Дело № 2-193/2020
2-3917/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2020 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.Ю.
при секретаре Емельяновой Е.В.
с участием
Нефтеюганского межрайонного прокурора Козициной М.А.
представителя АО «Юганскводоканал» ФИО1
представителя администрации города Нефтеюганска ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Юганскводоканал», администрации города Нефтеюганска о возложении обязанности организовать снабжение населения города Нефтеюганска питьевой водой надлежащего качества,
УСТАНОВИЛ:
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к АО «Юганскводоканал», администрации города Нефтеюганска, с учетом уточнений, об обязании в срок до декабря 2022 года организовать снабжение населения г. Нефтеюганска питьевой водой надлежащего качества, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем водоснабжения. Контроль качества».
Кроме того, Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к администрации города Нефтеюганска об обязании в срок до июня 2020 года - организовать осуществление проектно-изыскательских работ по реконструкции станции обезжелезивания, до декабря 2020 года - обеспечить выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции станции обезжелезивания, в срок до января 2021 года - организовать строительно- монтажные работы по реконструкции станции обезжелезивания, в срок до декабря 2022 года - обеспечить выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции станции обезжелезивания и ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 4,108).
Требования мотивированы тем, что Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ответчиками законодательства в сфере водоснабжения при обеспечении жителей г.Нефтеюганска питьевой водой.
АО «ЮВК» является ресурсоснабжающей организацией на территории г. Нефтеюганска, которое обеспечивает подачу населению города питьевой и хозяйственной воды.
АО «ЮВК» осуществляет водозабор посредством использования скважин, далее вода проходит очистку через станцию обезжелезивания, после чего осуществляется поступление в город.
Учитывая, что по химическим показателям вода не соответствовала требованиям санитарных норм, в целях улучшения качества поставляемой воды, в период с декабря 2012 года по декабрь 2015 года МКУ «УКС» заключено три муниципальных контракта по модернизации станции обезжелезивания.
Работы по модернизации окончены в конце 2018 года, объект передан АО «ЮВК» в декабре 2018 года.
Исходя из ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться -защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей и определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Требования к качеству питьевой воды регламентированы Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с ч.3 ст.1, ч.1 ст.3, ч.1 ст. 13, ч.12 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ №416) требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, анодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:
- охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
- обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов а счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:
- приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;
- обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
По договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или голодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 I далее - Правила), коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно информации Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г.Пыть-Ях (далее - Территориальный отдел) в результате модернизации станции обезжелезивания показатели качества воды по г.Нефтеюганску улучшились, содержание железа снизилось, вместе с тем, система обезжелезивания не обеспечивает очистку воды до установленных нормативных показателей, качество остается неудовлетворительным по содержанию железа, аммиака, цветности.
В результате проведенных в 2019 году исследований установлено, что питьевая вода не соответствует СанПиН 2.1.4.1074- 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем водоснабжения, контроль качества» по органолептическим и санитарно- химическим указателям. По результатам гигиенической оценки воды перед поступлением в город (после очистки) установлено, что содержание железа составляет 0,57 мг/дм3 при предельно допустимой не более 0,3 мг/дм3, аммиак 2,60 мг/дм3 при предельно допустимом не более 1,5 мг/дм3, цветность - 28,30 град, при норме 20, запах при +60С - 3балла при норме 2 балла, привкус - 4 балла при норме не более 2 баллов).
Таким образом, принятые меры по модернизации станции обезжелезивания не в полной мере повлияли на качество питьевой воды.
Межрайонной прокуратурой в период модернизации станции обезжелезивания, а также в 2019 году принимались меры реагирования по вопросам обеспечения населения качественной питьевой водой.
В ходе ранее проведенных проверок выявлены нарушения закона при исполнении муниципального контракта по модернизации станции обезжелезивания, в том числе при оплате фактически невыполненных работ, а также оплате поставленного оборудования по завышенной стоимости. По материалам прокурорской проверки Нефтеюганским МСО СУ СК России по ХMAO-Югре в отношении директора МКУ «УКС» СВВ возбуждено два уголовных дела, которые находятся на рассмотрении в Нефтеюганском районном суде.
