Дело № 2-193/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Орск 06 марта 2012 года
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Пасечник Н.Б., при секретаре Наследовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Орского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности по созданию, выделению рабочих мест для приема инвалидов,
установил:
Орский транспортный прокурор обратился в Советский районный суд г. Челябинска к Южно-Уральской железной дороге о возложении обязанности на Орскую дистанцию гражданских сооружений Южно-Уральской дирекции инфраструктуры ЮУЖД - филиала ОАО «Российские железные дороги» создать либо выделить рабочие места для приема инвалидов в пределах установленной квоты на работу инвалидов. В обоснование иска прокурор указал, что
Определением Советского районного суда г. Челябинска от 21.12.2011 года дело передано по подсудности в Советский районный суд. Дело присвоен номер 2-194/2012.
Орский транспортный прокурор обратился в Советский районный суд г. Челябинска к Южно-Уральской железной дороге о возложении обязанности на эксплуатационное локомотивное депо Орск дирекции тяги ЮУЖД - филиала ОАО «Российские железные дороги» создать либо выделить рабочие места для приема инвалидов в пределах установленной квоты на работу инвалидов.
Определением Советского районного суда г. Челябинска от 21.12.2011 года дело передано по подсудности в Советский районный суд. Дело присвоен номер 2-194/2012.
Определением суда от 14.02.2012 года дела объединены в одно производства, с согласия истца произведена замена ответчика филиала Южно-Уральской железной дороги ОАО «РЖД» на надлежащего ответчика - ОАО «Российские железные дороги».
Определением суда от 14.02.2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне истца, привлечена Орская местная организация «Всероссийского общества инвалидов».
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, просил суд обязать ОАО «РЖД» выделить рабочие места для приема инвалидов в пределах установленной квоты на Орской дистанции гражданских сооружений ЮУЖД и Эксплуатационного локомотивного депо Орской дирекции тяги ЮУЖД.
В судебном заседании помощник транспортного прокурора Рашников М.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагает, что в силу ст. 21 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также ст. 5 Закона Оренбургской области «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» ответчик в структурных подразделениях общества должен установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от общей численности работников подразделения.
Представитель третьего лица - председатель ОМО «ВОИ» Бобин В.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Сергиенко М.И. суду пояснила, что требования по созданию специальных рабочих мест распространяется на организацию работодателя, как юридическое лицо. Ни эксплуатационное локомотивное депо Орск Южно-Уральской железной дороги, ни Орская дистанция гражданских сооружений Южно-Уральской железной дороги не являются самостоятельными юридическими лицами, то есть не могут выступать ответчиками в суде. Установление квоты для приема инвалидов в зависимости от среднесписочной численности структурного подразделения организации законодательством не предусмотрено.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно ст. 21 вышеназванного Закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов возлагается на работодателя.
Статьей 1 Закона Оренбургской области «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области», принятого постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области 20 октября 2004 г. N 1526 (в редакции от 28.06.2011 N 253/43-V-ОЗ) установлено, что квотой признается минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки (в процентах от среднесписочной численности работников организаций численностью свыше 100 человек без учета лиц, работающих по совместительству), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.
Статьей 5 указанного Закона Оренбургской области установлен размер квоты. Размер квоты составляет для организаций численностью свыше 100 человек четыре процента. В счет установленной квоты работодатели трудоустраивают граждан, указанных в статье 3, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. Квота считается выполненной, если на все выделенные, созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены граждане, указанные в статье 3 настоящего Закона, с учетом объемов предложения рабочей силы.
Приведенные нормы федерального и регионального законодательства предусматривают возложение обязанности по квотированию рабочих мест на организацию-работодателя, как юридическое лицо. Минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах квоты устанавливается для организации в целом.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В соответствии с частью 6 ст. 20 Трудового Кодекса РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организация) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном Трудовым Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, организацией-работодателем, которой устанавливается квота для трудоустройства инвалидов в зависимости от вредней списочной численности её работников, является юридическое лицо.
Прокурором предъявлены требования к ОАО «Российские железные дороги» - являющемуся юридическим лицом и работодателем, однако истец просит суд обязать ответчика выполнить требования о квотировании рабочих мест для инвалидов в двух структурных подразделениях общества, расположенных на территории муниципального образования город Орск.
То, что эксплуатационное локомотивное депо Орск Южно-Уральской железной дороги и Орская дистанция являются структурными подразделениями ОАО «РЖД» подтверждается представленными суду Положениями о них.
Структурное подразделение не является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Положения о структурном подразделении, внутренними документами ОАО «РЖД». Руководство структурным подразделением осуществляется начальником, который на основании доверенности представляет интересы ОАО «РЖД» в пределах предоставленных ему полномочий, в том числе осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика о возможности предъявления требований по квотированию рабочих мест к организации - ОАО «РЖД», но не к её структурным подразделениям. Не могут быть заявлены требования о распределении рабочих мест в конкретных структурных подразделениях организации, так как рабочие места для инвалидов могут быть квотированы ответчиком исходя из экономической и производственной целесообразности, с учетом сложности и вредности труда в определенных подразделениях. При этом работодателем должны соблюдаться требования соблюдения квоты в целом по предприятию, а не по его отдельным подразделениям. Отсутствие мест для инвалидов в одном из подразделений юридического лица не исключает возможности соблюдения требований законодательства о минимальном количестве рабочих мест в целом по организации.
Истцом в судебном заседании не представлены доказательства тому, что ответчиком в целом по обществу квота по созданию рабочих мест для инвалидов не выполнена.
Так как ни одно из вышеуказанных структурных подразделений ОАО «РЖД» не является самостоятельной организацией и не выступает в роли работодателя, то требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части квотирования рабочих мест для инвалидов к данным подразделениям не относятся, в связи с чем требования прокурора являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Орского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности по созданию либо выделению рабочих мест для приема инвалидов отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись
Мотивированное решение составлено 11 марта 2012 года