ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-19391 от 31.12.9999 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-19391

РЕШЕНИЕ 

Именем Российской Федерации

  ДД.ММ.ГГГГ г.Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

судьи Сачкова А.Н.,

при секретаре судебного заседания Поповой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону в интересах Штыкаленко Н.В., Штыкаленко А.В., Штыкаленко (Штык) А.В., Штыкаленко С.В. к Администрации г. Ростова-на-Дону, 3-е лицо – МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития», - о предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданам, проживающим в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу,

Установил   :

Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в защиту интересов семьи Штыкаленко Н.В. к Администрации г. Ростова н/Д с иском о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма гражданам, проживающим в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

В иске указано, что Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону; проведена проверка доводов обращения Штыкаленко Н.В. о нарушении жилищного законодательства. Установлено, что постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ №  (лит. «А» и «Б») признан аварийными и подлежащими сносу. Согласно п. 3 постановления отделу учета и распределения жилья МУ «Департамента у   координации строительства и перспективного развития» поручено обеспечить своевременное принятие необходимых решений по предоставлению отселяемым нанимателям помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Приложением к данному постановлению утвержден список граждан, подлежащих отселению из аварийных жилых помещений в который, в том числе включена Штыкаленко Н.В. Последняя до настоящего времени проживает в аварийной  на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ в случае если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданами органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Частью 1 ст. 89 ЖК РФ определено, что предоставляемое гражданам помещение связи с выселением, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. При этом в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Постановлением главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № Штыкаленко Н.В. восстановлено в очереди квартирного учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека - она и 3 сына. Согласно справки МУП «ЖКХ «Ленинский-2» в  зарегистрировано 4 человека. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена п. 3 ст. 6 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС и определена в размере 18 кв/м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

Таким образом, администрация г. Ростова-на-Дону обязана предоставить Штыкаленко Н.В. жилое помещение общей площадью 72 кв. м. (18*4). Вместе с тем, больше года с момента вынесения постановления мэра реальных мер к переселению Штыкаленко Н.В. не принимается, последняя продолжает проживать в аварийной квартире. Подобным бездействием органа местного самоуправления нарушены жилищные права Штыкаленко Н.В. В соответствии со ст. 45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 131 ГПК РФ истец просит суд: Обязать администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Штыкаленко Н.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям общей площадью 72 кв. м. (л.д. 4).

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил круг лиц в чьих интересах заявлен иск и уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Штыкаленко Н.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому (л.д. 58). Далее также были уточнены требования: обязать администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Штыкаленко Н.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, а именно 22,1 кв/м.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Троицкая Т.Н. поддержала требования, просила суд их удовлетворить, пояснив, что Штыкаленко Н.В. и ее семья проживает в данном жилом помещении на основании договора социального найма. Состав семьи 4 человека. Дом – аварийный. У Администрации города как исполнительного органа имеется обязанность предоставить жилье, а МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» - это отраслевой орган Администрации города. Требования не заявлены в порядке улучшения жилищных условий. Требуем общую площадь жилого помещения 22,1 кв/м. При этом право у семьи Штыкаленко на улучшение жилищных условий остается. Предоставление жилья по указанным в иске основаниям возникает в силу закона, а не в силу правовых актов органов местного самоуправления, которыми реализуется норма ФЗ, и она должна реализоваться своевременно в силу конституционного права на жилье, при этом нужно учитывать опасность проживания граждан в аварийном жилье. Обязанность обеспечить права граждан лежит на государстве и на органах местного самоуправления в силу закона. В связи с длительным бездействием органов местного самоуправления, Штыкаленко Н.В. и ее семье пришлось обратиться в суд за защитой своих прав.

Штыкаленко Н.В. и Штыкаленко (Штык) А.В. поддерживали исковые требования, пояснив суду, что поддерживают иск о предоставлении жилого помещения площадью 22,1 кв/м. Квартира изолированная. Жить в аварийном доме опасно. В очереди на улучшении жилья Штыкаленко Н.В. состоит с ДД.ММ.ГГГГ, уже дети выросли, просит предоставить хоть равнозначное жилье.

