывает, что собственником прибора учета является АО "Улан-Удэ Энерго", прибор в состав общедомового имущества не включен, в собственность иным лицам не передавался.
С учетом изложенного, оснований для признания незаконными действий АО "Улан-Удэ Энерго" по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дунаевой Н.В. к АО «Улан-Удэ Энерго» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятии в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Л. Доржиева
Решение в окончательной форме принято 06.06.2018.