Дело № 2-193/2014 сентябрь 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2014 года п. Умба
Постоянное судебное присутствие Кандалакшского районного суда в п.г.т. Умба
Терского района Мурманской области в составе: судьи Рубан В.В.,
при секретаре Хохловой И.В.,
с участием:
заявителя – ФИО4,
представителя администрации муниципального образования городское поселение Умба – ФИО5,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городское поселение Умба, выразившегося в отсутствии постановления об изъятии земельного участка под сгоревшим домом № по <адрес> и бездействия межведомственной комиссии администрации муниципального образования городское поселение Умба, выразившегося в отсутствии акта о признании <адрес> аварийным, подлежащим сносу, и о возложении на администрацию муниципального образования городское поселение Умба и межведомственную комиссию администрации муниципального образования городское поселение Умба обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городское поселение Умба (далее по тексту – МО ГП Умба), выразившегося в отсутствии постановления об изъятии земельного участка под сгоревшим домом № по <адрес> и бездействия межведомственной комиссии администрации МО ГП Умба, выразившегося в отсутствии акта о признании <адрес> аварийным, подлежащим сносу, и о возложении на администрацию МО ГП Умба и межведомственную комиссию обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои требования мотивировал тем, что решением Кандалакшского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в иске к администрации МО ГП Умба о предоставлении жилого помещения вне очереди как собственнику жилого помещения в сгоревшем <адрес> из указанного решения он узнал, что <адрес> после пожара в установленном законом порядке аварийным, подлежащим сносу, непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции не признавался, то есть не было акта межведомственной комиссии, созданной администрацией МО ГП Умба, о признании сгоревшего дома аварийным и подлежащим сносу. Считает, что отсутствие указанного акта нарушает его права, как собственника жилого помещения в сгоревшем доме, так как земельный участок, на котором располагался сгоревший дом уже отдан в аренду под строительство дома, то есть земля использована для муниципальных нужд. Указывает, что жилое помещение в снесенном после пожара доме у него не изымалось. Считает, что его права собственника жилого помещения в <адрес> были нарушены администрацией МО ГП Умба, так как жилое помещение было изъято без соответствующего решения органа местного самоуправления и не было с ним соглашения о его выкупной цене. Отсутствие акта межведомственной комиссии о признании квартиры № в сгоревшем <адрес> непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, лишило его права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Считает, что отсутствие постановления администрации МО ГП Умба об изъятии жилого помещения, принадлежащего ему и находящегося в сгоревшем многоквартирном доме, лишило его, как собственника квартиры, право получить выкупную цену за изъятое у него жилое помещение.
Просит признать незаконным бездействие администрации МО ГП Умба, выразившееся в отсутствии постановления об изъятии земельного участка под сгоревшим <адрес>, и бездействие межведомственной комиссии администрации МО ГП Умба, выразившееся в отсутствии акта о признании <адрес> аварийным, подлежащим сносу, и возложить на администрацию МО ГП Умба и межведомственную комиссию обязанность устранить допущенные нарушения законодательства в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заявитель ФИО4 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации МО ГП Умба ФИО5 в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснив, что согласно акта обследования дома в <адрес>, поврежденного в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ комиссией было принято решение о том, что проведение восстановительных работ по данному дому экономически нецелесообразно, дом подлежит сносу. Администрацией МО ГП Умба был заключен договор с МУП «ЖЭК» на разбор дома, обязательство по которому МУП «ЖЭК» выполнило. Считает, что оснований для признания межведомственной комиссией дома аварийным и подлежащим сносу не было, поскольку этот вывод следовал из акта обследования дома, согласованного со специалистом ГО ЧС и МП администрации Терского района и утвержденного главой администрации МО ГП Умба. Оснований для возложения обязанности на межведомственную комиссию о составлении акта о признании дома аварийным и подлежащим сносу нет, поскольку в настоящее время дом разобран и комиссия не сможет его обследовать.
Также, полагает, что у администрации МО ГП Умба отсутствовали основания для издания постановления об изъятии земельного участка под сгоревшим домом, поскольку дом сгорел, квартира, принадлежащая брату заявителя сгорела и в соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение изъять было невозможно, поскольку оно было повреждено пожаром и не подлежало восстановлению. Кроме того, указал, что земельный участок под домом не был сформирован и не мог принадлежать всем собственникам на праве общей долевой собственности, а в настоящее время земельный участок сдан в аренду и на нем частным лицом строится дом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что квартира № <адрес> принадлежала на праве собственности ФИО1, что подтверждается копией договора от ДД.ММ.ГГГГ на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан, согласно которого администрация Терского района передала в собственность ФИО1 <адрес> (л.д. 114-115).
Согласно сообщения нотариуса Терского района от ДД.ММ.ГГГГ №, наследником ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, по закону является брат – ФИО4, которому выданы свидетельства о праве на наследство по закону на <данные изъяты> (л.д. 103).
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что <адрес> был поврежден в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается копией акта о пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-67).
Как следует из решения Кандалакшского районного суда постоянного судебного присутствия в пгт. Умба Терского района Мурманской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО4 к администрации муниципального образования городское поселение Умба о предоставлении жилого помещения вне очереди, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании установлено, что ФИО4 фактически принял наследство после ФИО1 в виде указанной квартиры, следовательно, ФИО4 фактически являлся собственником <адрес> (л.д. 104-107).
