ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1937/2021 от 20.07.2021 Копейского городского суда (Челябинская область)

74 RS 0028-01-2021-003401-28

Дело № 2-1937/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.07.2021 года город Копейск

Копейский городской суд Челябинской области в составе :

Председательствующего: Ботовой М.В.,

При секретаре: Суворовой М.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к УПФР в городе Копейске Челябинской области (межрайонное) о перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском ( с учетом уточнений) к УПФР в г.Копейске Челябинской области ( межрайонное) о перерасчете пенсии. В обоснование иска указано, что он проработал не менее 30 лет в сельском хозяйстве, он обратился за перерасчетом пенсии, однако ему было отказано. Полагает, что в стаж не правомерно не включен период 01.12.1998 по 03.05.2001, поскольку при переводе слесарей в МУП ЖКХ «Дубровское» их обязанности не менялись. Кроме того, независимо от вида деятельности предприятия указанный период должен быть включен в стаж сельской местности. Просит отменить решение пенсионного органа об отказе в перерасчете пенсии, обязать ответчика включить в сельский стаж период работы слесарем с 01.12.1998 по 03.05.2001, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 01.01.2019 года, заключить с ним мировое соглашение, взыскать в его пользу 10000 рублей в качестве возмещения причиненного материального и морального вреда.

В судебном заседании истец на требованиях настаивал, указал, что при переводе в МУП ЖКХ «Дубровское» их передали, с ними не считались, не спрашивали, при этом обязанности по обеспечению комплекса водой не изменились. Полагает, что в соответствии со Списком №805 от 25.06.2019 года в сельский стаж должен быть включен период его работы, поскольку станция и скважина на которой он работал слесарем являлась структурным подразделением животноводческого направления МУП ЖКХ «Дубровское». Компенсацию материального и морального вреда обосновывает оплатой проезда в суд в количестве 4 раза по 1000 рублей, обращением в больницу и оплатой дорогостоящего анализа.Просит требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 с иском не согласилась, так как период работы истца с 01.12.1998 по 03.05.2001 приходится на предприятии не являющимся предприятием сельского хозяйства, и не может быть структурным подразделением с животноводческим направлением, в части взыскания компенсации морального вреда также просит отказать, поскольку надлежащих доказательств не представлено.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Частью 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

В силу ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с указанными Правилами в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подп. "а" п. 3).

Согласно п. 6 вышеназванных Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подп. "а" п. 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений ч. 14 и 15 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в п. 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений ч. 14 и 15 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1441, следует, что при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440, в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей.

Указанным выше списком( с учетом изменений постановлением Правительства №805 от 25.06.2019 года) предусмотрены производства сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, рыбоводство. Каждое из указанных производств содержит перечень профессий, должностей и специальностей, работа в которых дает право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Согласно п.2 раздела «Наименование работ, производств сельского хозяйства» указанного Списка к животноводству отнесены (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами.

В указанном производстве предусмотрены профессии, должности, специальности, в том числе рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности, которой не является сельское хозяйство).

Согласно части 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Судом установлено, что ФИО1 обратился 15.11.2019 года с заявлением в пенсионный орган о перерасчете размера фиксированной выплаты страховой пенсии.

Установлено, что решением пенсионного органа НОМЕР от 21.11.2019 года истцу отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, в сельский стаж не учтены периоды работы с 01.01.1992 по 10.02.1992 в качестве экономиста по труду и заработной платы в совхозе «ФИО3»; с 04.05.1992 по 12.04.1993 в качестве главного экономиста в ООО СХП «Кирдинское»; с 04.05.2001 по 18.06.2005 в качестве экономиста по труду, главного экономиста в ФГУП ПКЗ»ФИО3», так как профессия экономиста по труду и заработной платы, главного экономиста, экономиста по труду не предусмотрены списками работ, производств, профессии, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 НОМЕР; с 01.12.1998 по 03.05.2001 в качестве слесаря 5 разряда в МУП ЖКХ «Дубровское», так как основной вид деятельности данной организации не является сельскохозяйственной. Продолжительность стажа в сельском хозяйстве 29 лет 1 месяц 6 дней.