Лица, в чьих интересах подан иск: Штыкаленко А.В., Штыкаленко С.В. в суд не явились. Судом извещены надлежаще. Не просили о рассмотрении дела в их отсутствии. Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Маныч Н.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, пояснив суду, что обстоятельства и выводы прокурора в объяснении в настоящем судебном заседании не оспаривает. Администрация является ненадлежащим ответчиком, так как главным распорядителем бюджетных средств является Департамент. Учредителем Департамента является Администрация. Департамент имеет право распоряжаться денежными средствами без согласования с Администрацией. Других оснований нет. Органы местного самоуправления обязаны в силу закона предоставить семье Штыкаленко жилье площадью 22,1 кв/м, так как дом аварийный. По уставу г. Ростова-на-Дону органами местного самоуправления является городская Дума и Администрация г. Ростова-на-Дону, Администрации районов, каждый из органов имеет свою структуру. Он затрудняется ответить на вопрос является ли Департамент органом местного самоуправления. Департамент входит в структуру Администрации г. Ростова-на-Дону. Требования истца без относительно к заявленному ответчику неправомерны, так как нет оснований для понуждения органов местного самоуправления для предоставления жилья. Дом аварийный ДД.ММ.ГГГГ, жилье не предоставлено в течение почти 2-х лет. Отсутствует факт неправомерного уклонения Администрации города от предоставления жилья. Нормами федерального закона срок предоставления жилья не определен. Когда предоставим жилье не знаю, ориентировочно в ДД.ММ.ГГГГ по программе переселения. Требования истца обоснованы или нет. Этот вопрос он не понимает. Семье Штыкаленко необходимо ждать включения в программу и получить жилье по программе, в рамках которой будут выделены деньги и будут строиться муниципальные дома.

Также указанным ответчиком представлен письменный отзыв на иск, который приобщен к материалам дела. Согласно отзыву позиция ответчика следующая:

Администрация города, исходя из распределения полномочий между отраслевыми органами Администрации, фактической возможностью по предоставлению Штыкаленко Н.В. жилого помещения не обладает. До настоящего времени снос дома по , лит. «А», «Б» не осуществлен. В соответствии с п. 3 постановления Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № отделу учета и распределения жилой площади МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» поручено обеспечить своевременное принятие необходимых решений по предоставлению в установленном законом порядке, отселяемым нанимателям помещений муниципального жилищного фонда жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 1.3. ч.1 ст.44 Устава города в структуру Администрации входят, в том числе Департаменты - органы Администрации, сочетающие отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера.

В соответствии с п.2 ст.46 Устава города управления, комитеты, департаменты, службы, отделы и другие структурные подразделения Администрации города самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению в соответствии со структурой Администрации.

В соответствии с п. 1.1. Положения о Департаменте координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент является отраслевым органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий, относящихся к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону: формирование и размещение муниципального заказа; осуществление функций, связанных с реализацией программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Департамент является главным распорядителем бюджетных средств (п. 1.6. Положения). В соответствии с Приложением № 3 к решению Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2011 год» Департамент является главным администратором доходов бюджета города в отношении субсидий бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также субсидий бюджетам городских округов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов.

Согласно ведомственной структуре расходов бюджета на 2011 г. (Приложение № к решению Думы об утверждении бюджета) Департамент является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета. В соответствии с п.2.1. Положения о Департаменте к его основным задачам отнесено формирование и проведение политики обеспечении жилой площадью граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, в том числе посредством развития застроенных территорий.

К функциям Департамента согласно п.2.3. Положения отнесено:

- составление и утверждение бюджетной сметы, составление бюджетной росписи, снесение в них изменений, исполнение соответствующей части бюджета (п/п. 1);

осуществление функций муниципального заказчика, размещение в установленном порядке заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд (п/п. 4);

- проведение мероприятий по подготовке договоров, направленных на приобретение (получение) в муниципальную собственность жилых помещений, и государственной регистрации на них права муниципальной собственности (п/п. 10);

- проведение мероприятий в рамках реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда (п/п. 17).

Таким образом, Администрация города является ненадлежащим ответчиком.

Согласно п.2 постановления Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на ДД.ММ.ГГГГ, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с жалобами ряда граждан» в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют право на жилище в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Жилищный кодекс РФ, устанавливая в ч.2 ст.57 перечень граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, не предусматривает, что жилое помещение таким гражданам должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента постановки на учет.