Также установлено, что по итогам торгов между МКУ «УКС» и ООО ЮВиС» заключено два муниципальных контракта на выполнение дополнительных работ по модернизации Объекта от 04.12.2014 и 15.12.2015 г. соответственно.
Межрайонной прокуратурой выявлены нарушения при исполнении названных муниципальных контрактов, в связи с чем, Главе г.Нефтеюганска 09.01.2017, 30.06.2017 внесены представления (рассмотрены, удовлетворены).
В ходе надзорных мероприятий выявлены нарушения в деятельности ресурсоснабжающей организации при утверждении предельно допустимых нормативов качества питьевой воды, а также проведении лабораторных исследований, 20.04.2018 руководителю АО «ЮВК» внесено представление (рассмотрено и удовлетворено).
В связи с выявленным нарушениями при обеспечении очистки воды -14.08.2019 внесено представление в АО «ЮВК».
Согласно информации администрации г. Нефтеюганска в июле 2019 года на водоочистных сооружениях смонтирована пилотная установка ООО «Кавитон». В результате проведенных технологических изысканий получены положительные результаты по очистке воды и доведению ее до нормативных требований по превышающим показателям. ООО «Кавитон» предложена функциональная схема строительства дополнительных модулей аэрации и фильтрации.
Предлагаемая схема предполагает использование 6 технологических линий производительностью 4000 м3/сутки в целях подготовки воды (аэрации и дегазации) и очистки ее на первой ступени, а также использование существующих фильтров станции обезжелезивания в качестве второй ступени очистки воды в целях удаления иона аммония. Таким образом, данное решение предусматривает строительство аэрационно-фильтровального комплекса и его интеграцию в. шествующие мощности водоочистных сооружений г.Нефтеюганска.
Мероприятия по строительству запланированы к реализации при использовании бюджетных средств в рамках Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 год, утвержденной постановлением Правительства ХМАО - Югры от 26.07.2019 N 239-п (далее - Программа), согласно которой предусмотрено финансирование в размере 500 млн. рублей со сроком реализации 2021-2022 год.
Вместе с тем, в городе Нефтеюганске доля населения, охваченного системой централизованного водоснабжения, составляет 99,9%, или 7,44% от населения автономного округа. Более 5 лет населению поставляется некачественная питьевая вода.
При этом, программой не предусмотрено финансирование проектно-изыскательских работ за счет дополнительного финансирования из бюджета автономного округа. Вместе с тем, определены сроки реализации данных мероприятий - июнь 2020 года для заключения муниципального контракта на проектирование работ, январь 2021 года - для заключения муниципального контракта по реконструкции станции.
Учитывая, что до настоящего времени бюджетные средства для проведения проектных работ не выделены и не запланированы в бюджете на 2020 год, механизм реализации мероприятия по проведению проектных работ не разработан, имеются основания полагать, что сроки, предусмотренные Программой, будут нарушены.
Организация водоснабжения населения в границах города в соответствии со ст.ст. 6, 9 Федерального закона №416 осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования. Аналогичные нормы содержатся в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, на протяжении длительного периода времени администрацией г.Нефтеюганска, должностными лицами АО «ЮВК» обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, не выполнялась. Несмотря на внесенные ранее акты прокурорского реагирования, доводы которых нашли свое подтверждение при их рассмотрении, действенные меры по устранению выявленных нарушений до настоящего времени не приняты. Поставка населению г.Нефтеюганска некачественной питьевой воды ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16) утвержден паспорт национального проекта «Экология», реализация которого включает также федеральный проект «Чистая вода». К числу мероприятий проекта отнесено, в том числе, повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий.
Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 №1235-р утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года.?
В частности, Стратегия предусматривает, что для обеспечения определенных Концепцией социально-экономического развития темпов развития страны в ходе реализации основных положений Стратегии предстоит обеспечить комплексное решение ряда проблем, основными из которых являются: нерациональное использование водных ресурсов; наличие в отдельных регионах Российской Федерации дефицита водных ресурсов; несоответствие качества литьевой воды, потребляемой значительной частью населения, гигиеническим нормативам, а также ограниченный уровень доступа населения к централизованным системам водоснабжения. Развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, основные направления решения которой предполагается предусмотреть в государственной программе «Чистая вода».