Судом установлено, что в оспариваемый истцом период с 01.12.1998 по 03.05.2001 истец работал слесарем 5 разряда в ЖЭУ МУП ЖКХ «Дубровское», что следует из трудовой книжки истца от 15.10.1967 года, не оспаривается сторонами.

Пенсионным органом в стаж истца включен частично период его работы с 26.08.1994 по 30.11.1998 в качестве слесаря СОВП на станции очистки подземных вод в совхозе «ФИО3».

Из представленных из наблюдательного дела копий свидетельства о государственной регистрации предприятия, Устава, следует, что Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунальное хозяйство «Дубровское» зарегистрировано постановлением главы Красноармейского района Челябинской области НОМЕР от 11.11.1998 года, основными видами деятельности являются: оказание жилищно-коммунальных услуг по обеспечению водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, содержанию и ремонту жилищного фонда; содержание объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, выполнение работ по эксплуатации внешних и внутренних систем теплоснабжения, водоотведения, систем наружного освещения, оказание других услуг (банно-прачечных и т.п.).

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.08.2007 года произведена ликвидация юридического лица МУП ЖКХ «Дубровское»..

Согласно справки ООО племенной конный завод «ФИО3» ФИО1 в период с 25.08.1994 по 03.05.2001 работал слесарем очистных сооружений «станция очистки подземных вод», находящихся в составе подразделений совхоз «ФИО3», которая обеспечивала водой совхоз до 1999 года. В 1998 году очистные сооружения и скважины были переданы в ведение вновь созданного МУП ЖКХ «Дубровское», что не изменило назначение станции и задачу слесарей по бесперебойному обеспечению водой подразделений совхоза. После передачи очистных сооружений и скважин в МУП ЖКХ «Дубровское» очистные сооружения были ликвидированы, слесари уволены, а скважины вернули обратно в совхоз и обслуживаются слесарями сельхозпредприятия «ФИО3».Переименование совхоза в 2004 году в ООО «Племконезавод «ФИО3» не изменило специализацию предприятия по доращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота.

Согласно архивной справки НОМЕР от 12.04.2019 года, выданной архивным отделом администрации Красноармейского муниципального района следует, что в архивных документах «ФИО3 совхоз» имеется приказ директора ГСХП совхоза «ФИО3» от 05.05.1993 НОМЕР о приеме ФИО1 начальником цеха переработки с 06.05.1993 года, приказ от 25.08.1994 НОМЕР о переводе начальника цеха переработки ФИО1 на станцию очистки подземных вод с 26.08.1994 года, приказ НОМЕР от 30.11.1998 об увольнении переводом в МУП ЖКХ «Дубровское» слесарем с 30.11.1998 года. В лицевых счетах по начислению заработной платы работникам ЖКХ в должности вспомогательные работники значится ФИО1 с августа 1994 по ноябрь 1998, и имеются начисления за декабрь1998 и январь 1999 в ЖКХ.

Из акта документальной проверки ГУ УПФР в городе Копейске от 20.08.2019 года также следует о наличии приказов директора ГСХП совхоз «ФИО3» о премировании сотрудника ФИО1 в период его работы до октября 1998 года, других приказов не обнаружено.

Истцом также представлены лицензионное соглашение от 23.05.2006 года об условиях пользования недрами при добыче подземных вод на Дубровском участке(водозаборные скважины НОМЕР), справка администрации Дубровского сельского поселения о том, что с 01.12.1998 года скважины и станция были структурными подразделением МУП ЖКХ, обеспечивающим водой ФИО3 совхоз и население поселка. В 2004 году на нужды совхоза 88,7 воды от общего расхода, справка от имени Ф.И.Ю. о том, что в период с 1998 по 2001 он работал генеральным директором МУП ЖКХ «Дубровское», в конце 1998 скважины переданы из совхоза в МУП ЖКХ в связи с подготовкой совхоза к продаже в частную собственность. ФИО1 исполнял те же обязанности слесаря, что до образования МУП ЖКХ.