Иное истолкование норм жилищного законодательства означало бы нарушение ст. 132 Конституции РФ, поскольку возложение на Администрацию города обязанности по предоставлению жилого помещения состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении гражданам, имеющим право на внеочередное обеспечение, только на основании факта постановки на учет, при отсутствии свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда являлось бы возложением финансовых обязательств по приобретению жилого помещения без предоставления необходимых для реализации такой обязанности финансовых и материальных средств (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита»). С учетом изложенного просим в удовлетворении иска отказать (л.д. 63-66).

Представитель 3-го лица МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития»: Дробышева Н.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, вначале судебного разбирательства полагала, что 3-е лицо возражает против удовлетворения иска, так как возможности предоставления конкретного жилья нет и аварийный дом пока еще не включен в программу переселения, в будущем этот дом будет включен и квартира будет предоставлена. По закону они обязаны предоставить жилье.

Далее в ходе судебного разбирательства представитель 3-его лица пояснила, что с объяснениями и выводами прокурора в настоящем судебном заседании она согласна. Иск обоснован, но не правомерен, так как данный дом пока не включен в программу. Это не лишает семью Штыкалшенко право требовать предоставить им жилье. Есть определенный порядок, и исполнение решения суда нарушает права других граждан на получение жилья по аналогичным основаниям.

В судебных прениях представитель 3-его лица заявила, что 3-е лицо не возражает по поводу предоставления жилого помещения.

Также в деле имеются письменные отзывы 3-елица на иск (л.д. 67-69;73-74).

Так, согласно отзыву на иск и уточненный иск позиция 3-его лица в следующем:

При удовлетворении судом иска о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано конкретное благоустроенное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемому гражданину. Поэтому в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать (л.д. 67-69).

Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по , лит. «А» «Б», признан аварийным и подлежащим сносу. Приложением к данному постановлению утвержден список граждан, подлежащих отселению из аварийных жилых помещений муниципальной собственности, в том числе Штыкаленко Н.В. с составом семьи 4 человека.

Вместе с тем переселение граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов и снос отселенных аварийных строений осуществляется МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» на основании городских целевых программ. В настоящее время проводятся мероприятия по отселению жителей аварийных домов, включенных в программу «Переселение граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов и снос отселенных строений на 2007-2011 годы».

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ в данную Программу внесены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом по , лит. «А», «Б» признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ.

По итогам реализации вышеназванной Программы будет формироваться проект городской целевой программы на ДД.ММ.ГГГГ и последующие годы, в которую будут включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и жилой дом по , лит. «А», «Б».

В соответствии с типовым договором социального найма жилого помещения истцы занимают изолированную квартиру № общей площадью 22,1 кв.м. В настоящее время жилых помещений указанной номенклатуры в муниципальной собственности не имеется (л.д. 73-74).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и рассмотрев материалы дела по правилам ст. 67 ГПК РФ, - суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществ­ляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной про­цессуальным законодательством.

Установлено, что семья Штыкаленко Н.В. в составе – 4-х человек в соответствии с типовым договором социального найма жилого помещения занимает изолированную квартиру № общей площадью 22,1 кв.м., жилой – 16,10 кв.м. по адресу  по пер (лит. «А»).

Согласно постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ №  (лит. «А» и «Б») признан аварийными и подлежащими сносу. Согласно п. 3 постановления отделу учета и распределения жилья МУ «Департамента у координации строительства и перспективного развития» поручено обеспечить своевременное принятие необходимых решений по предоставлению отселяемым нанимателям помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма  . Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление мэра города за №. Приложением к данному постановлению утвержден список граждан, подлежащих отселению из аварийных жилых помещений   в который, в том числе включена: гр. Штыкаленко Н.В. в составе – 4-х человек. В графе «Кто отселяет»указано – Администрация города   (л.д. 13).

Наниматель и члены семьи вселились в указанное помещение и зарегистрированы по месту жительства.

До настоящего времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ отселение указанной семьи из муниципального жилья не осуществлено.

Данные обстоятельства подтверждаются достаточной совокупностью письменных доказательств в деле.

В соответствии с частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок и основания признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу урегулирован главами III и IV Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение).

Согласно пункту 7 Положения признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям. Из пункта 7 Положения следует, что для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда комиссия создается органом местного самоуправления.

В соответствии с п.42 и 49 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В этой ситуации требования истца к заявленному ответчику обоснованы и правомерны.