Программой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по повышению качества водоснабжения на период с 2019 года по 2024 год, утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры №239-п от 26 июля 2019 года определено, что для увеличения доли населения округа, обеспеченного качественной водой из системы централизованного водоснабжения, необходимо техническое перевооружение и реконструкция ряда станция водоподготовки.С целью достижения целевых показателей федерального проекта «Чистая вода» в региональную программу с предоставлением финансовой поддержки из федерального бюджета включена реконструкция водоочистных сооружений в городе Нефтеюганске производительностью 20 000 м3/сут.
Для определения оптимальных технических решений по достижению качества очищенной воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, выявления причин неэффективной работы станции обезжелезивания проводятся научно-исследовательские и опытно-технологические работы. Результаты данных работ будут положены в основу технического решения по обеспечению жителей города Нефтеюганска чистой питьевой водой и реализованы в рамках региональной программы.
Решение по выбору технологии принимает проектная организация на основании лабораторных изысканий, а также сравнения различных вариантов технологий очистки воды.
Реализация программы осуществляется в несколько этапов: в срок до июня по декабрь 2020 года необходимо осуществить проектирование работ, в период с января 2021 года по декабрь 2022 года провести строительно-монтажные работы и ввести объект в эксплуатацию.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, мотивируя доводами, изложенными в иске.
Представитель АО «Юганскводоканал» ФИО1, действующий на основании доверенности от 01 августа 2019 года (л.д.97), в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что разумные сроки окончания реконструкции станции обезжелезивания - до декабря 2022 года. В настоящее время АО «Юганскводоканал» неизвестно каким образом добиться планируемых результатов: путем строительства нового объекта либо путем реконструкции старого объекта. В процессе проектирования должен быть решен вопрос о способе. Кроме того, сроки реконструкции станции обезжелезивания зависят от собственника, то есть от муниципального образования.
Представитель администрации города Нефтеюганска ФИО2, действующая на основании доверенности №2 от 09 января 2020 года, в судебном заседании пояснила, что согласна со сроками, установленными региональной Программой. Но администрация города Нефтеюганска также не знает, каким способом реализовать региональную программу: путем строительства нового объекта или путем реконструкции старого объекта.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседании извещен надлежащим образом, от него поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с необходимостью подготовки по иску, в удовлетворении которого отказано.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться - защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей и определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Требования к качеству питьевой воды регламентированы Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 1 Приложения № 1 к вышеуказанным Правилам, требования, предъявляемые к холодному водоснабжению - постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПин 2.1.4.1074-01).
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения населения.
В судебном заседании установлено, что АО «Юганскводоканал» является ресурсоснабжающей организацией на территории г. Нефтеюганска, которое обеспечивает подачу населению города питьевой и хозяйственной воды. АО «ЮВК» осуществляет водозабор посредством использования скважин, далее вода проходит очистку через станцию обезжелезивания, после чего осуществляется поступление в город.
Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ответчиками законодательства в сфере водоснабжения при обеспечении жителей г. Нефтеюганска питьевой водой.
Так, согласно информации, предоставленной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г.Пыть-Ях, с 2014 года в адрес муниципального образования город Нефтеюганск и АО «Юганскводоканал» направляются уведомления о несоответствии качества воды нормативным требованиям санитарных правил. В результате модернизации существующей станции обезжелезивания, показатели качества воды по г. Нефтеюганску улучшились, содержание железа снизилось, вместе с тем, система обезжелезивания не обеспечивает очистку воды до установленных нормативных показателей, качество остается неудовлетворительным по содержанию железа, аммиака, цветности (л.д.12).