Как пояснил в судебном заседании ФИО4, о том, что <адрес> после пожара в установленном законом порядке аварийным, подлежащим сносу, непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции не признавался, то есть не было акта межведомственной комиссии, созданной администрацией ГП Умба о признании сгоревшего дома аварийным и подлежащим сносу, ему стало известно из решения Кандалакшского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г., вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище, никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
На основании ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту – Положение), устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие указанного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Как установлено в судебном заседании, при администрации МО ГП Умба с целью рассмотрения вопросов о признании помещения «жилым помещением», жилого помещения «непригодным для проживания» и многоквартирного дома «аварийным и подлежащим сносу» в соответствии с распоряжением администрации МО ГП Умба от ДД.ММ.ГГГГ № создана межведомственная комиссия (л.д. 26-32).
Согласно п. 5 Положения «О межведомственной комиссии при администрации МО ГП Умба», утвержденного распоряжением главы администрации МО ГП Умба ДД.ММ.ГГГГ №, в обязанности комиссии входит признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на основании требований, установленных «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 33).
Пунктами 42, 45, 47, 48, 49 Положения установлено, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В судебном заседании установлено, что <адрес> поврежден в результате пожара. Данный факт подтверждается копией акта о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 66-67).
Согласно акта «Обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ согласованного специалистом ГО, ЧС и МП администрации Терского района ДД.ММ.ГГГГ г., и утвержденного главой администрации МО ГП Умба ДД.ММ.ГГГГ г., комиссией в составе заместителя главы администрации ГП ФИО6 ФИО7, начальника ООНД Кандалакшского и Терского районов ФИО8, специалиста по имущественным и земельным отношениям, юрисконсульта администрации МО ГП ФИО9 ФИО5, главного инженера МУП «ЖЭК» ФИО10, депутата Совета депутатов МО ГП ФИО11 ФИО12, сделано заключение о том, что проведение восстановительных работ по данному дому нецелесообразно, дом подлежит сносу (л.д. 54-55).
Так, из акта «Обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что дом имеет следующие характеристики: жилой деревянный (бревенчатый) двухэтажный дом. Согласно технического паспорта количество квартир – 7, после перепланировки – 5, из них 4 муниципальные (л.д. 54-55).
В указанном акте дана характеристика повреждений (разрушений) по конструктивным элементам дома: при визуальном обследовании жилого дома было установлено: кровля – разрушение огнем на 80%; наружные капитальные стены – полное уничтожение огнем восточной стороны, повреждение южной и северной стороны на 60%; внутренние капитальные стены – полное разрушение огнем; полы – полностью уничтожены огнем в восточной части дома, в южной и северной частях – на 70%; фундамент – полностью уничтожен огнем в восточной части дома, в южной и северной частях – на 70%; цоколь – полностью уничтожен огнем в восточной части дома, в южной и северной частях на – 70 %; перегородки, перекрытия – уничтожены огнем на 80%. Внутридомовые инженерные коммуникации и оборудование для предоставления коммунальных услуг полностью уничтожены огнем (л.д. 54-55).
Согласно вышеуказанного акта, в ходе проведенного обследования комиссией было установлено, что техническое состояние дома и строительных конструкций характеризуется полным отсутствием несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых исключается возможность проживания в доме людей. Проведение восстановительных работ по данному дому экономически нецелесообразно, дом подлежит сносу. Остаточная стоимость дома отсутствует (л.д. 54-55).
Распоряжением Администрации МО ГП Умба № от ДД.ММ.ГГГГ из перечня объектов недвижимости (жилой фонд) МО ГП Умба для учета в составе муниципальной казны исключены <адрес> (л.д. 73-74).
На день рассмотрения дела судом <адрес>, на основании договора на выполнение разборки после пожара жилых домов, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО ГП Умба и МУП «ЖЭК», разобран ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-53).
Согласно копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, пожар в <адрес> произошел в результате неосторожных действий ФИО2, погибшего при пожаре (л.д. 75-81).
Постановлением администрации Терского района № от ДД.ММ.ГГГГ г. земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 51:04:0010303:165, находящийся по адресу: <адрес>, МО ГП Умба, <адрес>, на север от <адрес> предоставлен в аренду ФИО3 для использования под строительство жилого дома с приусадебной территорией, общей площадью 1184 кв.м., сроком на 10 лет (л.д. 116).
Как следует из копии договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, <данные изъяты>. расположенный по адресу: <адрес> передан администрацией Терского района в аренду ФИО13 под строительство жилого дома с приусадебной территорией (л.д. 117-118). Как пояснили в судебном заседании представитель администрации МО ГП Умба ФИО5, а также ФИО4 на земельном участке, переданном в аренду ФИО3 ранее находился сгоревший дом, расположенный по адресу: <адрес>, и именно на данном земельном участке ФИО3 строит новый дом.
По смыслу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, в случае признания незаконным бездействия органа местного самоуправления, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, указывает, какие необходимо совершить действия для устранения нарушенного права и поскольку, дом, расположенный по адресу: <адрес> настоящее время разобран после пожара, земельный участок, на котором ранее находился указанный дом передан по договору аренды другому лицу, у суда отсутствует возможность возложения на межведомственную комиссию администрации МО ГП Умба обязанности по составлению акта о признании <адрес> аварийным, подлежащим сносу, а на администрацию МО ГП Умба обязанности по изданию постановления об изъятии земельного участка под сгоревшим <адрес>.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявителем был избран не верный способ защиты гражданского права, что по смыслу ст. ст. 11, 12 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа судом в удовлетворении заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО4 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО4 в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городское поселение Умба, выразившегося в отсутствии постановления об изъятии земельного участка под <адрес> и бездействия межведомственной комиссии администрации муниципального образования городское поселение Умба, выразившегося в отсутствии акта о признании <адрес> аварийным, подлежащим сносу, и о возложении на администрацию муниципального образования городское поселение Умба и межведомственную комиссию администрации муниципального образования городское поселение Умба обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу - отказать.
Данное решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через постоянное судебное присутствие Кандалакшского районного суда Мурманской области в пгт. Умба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Рубан