Согласно Уставу г. Ростова-на-Дону (в ред. решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 11.04.2005 N 436): Город Ростов-на-Дону является городом областного значения. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Областным законом "О местном самоуправлении в Ростовской области", город Ростов-на-Дону - муниципальное образование - городской округ, в пределах которого осуществляется местное (городское) самоуправление.

В соответствии с ч. 1 ст. 35.1 Устава г. Ростова-на-Дону структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган - Ростовская-на-Дону городская Дума, глава муниципального образования - Мэр города, исполнительно-распорядительный орган - Администрация города Ростова-на-Дону,   контрольный орган - Контрольно-счетная палата города Ростова-на-Дону.

Согласно ст. 44 Устава города исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является Администрация города. Администрация города - юридическое лицо. В состав Администрации входят в т.ч. (1.3): Департаменты - органы Администрации, сочетающие отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера;

В соответствии с п.2 ст.46 Устава города департаменты самостоятельно решают вопросы управления, перечисленные выше и отнесенные к их ведению в соответствии со структурой Администрации. Они руководят подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями при строгом соблюдении гарантий самостоятельности последних, установленных действующим законодательством.

В соответствии с п. 1.1. Положения о Департаменте координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 г. № 138, Департамент является отраслевым органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий, относящихся к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону:   формирование и размещение муниципального заказа; осуществление функций, связанных с реализацией программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Департамент является главным распорядителем бюджетных средств (п. 1.6. Положения). В соответствии с Приложением № 3 к решению Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2011 год» Департамент является главным администратором доходов бюджета города в отношении субсидий бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также субсидий бюджетам городских округов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов.

В соответствии с п.п. 1.5.2.1., 1.6.1., 1.6.2. ст. 46 Устава г. Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, распределение в установленном порядке муниципального жилищного фонда, ведение учета граждан и обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление им жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда, организация содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, организация строительства муниципального жилищного фонда относятся к исполнительно-распорядительные полномочиям администрации города.

Исходя из этого предъявление иска прокурора в защиту семьи Штыкаленко Н.В. по основаниям указанным в иске к заявленному ответчику правомерно и обоснованно, т.к. требования относятся к исполнительно-распорядительным полномочиям администрации города.   При этом следует учитывать, что:

- вопрос об отселении из аварийного жилья муниципального жилого фонда и предоставление жилья по этим основаниям администрацией города является вопросом местного значения;

- привлеченный по инициативе суда МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» в качестве 3-его лица находится в функциональной подчиненности у заместителя Главы Администрации города (по строительству) (п.4.1 Положения о Департаменте координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону).

Возражения ответчика по этому вопросу суд расценивает в этом конкретном случае как желание избежать надлежащее и своевременное выполнение обязанностей предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и решениями Ростовской-на-Дону городской Думы.

Следует признать, что в ситуации, когда семья Штыкаленко около 2-х лет на день рассмотрения дела по существу проживает по договору социального найма в аварийном доме, подлежащим сносу, имеет место нарушение конституционных прав этой семьи в результате бездействия ОМСУ по предоставлению другого благоустроенного жилья равной по общей площади ране занимаемому. А вопрос о распределении исполнительно-распорядительных полномочий в структуре Администрации города в этом случае не имеет для судебной защиты семьи Штыкаленко существенного юридического значения.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ: Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу ст. 86 ЖК РФ: если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Жилое помещение, занимаемое семьей Штыкаленко по договору социального найма, подлежит сносу в соответствии с решением органа местного самоуправления, принятым в установленном законом порядке.

Поскольку Штыкаленко принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Право Штыкаленко на получение жилого помещения во внеочередном порядке в связи с признанием дома аварийным ответчиком не оспаривается.

Возникшие по данному делу правоотношения регулируются нормами жилищного законодательства, предусматривающими порядок предоставления жилых помещений гражданам в связи со сносом дома, и в данном случае выселяемым гражданам, занимающим одно помещение, должно предоставляться благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям ст. ст. 89 ЖК РФ.

Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади   ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.   Если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснил, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта  . Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ) ( п.37).

