ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1938/20 от 09.06.2021 Железногорского городского суда (Красноярский край)

№ 2-289/2021 (2-1938/2020)

24RS0016-01-2020-001977-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2021 года г. Железногорск Красноярский край

Железногорский городской суд Красноярского края в составе:председательствующего судьиДряхлова О.В.,при секретаре Халиковой Д.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО1 о взыскании необоснованно полученных денежных выплат и по исковому заявлению ФИО1 к Территориальному отделению краевого государственного казенного учреждение «Управление социальной защиты населениепо ЗАТО г. Железногорск Красноярского края» о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просит взыскать неосновательно полученной меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) в размере 232 128 руб. 88 коп., мотивировавтребования с учетом уточнений тем, что14.07.2010г. ответчиком было подано заявление о назначении мер социальной поддержки как педагогу, проживающему в сельской местности, в котором она была предупреждена, что при наступлении обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (в том числе смена льготной категории). Она обязуется в течение 10 дней предоставить документы, подтверждающие изменение условий предоставления мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. Ответчику, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставлялись с 01.07.2010 по 30.06.2020.Только 31.07.2020г. истцу стало известно о злоупотреблении ответчиком правом на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику сельской местности, так как ФИО1 подала заявление и трудовую книжку для присвоения звания «Ветеран труда края», согласно сведениям которой, было установлено, что 11.01.2016г. ею прекращена педагогическая деятельность в должности преподавателя «Азбуки театра» МДОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» наусловиях внутреннего совместительства. При этом ответчик продолжала работать в указанном учреждении в должности – заведующей библиотекой. В последующем трудовые отношения с указанным образовательным учреждением ответчиком прекращены 29.05.2020г. Таким образом, после прекращения педагогической деятельности в должности преподавателя «Азбуки театра», с 01.02.2016г. ответчиком было утрачено право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных ст. 3 Закона края № 10-4691 для педагогических работников в сельской местности. За период с 01.02.2016 по 30.06.2020 ответчиком необосновано получены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) в размере 232 128 руб. 88 коп. В связи с тем, что ответчик с 11.01.2016г. прекратила трудовую деятельность в качестве педагогического работника, но продолжила работать в той же организации на должности библиотекаря, а с 01.01.2018г. по 29.05.2020 – на должности заведующей библиотекой, то с 01.02.2016г. по 29.05.2020 ей был произведен перерасчет и назначение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «Осоциальной поддержки населения при оплате жилья и коммунальных услуг» по категории «специалист культуры (библиотекарь) краевых государственных и муниципальных образовательных организаций». Сумма перерасчета составила 120639,7 руб. 21.08.2020 № 80/1/12-974 ответчику было направлено уведомление о возврате денежных средств в добровольном порядке, которое осталось без ответа. Ссылаясь на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон края от 10.06.2010г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отоплений и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках» просят взыскать с ФИО1 в пользу Министерства социальной политики Красноярского края сумму необоснованно полученной меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) в размере 232 128 руб. 88 коп.

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о признании действий незаконным. Определением суда ответчик Администрация ЗАТО г. Железногорск Красноярского края заменен на надлежащего ответчика – Территориальное отделение краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ЗАТО г.Железногорск Красноярского края». ФИО1 мотивировала свои требования тем, что она получила уведомление о возврате денежных средств от 31.08.2020г. от территориального отделения краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в котором указано, что ею за период с 01.02.2016г. по 30.06.2020г. были излишне получены денежные средства в виде мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения по причине непредставления в ТО КГКУ «УЗСН» по ЗАТО г. Железногорск сведений о прекращении педагогической деятельности. В связи с чем они требуют возвратить денежные средства в размере 232128,88 руб. Между тем с 17.03.1986 года она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Более того, в период с 01.02.2016г. по 30.06.2020г. она является получателем пенсии по старости. 01.02.2016г. она прекратила трудовую деятельность в МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 2». Кроме того, имеет стаж в образовательных организациях, который составляет более 10 лет. Таким образом, компенсация по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организацией в сельской местности, городских поселках (поселках городскоготипа) ей должна предоставляться бессрочно. Ссылаясь на Закон Красноярского края от 10.06.2010 № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)» считает, что действия ответчика связанные с предъявлением к ней требований о возврате выплаченной ей денежных средств на оплату жилой площади с отоплением и освещением в размере 232128,88 руб. незаконными. Просит признать действия ответчика, связанные с предъявлением требования о возврате выплаченных ей денежных средств на оплату жилой площади с отоплением и освещением за период с 01.02.2016г. по 30.06.2020г. в размере 232128,88 руб. незаконными.