Принимая во внимание совокупность представленных доказательств, суд пришел к выводу, что в спорный период работы истец работал на предприятии МУП ЖКХ «Дубровское» которое не являлось структурным подразделением совхоза «ФИО3», имело иные виды деятельности, в частности оказание жилищно-коммунальных услуг, не связанные с обслуживанием видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. Данное предприятие не относилось к сельскохозяйственным, не подчинялось Министерству сельского хозяйства.

Доводы истца о том, что станция и скважины, на которых он работал слесарем являлись структурными подразделениями животноводческого направления, также не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку доказательств их отнесения к структурным подразделениям только лишь животноводческого подразделения, при отсутствии в качестве основного или дополнительного вида деятельности МУП ЖКХ суду истцом не представлено.Доводы, о том, что обеспечение сельскохозяйственных нужд водой приходилось более 80 процентов от общего расхода воды не являются основанием для определения вида деятельности ( животноводческого направления) структурного подразделения.

Представленные в обоснование доводов справка НОМЕР от 07.06.2019 года, выданная ООО племенной конный завод «ФИО3», справка Администрации Дубровского сельского поселения № б/н без даты, справка от имени Ф.И.Ю. №б/н без даты не могут быть приняты во внимание судом, поскольку выданы без соответствующих на то полномочий, в отсутствие ссылки на основание их выдачи по первичным документам. Данные доказательства не могут быть расценены судом как надлежащие и бесспорные в порядке ст.67 ГПК РФ.

Доводы истца о том, что его обязанности при смене организаций не изменились, также не могут приняты во внимание, поскольку предусмотренным Списком определены требования как к наименованиям должностей, так и к наименованиям работ, производств сельского хозяйства.

Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о включении в сельский стаж периода его работы слесарем 5 разряда с 01.12.1998 по 03.05.2001 МУП ЖКХ «Дубровское», поскольку организация не относится к сельскохозяйственной, не является структурным подразделением сельскохозяйственного предприятия, станции и скважины не являлись структурными подразделениями животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.

Требования истца об отмене решения пенсионного органа НОМЕР от 21.11.2019 года об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, перерасчете пенсии с 01.01.2019 года, удовлетворению не подлежат, поскольку необходимого стажа у истца не имеется, согласно обжалуемого решения он составляет 29 лет 1 месяц 6 дней, вместо предусмотренного по закону 30 календарных лет.

Требования истца о заключении мирового соглашения, в котором надлежит отменить решение пенсионного органа, обязать произвести перерасчет пенсии с 01.01.2019 года, также не подлежат удовлетворению, поскольку данные требования судом разрешены.

Согласно ст.15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст.151 ГК РФ Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п.2 ст. 1099 ГК РФ Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Проанализировав выше изложенные нормы права, суд пришел к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика в его пользу компенсации материального и морального вреда в размере 10000 рублей не подлежат удовлетворению, поскольку пенсионным законодательством возмещение указанного вреда не предусмотрено.

Иных доказательств причинения истцу ответчиком материального ущерба в указанном размере суду в порядке статьи 56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, ФИО1 в удовлетворении требований к УПФР в городе Копейске Челябинской области (межрайонное) об отмене решения НОМЕР от 21.11.2019 года об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, обязании включить период работы с 01.12.1998 по 03.05.2001 в стаж сельской местности, произвести перерасчет пенсии с 01.01.2019 года, заключить мировое соглашение, взыскании компенсации материального и морального вреда в размере 10 000 рублей, надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении требований к УПФР в городе Копейске Челябинской области (межрайонное) об отмене решения НОМЕР от 21.11.2019 года об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, обязании включить период работы с 01.12.1998 по 03.05.2001 в стаж сельской местности, произвести перерасчет пенсии с 01.01.2019 года, заключить мировое соглашение, взыскании компенсации материального и морального вреда в размере 10 000 рублей, отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копйеский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий : Ботова М.В.