ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-193/20 от 16.03.2020 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-193/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 марта 2020 года г.Советский

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Кобцева В.А.,

при секретаре Нечаевой Т.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО4 обратились в суд с иском к администрации Советского района ХМАО - Югры, в котором просили:

- признать незаконным постановление администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата)(номер) «О приостановлении выплаты вознаграждения приемным родителям ФИО1, ФИО4», в части приостановления выплаты истцам вознаграждения за (дата) и (дата);

- обязать ответчика внести изменения в п.1 постановления от (дата)(номер), указав период приостановления выплаты вознаграждения с (дата) по (дата).

Исковые требования мотивированы тем, что несовершеннолетние М.Г.К., П.М.Г., П.Н.П., К.Л.А., П.П.С. находились в детском оздоровительном лагере в период с (дата) по (дата). Согласно справкам-подтверждениям Свердловской дирекции пассажирских обустройств вокзала ст.Верхнекондинская от (дата) дети выезжали (дата) в 18:00, а прибыли (дата) в 06:27. В день прибытия дети находились на учебных занятиях, посещали образовательные учреждения. Полагали приостановление выплаты вознаграждения приемным родителям за (дата) и (дата) года незаконным, поскольку дети в эти дни находились дома (по месту фактического пребывания) и обязанности в отношении приемных детей в эти дни выполнялись в полном объеме.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО4, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Советского района ХМАО - Югры ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования Г-вых не признала и просила в удовлетворении иска отказать. Заявила, что в период с (дата) по (дата) несовершеннолетние выезжали в детский оздоровительный лагерь Свердловской области «Город Детства «Исетские зори», выезд из г.Советский осуществлялся (дата), пребывание непосредственно в лагере с (дата) по (дата), возвращение в г.Советский (дата). В связи с тем, что несовершеннолетним детям предоставлены путевки, ответчиком принято оспариваемое постановление на основании п.8 ст.10 Закона ХМАО - Югры «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц и числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» и раздела 5 договора о приемной семье.

Заслушав пояснения истца, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пунктов 1, 3 статьи 1 Семейного кодекса РФ семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п.1 ст.123 Семейного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 152 Семейного кодекса РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО1, ФИО4, являются приемными родителями М.Г.К., (дата) рождения (договор о приемной семье от (дата)(номер)), П.М.Г., (дата) рождения (договор о приемной семье от (дата)(номер)), П.Н.П., (дата) рождения (договор о приемной семье от (дата)(номер)), К.Л.А., (дата) рождения (договор о приемной семье от (дата)(номер)), П.П.С., (дата) рождения (договор о приемной семье от (дата)(номер)).

На основании пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Вознаграждение приемным родителям, его размер, порядок назначения и прекращения определены Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 №86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее по тексту - Закон №86-оз).

Согласно пункту 8 статьи 10 Закона №86-оз выплата вознаграждения приемным родителям приостанавливается на период временного пребывания подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения получения образования и (или) временного проживания подопечного в течение периода, когда приемный родитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного.

Выплата вознаграждения приемным родителям возобновляется по окончании пребывания подопечного в указанной организации, возвращении его к месту жительства (месту фактического пребывания) приемных родителей и продолжении исполнения ими обязанностей в отношении подопечного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Закона (номер)-оз органы местного самоуправления, в том числе муниципальное образование Советский район, на неограниченный срок наделяются отдельными государственными полномочиями по назначению и предоставлению вознаграждения приемным родителям.

В период с 02 по 08 января 2020 года несовершеннолетние, (дата) родителями которых являются истцы Г-вы, находились на отдыхе в детском оздоровительном учреждении Свердловской области «Город Детства «Исетские Зори».

Постановлением администрации Советского района ХМАО - Югры от (дата)(номер) ФИО1, ФИО4 приостановлена выплата вознаграждения на воспитание М.Г.К., П.М.Г., П.Н.П., К.Л.А., П.П.С. на период с (дата) по (дата). Основанием для вынесения данного постановления послужил тот факт, что несовершеннолетние в указанный период выезжали на оздоровление в детский оздоровительный лагерь, расположенный по (адрес).