Определением от 19.01.2021 г. в силу ч. 4 ст. 151 ГПК РФ гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному отделению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края» и гражданское дело по иску Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО1 о взыскании необоснованно полученных денежных выплат объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, так как такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

Представитель истца Министерства социальной политики Красноярского края ФИО2 (полномочия по доверенности)в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

При этом как представитель ответчика КГКУ «УСЗН» по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1, так как предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения регулируются: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом края от 10.06.2010г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (посёлках городского типа)». 14.07.2010г. ФИО1 было подано заявление о назначении мер социальной поддержки как педагогу, проживающему в сельской местности, в котором она была предупреждена, что при наступлении обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (в том числе смена льготной категории), она обязуется в течение 10 дней предоставить документы, подтверждающие изменение условий предоставления мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. ФИО1, как педагогическому работнику, работающего и проживающему в сельской местности, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставлялись с 01.07.2010 по 30.06.2020г. 31.07.2020 КГКУ «УСЗН» стало известно о злоупотреблении ФИО1 правом на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику сельской местности. Согласно сведениям трудовой книжки было установлено, что 11.01.2016г. ФИО1 прекращена педагогическая деятельность в должности преподавателя «Азбуки театра» МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» на условиях внутреннего совместительства. Таким образом, после прекращения педагогической деятельности в должности преподавателя «Азбуки театра» с 01.02.2016г. ответчиком было утрачено право на получение социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных ст. 3 Закона края № 10-4691 для педагогических работников в сельской местности. Доводы о том, что она имела право на компенсацию по оплате жилых помещений, отопления и освещения как пенсионер из числа бывших работников, работавших и проживающих в сельский местности безосновательны.

Ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО3 (полномочия по устному заявлению) в судебном заседании по заявленным исковым требованиям возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которому законодательством не предусмотрена обязанность ответчика по информированию истца о прекращении трудовых отношений, но предусмотрена обязанность истца по взаимодействию с иными организациями, учреждениями.Только 30.09.2020г. в целях организации взаимодействия между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и МБУ ДОД «Детская школа искусств № 2» было заключено соглашение № 12-21/18 от 30.09.2020г. Если бы истец надлежащим образом исполнял свои обязанности по взаимодействию с иными организациями, учреждениями, то он должен был принять решение о прекращении предоставления компенсации в феврале 2016г. Ссылка истца на указание в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки от 14.07.2010г. информирования о наступлении обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки, является несостоятельной, так как в заявлении не указана обязанность ответчика по информированию о прекращении трудовых отношений.

При этом ФИО1 и ее представитель ФИО3 настаивали на удовлетворении своих исковых требований к Территориальному отделению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ЗАТО г.Железногорск Красноярского края» ссылаясь на доводы изложенные в иске.

Третье лицо, представитель МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» ФИО4 в судебном заседании свою позицию не выразила.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 21 Закона Красноярского края от 26.06.2014 N 6-2519 (ред. от 05.06.2020) "Об образовании в Красноярском крае", педагогические работники краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, городских поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законом края. Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

На основании ст. 3 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" педагогическим работникам предоставляются компенсации в следующих размерах:

а) 100 процентов оплаты жилого помещения;

б) 100 процентов оплаты тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, или платы за электрическую энергию, потребляемую в целях отопления при проживании в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, исходя из объема потребленной на отопление жилого помещения электрической энергии, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на отопление жилого помещения, утверждаемой Правительством края;

в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.

Согласно статье 4 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 установлен перечень документов, представляемых педагогическими работниками или их законными представителями для предоставления денежных выплат в краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" по месту постоянного жительства либо в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", то есть, предусмотрен заявительный характер предоставления выплат и условия возмещения расходов педагогических работников, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.

Статьями 5 и 6 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 определены сроки и порядок предоставления денежных выплат, компенсирующих расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения, основания и сроки перерасчета размера денежных выплат, прекращения предоставления денежных выплат.

В силу п.«б» ч.1 ст.6 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления компенсаций, указанных в статье 3 настоящего Закона, в том числе, в случае прекращения педагогическим работником трудовых отношений с краевой государственной или муниципальной образовательной организацией - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором педагогический работник прекратил трудовые отношения.

