Дело № 2-193/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Пьянкова Л.А.
при секретаре Чугайновой Н.Б.
с участием прокурора Заболотных В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чердынского района о признании недействующими частей 2, 4, 5, 7 ст.10 Положения о бюджетном процессе в Чердынском городском поселении», утвержденного Решением Думы Чердынского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №,
установил:
Прокурор Чердынского Района обратился в суд с требованием о признании недействующими частей 2, 4, 5, 7 ст.10 Положения о бюджетном процессе в Чердынском городском поселении», утвержденного Решением Думы Чердынского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, в обоснование которого пояснил, что оспариваемые нормы не соответствуют положениям Бюджетного Кодекса РФ, поскольку устанавливают компетенцию представительного органа муниципального образования, выходящую за рамки компетенции, установленной Бюджетным Кодексом РФ. Оспариваемыми положениями к компетенции Думы Чердынского городского поселения отнесены следующие вопросы:
- установление порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формировании и реализации;
- утверждение долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета Чердынского городского поселения;
- утверждение объемов бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ в соответствии с нормативным правовым актом Думы Чердынского городского поселения;
- принятие решений о сокращении, начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.
Бюджетным Кодексом РФ в ст. 179 ч. 1-3 полномочия по решению указанных вопросов переданы исполнительному органу- местной администрации.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель Думы МО «Чердынское городское поселение» в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представив письменные возражения против заявленных требований. В обоснование возражений пояснил, что именно Федеральный закон определяет основную компетенцию представительного органа и местной администрации муниципального образования и их взаимодействия в программно-целевом процессе.
Федеральный закон N 131 -ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнес принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (ст. 17). Принятие планов и программ развития муниципальных образований и утверждение отчетов об их исполнении является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования (п. 4 ч. 10 ст. 35).
Бюджетный кодекс РФ вводит обязательность ежегодной разработки местной администрацией прогноза социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период (ст. 173), среднесрочного финансового плана муниципального образования (ст. 174), необходимые для составления проекта бюджета муниципального образования, а также возможность разработки долгосрочных целевых программ муниципального образования (ст. 179) и ведомственных целевых программ (ст. 179.3)
В соответствии с БК РФ долгосрочные целевые программы выглядят как основа программно-целевой деятельности муниципального образования. Они реализуются за счет средств местного бюджета и утверждаются местной администрацией. Местная администрация определяет также сроки реализации долгосрочных целевых программ, устанавливает порядок принятия решений о разработке программ, их формировании и реализации, порядок проведения ежегодной оценки эффективности ее реализации и критерии этой оценки.
По результатам оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы местной администрацией может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. И ни слова о возможной корректировке самой программы, соотнесении целей программы и полученных результатов.
Неясно, как соотносятся долгосрочные целевые программы (а также ведомственные целевые программы) с планами и программами комплексного социально-экономического развития муниципального образования (п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ) и как соотносятся полномочия местной администрации по принятию, оценке и изменению (отмене) долгосрочных целевых программ, установленные БК РФ, с исключительными полномочиями представительного органа муниципального образования по принятию планов и программ развития муниципального образования, утверждению отчетов об их исполнении, установленные Федеральным законом N 131-ФЗ (п. 4 ч. 10 ст. 35).
Обращаем внимание суда на то, что компетенция исполнительно-распорядительных органов заключается в достижении нормативно сформулированной цели, изыскании необходимых и достаточных средств для ее достижения в данных условиях, а компетенция представительного органа муниципального образования состоит в выявлении потребности, формулировании и нормативизации целей, оценке полученного результата, коррекции программы и цели. Смешение компетенций местного самоуправления в программно-целевом процессе может иметь следствием не оптимальность самого процесса.
Чтобы преодолеть очевидные коллизии федеральных законов в установлении субъектов программно-целевого управления муниципальным образованием и их компетенций, требуется предположить, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), как и другие целевые программы муниципального образования, являются составными частями программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, которая, собственно, и нормативирует в себе главную цель муниципального образования и направлена на ее достижение.
Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1-3 ст. 179 БК РФ «Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
3. По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации».
Таким образом, Бюджетным Кодексом РФ компетенция в спорных нормах Положения установлена конкретно и однозначно, не допускает расширительного толкования, соответственно оспариваемые нормы не соответствуют федеральному законодательству.
Доводы представителя Думы, основанные на положениях п.п. 4 п. 10 ст. 35 ФЗ РФ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой: «В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении», суд считает несостоятельными. Как правильно указанно в возражениях долгосрочные целевые программы являются частью программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, финансовой основой которой является утвержденный представительным органом бюджет муниципального образования, соответственно ФЗ РФ № 131-ФЗ и БК РФ определяют компетенцию представительного и исполнительного органов муниципального образования по различным вопросам. Иные доводы возражений не относятся к предмету спора и не имеют юридического значения.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199, 253 ГПК РФ
суд решил:
Заявленные требования прокурора Чердынского района удовлетворить.
Признать недействующими части 2, 4, 5, 7 ст.10 Положения о бюджетном процессе в Чердынском городском поселении», утвержденного Решением Думы Чердынского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в части отнесения вопросов:
- установления порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формировании и реализации;
- утверждения долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета Чердынского городского поселения;
- утверждения объемов бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ в соответствии с нормативным правовым актом Думы Чердынского городского поселения;
- принятия решений о сокращении, начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации, к компетенции Думы МО «Чердынское городское поселение» Пермского края.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме, в Пермский краевой суд, путём подачи жалобы через Чердынский районный суд.
Председательствующий: Л.А. Пьянков