ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-193/2012 от 10.07.2012 Озерского районного суда (Калининградская область)

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 10 июля 2012 года

 Озерский районный суд Калининградской области в составе:

 председательствующего судьи Мурашко Н.А.,

 при секретаре Федоровой М.Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования «Озерский район» о признании незаконным протеста прокурора Озерского района от ДД.ДД.ДД года на постановление главы администрации МО «Озерский район» № 165 от ДД.ДД.ДД,

 УСТАНОВИЛ:

 Администрация МО «Озерский район» обратилась в суд с заявлением, в котором обжаловала протест прокурора Озерского района Калининградской области от ДД.ДД.ДД на постановление главы администрации МО «Озерский район» № 165 от ДД.ДД.ДД.

 В обоснование своего заявления администрация указала следующее. ДД.ДД.ДД в администрацию МО «Озерский район» поступил протест прокурора Озерского района Перова Е.Г. от ДД.ДД.ДД на постановление главы администрации муниципального образования «Озерский район» № 165 от ДД.ДД.ДД «О формировании состава комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав». В своем протесте прокурор, ссылаясь на то, что в нарушение ст. 3 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03 июня 1967 года, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Озерский район» была образована не Озерским районным Советом депутатов, а главой администрации МО «Озерский район», потребовал отменить постановление главы администрации МО «Озерский район» № 165 от ДД.ДД.ДД, которым была сформирована комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Озерский район».

 Заявитель полагает, что приведенный в представлении прокурора нормативный правовой акт в части формирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не имеет юридической силы как противоречащий Федеральному закону от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которому порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Ссылаясь на Закон Калининградской области от 09 апреля 2004 года № 382 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», которым определено, что комиссии образуются Губернатором Калининградской области; полномочия по образованию муниципальных комиссий могут быть переданы органам местного самоуправления, а также на Закон Калининградской области от 31 марта 2005 года № 528 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области государственными полномочиями Калининградской области в сфере организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», которым муниципальное образование «Озерский район» наделено государственными полномочиями Калининградской области в сфере осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе полномочиями по формированию муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних, а также на Устав МО «Озерский район», заявитель полагает, что указанное постановление принято в соответствии и в пределах полномочий главы администрации МО «Озерский район».

 В судебном заседании представитель администрации МО «Озерский район» Радзявичюс В.С. заявленные требования поддержал, изложив в их обоснование доводы, аналогичные приведенным в заявлении.

 Представитель прокуратуры Озерского района Калининградской области помощник прокурора Суховиев В.С. с заявленными требованиями не согласился, указав, что глава администрации МО «Озерский район» превысил предоставленные законом полномочия и сформировал комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании, в то время как правом формирования такой комиссии в силу ст. 3 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03 июня 1967 года, обладает Озерский районный Совет депутатов. В связи с изложенным помощник прокурора Суховиев В.С. полагает, что требования протеста прокурора от ДД.ДД.ДД об отмене постановления главы администрации МО «Озерский район» № 165 от ДД.ДД.ДД являются законными и обоснованными.

 Выслушав стороны по делу, изучив письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 В силу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

 Подпунктом 24.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.

 По вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).

 Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (часть 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).

 В соответствии с частями 1, 2, 5, и пунктом 6 части 6 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

 Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав образуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона).

 Предметы ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях определены в ст. 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья введена Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 380-ФЗ), в соответствии с ч. 1 которой к ведению субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе, создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ.

 Согласно Закону Калининградской области от 09 апреля 2004 года № 382 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» систему комиссий Калининградской области по делам несовершеннолетних в области составляют: 1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области (далее областная комиссия); 2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях Калининградской области (далее муниципальные комиссии) (ст. 4 указанного Закона Калининградской области).

 В соответствии со ст. 5 Закона Калининградской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» комиссии образуются Губернатором Калининградской области на срок его полномочий с учетом числа органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действующих на соответствующей территории Калининградской области, объема и содержания выполняемой работы.

 Пунктом вторым указанной статьи предусмотрено, что полномочия по образованию муниципальных комиссий могут быть переданы органам местного самоуправления.

 В соответствии со ст. 2 Закона Калининградской области от ДД.ДД.ДД № 528 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области государственными полномочиями Калининградской области в сфере организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Закона, на бессрочной основе наделены государственными полномочиями Калининградской области в сфере осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая полномочия по формированию муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 Согласно пункту 3 этой же статьи ответственным за исполнение делегируемых частью 1 настоящей статьи государственных полномочий Калининградской области в сфере осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является администрация соответствующего муниципального образования.

 В перечень муниципальных образований, которые наделены государственными полномочиями в сфере осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, статьей 1 Закона Калининградской области от 31 марта 2005 года № 528 включено муниципальное образование «Озерский район».

 Таким образом, указанным Законом Калининградской области администрация МО «Озерский район» наделена государственными полномочиями Калининградской области в сфере осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе полномочиями по созданию муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 Судом установлено, что ДД.ДД.ДД главой администрации МО «Озерский район» принято постановление № 165 «О формировании состава комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», которым образована муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 Принимая во внимание изложенное, а также, учитывая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Устава муниципального образования «Озерский район» глава муниципального района как глава администрации муниципального района в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации, суд приходит к выводу, что постановление главы администрации МО «Озерский район» № 165 от ДД.ДД.ДД принято в пределах компетенции лица, его принявшего, превышения либо иного нарушения полномочий администрации МО «Озерский район» при принятии указанного постановления судом не установлено.

 Довод прокурора о том, что формирование муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних отнесено федеральным законодательством, а именно Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, к компетенции представительных органов местного самоуправления, суд полагает необоснованным.

 Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, принято еще до принятия Конституции Российской Федерации, не является законом и из содержания данного нормативного акта не следует, что комиссии по делам несовершеннолетних формируются органами местного самоуправления.

 Так, в соответствии со ст. 2, 3 указанного Положения поселковые, районные (городские), районные в городах, окружные, областные, краевые комиссии по делам несовершеннолетних образуются соответствующими Советами народных депутатов на срок их полномочий при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, окружных, областных, краевых Советов народных депутатов, при Советах Министров автономных республик и при Совете Министров РСФСР. В соответствии с действующими на период принятия данного Указа законами Советы народных депутатов являлись органами государственной власти, а исполкомы - органами исполнительной власти.

 Таким образом, указанное Положение не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что никаких правовых оснований для отмены постановления главы администрации МО «Озерский район» № 165 от ДД.ДД.ДД не имеется, следовательно, протест прокурора от ДД.ДД.ДД об отмене указанного постановления является незаконным и необоснованным.

 На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Заявление администрации муниципального образования «Озерский район» удовлетворить.

 Признать протест прокурора Озерского района от ДД.ДД.ДД на постановление главы администрации МО «Озерский район» № 165 от ДД.ДД.ДД незаконным.

 Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме изготовлено 13 июля 2012 года.

 Судья ____________________________