В соответствии с ч.3 ст.6 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 возврат в краевой бюджет необоснованно полученных средств компенсаций, указанных в статье 3 настоящего Закона, производится педагогическим работником добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.02.2009 ФИО1 принята на должность библиотекаря в МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2». 01.09.2009г. принята преподавателем «Азбуки театра» по совместительству, что подтверждается трудовой книжкой.

14.07.2010г. ФИО1 обратилась с заявлением в УЗСН Администрации ЗАТО г. Железногорск о назначении ей мер социальной поддержки в форме денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, как педагогу, проживающему и работающему в сельской местности. В случае изменения места жительства, состава семьи, льготной категории, номера лицевого счета в кредитному учреждении и пр., обязалась представить сведения об этом в орган социальной защиты населения.

ФИО1 с учетом состава семьи, площади занимаемого жилого помещения, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности была назначена социальная льгота по оплате за отопление и освещение. Данная выплата производилась с 01.07.2010г. по 30.06.2020г.

11.01.2016г. прекращено действие трудового договора о работе по совместительству по инициативе работника, что подтверждается копией трудовой книжки.

Соответственно, в связи с увольнением с должности преподавателя, ФИО1 утратила статус педагогического работника и право на получение мер социальной поддержки, а именно компенсации за отопление и освещение.

Согласно представленным Территориальным отделением краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края сведениям ФИО1 являлась получателем мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по 30.06.2020г.

31.07.2020г. ФИО1 обратилась в Министерство социальной политики края с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда края». К заявлению были приложены документы, в том числе копия трудовой книжки.

21.08.2020КГКУ «УСЗН» по ЗАТО Железногорск Красноярского краяв адрес ФИО1 было направлено уведомление об образовании переплаты мер социальной поддержки за период с 01.02.2016 по 30.06.2020 в размере 232128,88 руб. и было предложено возвратить данную сумму в краевой бюджет в течение одного месяца со дня получения уведомления.

На данные уведомления от ФИО1 ответа получено не было, денежные средства не были возвращены в краевой бюджет.

Согласно представленному истцом расчету, сумма начисленных и излишне выплаченных ответчику ФИО1 денежных средств составляет 232128,88 руб.

В судебном заседанииЖукова И.В. не отрицала, что ей было известно о том, что меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ей были назначены, в связи с тем, что она являлась педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности. Также не оспаривала, что излишне начисленные ей денежные средства 232128 руб. 88 коп.ею были получены. Представленный истцом расчет задолженности ответчиком не оспорен, своего расчета не представлено.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает несостоятельными доводы ответчика о том, что она не знала об обязанности известить УСЗН в случае прекращения трудоустройства и ей никто не сообщил, о последствиях не извещения, поскольку при подаче и подписании заявления ответчик обязалась в случае прекращения трудовых отношений сообщить об этом в УСЗН.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что после увольнения ответчика с занимаемой педагогической должности и не предоставлением соответствующих сведений об увольнении в Управление социальной защиты населения, за период с 01.02.2016 года по 30.06.2020 года ответчиком ФИО1 были получены излишне начисленные денежные средства в размере 232128 руб. 88 коп.при отсутствии к тому правовых оснований.

Стороной ответчика заявлено о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности.

В соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ применяется общий срок исковой давности – три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Каких-либо допустимых доказательств того, что истцу до получения от нее заявления в УСЗН от 31.07.2020 было известно или должно было быть известно о том, что компенсации перечислялись ответчику неправомерно, суду не представлено. С исковым заявлением истец обратился в суд 25.11.2020. В связи с чем, оснований считать срок исковой давности пропущенным не имеется.

В связи с чем, суд полагает, что заявленные исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании выше изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных законом для признания действий УСЗН администрации ЗАТО Железногорск незаконными у суда не имеется, т.к. действия выполнены законно и обоснованно, в соответствии со своей компетенцией и в соответствии с действующим законодательством. Оснований для удовлетворения заявления ФИО1 не имеется.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с учетом суммы удовлетворенных исковых требований, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5521 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Территориальному отделению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края» о признании действий незаконными, отказать.

Исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 к пользу Министерства социальной политики Красноярского края неосновательно полученные меры социальной поддержки в размере 232128 руб. 88 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5521 руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железногорский городской суд.

Мотивированное решение подлежит изготовлению 17.06.2021г.

Председательствующий О.В. Дряхлова