Прокурор просил предоставить истице на состав семьи из 4-х человек благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 22,10 кв.м. согласно типовому договору социального найма Штыкаленко предоставлено изолированное жилое помещение общей площадью – 22, 10 кв.м., где 16,10 кв.м. – жилая площадь.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изо­лированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригод­но для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитар­ным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В этой ситуации суд принимает расчет общей площади – 22,10 кв.м., т.к. он не противоречит статьи 15 ЖК РФ и соответствует обстоятельствам рассматриваемого дела. Ответчиком иной расчет общей площади не представлен. Суд рассматривает дело и принимает решение по представленным суду доказательствам.

Как указано в ст. 89 ЖК РФ если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Предоставление в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

И предоставление Штыкаленко жилого помещения общей площадью 22, 10 кв.м. не ухудшит условия проживания ее и семьи.

Поэтому в связи с признанием дома аварийным Штыкаленко должно быть предоставлено равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. В силу ст. 89 ЖК РФ в решении должно быть указано конкретное жилое помещение, предоставляемое лицам, проживающим в доме, подлежащем сносу. В указанной норме речь идет о выселении в судебном порядке, а не об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Фактически речь идет об обязании администрации выполнить свое же постановление о переселении граждан из аварийного жилого дома.

Следует отметить, что вопрос о предоставлении жилья по основаниям указанным в настоящем решении может быть разрешен и в рамках  программы «Переселение граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов и снос отселенных строений» в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ, контроль за выполнением которой возложен мэром города не на Департамент, а на первого заместителя Главы администрации города.

Но существенным является то, что действующее федеральное законодательство в этой сфере правоотношений не ставит в зависимость реализацию жилищных прав граждан от материально-финансовых возможностей МСУ. Указанная ответчиком и 3-им лицом программа и принятие новых программ свидетельствуют лишь о плановой организации решения задачи по переселению граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов. Это не влияет на избранный гражданином способ обращения в суд и способ судебной защиты и в случае признания правомерности и обоснованности иска, что имеет место в данном случае, - программы МСУ являются лишь одним из вариантов исполнения решения суда по заявленному суду иску.

Данный вывод суда соответствует целям и предмету Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ3 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Жилищному кодексу РФ.

Согласно ч.3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ3 переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Суд обязал администрацию города и 3-елицо представить сведения о наличии жилых помещений, отвечающих требованиям, указанным в исковом заявлении, а затем и в уточненном иске.

Ответчик письменную позицию по данному вопросу суду не представил. Согласно объяснению в суде: Семье Штыкаленко необходимо ждать включения в программу и получить жилье по программе, в рамках которой будут выделены деньги и будут строиться муниципальные дома.

Согласно позиции 3-его лица:

Возможности предоставления конкретного жилья нет, и жильцы аварийного дома пока еще не включены в программу переселения, в будущем квартира будет предоставлена. В настоящее время проводятся мероприятия по отселению жителей аварийных домов, включенных в программу «Переселение граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов и снос отселенных строений на 2007-2011 годы». В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ в данную Программу внесены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом по , лит. «А», «Б» признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ.По итогам реализации вышеназванной Программы будет формироваться проект городской целевой программы на ДД.ММ.ГГГГ и последующие годы, в которую будут включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и жилой дом по , лит. «А», «Б». В настоящее время жилых помещений указанной номенклатуры (общей площадью 22,1 кв.м.) в муниципальной собственности не имеется (л.д. 73-74).

Учитывая длительный срок нахождения дела в производстве суда (с ДД.ММ.ГГГГ), и указанные выше намерения Администрации города исполнять постановление Мэра города, суд считает возможным рассмотреть дело по существу, указав в решении каким критериям должно отвечать предоставляемое жилое помещение, без указания конкретного помещения, которое должно быть предоставлено истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ :

Иск Прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону в интересах Штыкаленко Н.В., Штыкаленко А.В., Штыкаленко (Штык) А.В., Штыкаленко С.В. к Администрации г. Ростова-на-Дону, 3-е лицо – МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития», - о предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданам, проживающим в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, - удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Ростова н/Дону предоставить по договору социального найма Штыкаленко Н.В. на состав семьи из 4 (четырех) человек благоустроенное изолированное жилое помещение, состоящее из одной жилой комнаты, отвечающее установленным требованиям жилой площадью не менее 16,10 кв.м. и общей площадью не менее 22,10 кв.м. в черте данного населенного пункта.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова н/Д в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Сачков А.Н.