Оспариваемое постановление не может быть признано законным в той части, в которой ограничило права истцов на выплату вознаграждения за (дата) и (дата) в связи со следующим.

Как указано выше, Законом №86-оз предусмотрено приостановление выплаты вознаграждения приемным родителям на период временного пребывания подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги. Поскольку несовершеннолетние пребывали в детском оздоровительном лагере с (дата) по (дата) то у ответчика отсутствовали основания для приостановления выплаты вознаграждения приемным родителям за (дата) и (дата)

Более того, вышеназванными договорами о приемной семье предусмотрены обязанности приемных родителей (п.2.6), в том числе: воспитывать приемного ребенка, заботиться об его здоровье, нравственном и физическом развитии, воздавать необходимые условия для получения образования, готовить его к самостоятельной жизни; организовать получение образования приемным ребенком; следить за успеваемостью и посещаемостью образовательных организаций приемным ребенком.

Отсутствуют основания полагать, что (дата)- до отъезда подопечных в детский оздоровительный лагерь, и (дата)- после их возвращения, Г-вы не исполняли обязанностей по договорам о приемной семье, и на данное обстоятельство представитель ответчика не указывал.

Из пояснений истца ФИО1 и представленных ею доказательств (справки-подтверждения Свердловской дирекции пассажирских обустройств вокзал ст.Верхнекондинская от (дата)) следует, что подопечные Г-вых отправились в детский оздоровительный лагерь железнодорожным транспортом (дата) в 18:00, а вернулись (дата) в 06:27.

Факт нахождения подопечных большие части суток (дата) и (дата) по месту жительства истцов и исполнение приемными родителями обязанностей в отношении подопечных стороной ответчика не оспаривался.

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Так как (дата) и (дата) истцы Г-вы исполняли обязанности приемных родителей по договорам о приемной семье, то их услуги подлежат оплате ответчиком.

(дата) несовершеннолетние К.Л.А., П.Н.П., П.М.Г., М.Г.К. находились на учебных занятиях в МБОУ гимназия г.Советский, а П.П.С. П.С. посещал МАДОУ д/с «Аленка».

Поскольку пребывание подопечных в детском оздоровительном лагере окончилось (дата), то в силу абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона №86-оз выплата вознаграждения истцам подлежала возобновлению в день возвращения несовершеннолетних к месту жительства Г-вых, продолживших исполнение обязанностей приемных родителей, то есть с (дата).

При таких установленных по делу обстоятельствах, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование Г-вых о признании незаконным постановления ответчика от (дата)(номер), в части приостановления выплаты истцам вознаграждения за (дата) и (дата), и полагает обязать администрацию (адрес) ХМАО - Югры устранить нарушение права истцов на вознаграждение за указанные дни исполнения обязанностей приемными родителями.

В то же время суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по внесению изменений в постановление от (дата)(номер), поскольку издание муниципальных правовых актов, их отмена и изменение, относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Расходы истца ФИО1 по оплате справок-подтверждений Свердловской дирекции пассажирских обустройств вокзал (адрес) от (дата) в размере 300 руб., суд относит к издержкам, связанным с рассмотрением дела, и полагает взыскать данную сумму с ответчика в пользу истца.

Расходы истцов по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1, ФИО4 удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата)(номер) «О приостановлении выплаты вознаграждения приемным родителям ФИО1, ФИО4», в части приостановления выплаты вознаграждения за 01 и (дата).

Обязать администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры устранить нарушение права ФИО1, ФИО4 на выплату вознаграждения приемным родителям на воспитание М.Г.К., П.М.Г., П.Н.П., К.Л.А., П.П.С. за (дата) и (дата).

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО1 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, а также 300 рублей в возмещение издержек, связанных с рассмотрением дела.

Взыскать с администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО4 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца
со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.А. Кобцев