Программой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по повышению качества водоснабжения на период с 2019 года по 2024 год, утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры №239-п от 26 июля 2019 года установлено, что ее целью является повышение качества питьевой воды, задачами является повышение качества питьевой воды посредством строительства и реконструкции (модернизации) систем водоснабжения о водоподготовки с использованием перспективных технологий. Сроки реализации программы – с 2019 года по 2024 год. С целью достижения целевых показателей федерального проекта «Чистая вода» в региональную программу с предоставлением финансовой поддержки из федерального бюджета включена реконструкция водоочистных сооружений в городе Нефтеюганске производительностью 20 000 м3/сут. В городе Нефтеюганске доля населения, охваченного системой централизованного водоснабжения, составляет 99,9%, или 7,44% от населения автономного округа. Качество воды, подаваемой потребителю города, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода имеет повышенные показатели цветности, мутности и железа. С целью улучшения качества питьевой воды в период с 2013 по 2015 годы выполнены строительно-монтажные работы по объекту "Модернизация нежилого строения станции обезжелезивания, <...> (иные данные). Реестровый N 522074", в результате которых показатели по железу и аммиаку не были доведены до требуемых норм. Для определения оптимальных технических решений по достижению качества очищенной воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, выявления причин неэффективной работы станции обезжелезивания проводятся научно-исследовательские и опытно-технологические работы (л.д.112,116-117, 123-124).
Согласно информации, предоставленной администрацией г.Нефтеюганска, в целях доведения качества воды до уровня СанПин, администрацией города Нефтеюганска совместно с АО «Юганскводоканал» рассмотрены несколько вариантов технологических решений, одно из которых с использованием аэрации и напорных фильтров успешно зарекомендовало себя на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В целях апробирования данного решения применительно к воде Нефтеюганска в июле 2019 года на водоочистных сооружениях смонтирована пилотная установка ООО «Кавитон». В результате проведенных технологических изысканий получены положительные результаты по очистке воды и доведению ее до нормативных требований по превышающим показателям. На основании данных результатов, опыта проектирования, строительства и эксплуатации ВОС на территории ХМАО-Югры, предприятием «Кавитон» предложена функциональная схема строительства дополнительных модулей аэрации и фильтрации, позволяющая достичь требуемых показателей качестве воды до уровня СанПин 2.1.4.1074-01.
Предлагаемая схема предполагает использование 6 технологических линий производительностью 4000 м3/сутки в целях подготовки воды (аэрации и дегазации) и очистки ее на первой ступени, а также использование существующих фильтров станции обезжелезивания в качестве второй ступени очистки воды в целях удаления иона аммония. Таким образом, данное решение предусматривает строительство аэрационно-фильтровального комплекса и его интеграцию в существующие мощности водоочистных сооружений г. Нефтеюганска.
Мероприятия по строительству запланированы к реализации при использовании бюджетных средств в рамках Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 год, утвержденной постановлением Правительства ХМАО - Югры от 26.07.2019 N 239-п (далее - Программа), согласно которой предусмотрено финансирование в размере 500 млн. рублей со сроком реализации 2021-2022 год (л.д.64, 128).
При этом, Программой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по повышению качества водоснабжения на период с 2019 года по 2024 год, утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры №239-п от 26 июля 2019 года не предусмотрено финансирование проектно-изыскательских работ за счет дополнительного финансирования из бюджета автономного округа. Однако, определены сроки реализации данных мероприятий - июнь 2020 года для заключения муниципального контракта на проектирование работ, январь 2021 года - для заключения муниципального контракта по реконструкции станции (л.д. 163-164).
Учитывая, что до настоящего времени бюджетные средства для проведения проектных работ муниципальным образованием не выделены и не запланированы в бюджете на 2020 год, механизм реализации мероприятия по проведению проектных работ не разработан, суд приходит к выводу, что требования Нефтеюганского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с АО «Юганскводоканал» в доход бюджета города Нефтеюганска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 рублей, от уплаты которой истец, при подаче иска, был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию города Нефтеюганска, акционерное общество «Юганскводоканал» обязанность в срок до декабря 2022 года организовать снабжение населения г. Нефтеюганска питьевой водой, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем водоснабжения. Контроль качества».
Возложить на администрацию г. Нефтеюганска в срок до июня 2020 года - организовать осуществление проектно-изыскательских работ по реконструкции станции обезжелезивания, до декабря 2020 года - обеспечить выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции станции обезжелезивания, в срок до января 2021 года - организовать строительно- монтажные работы по реконструкции станции обезжелезивания, в срок до декабря 2022 года - обеспечить выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции станции обезжелезивания и ввод объекта в эксплуатацию.
Взыскать с акционерного общества «Юганскводоканал» в доход бюджета города Нефтеюганска государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись