ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-193/2021 от 03.03.2021 Кушнаренковского районного суда (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0053-01-2021-000022-42

№ 2-193/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кушнаренково 03 марта 2021 года

Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе

судьи Благодаровой В.А.,

при секретаре судебного заседания Саетовой Г.Г.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан Филимонова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан, поданного в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об истребовании из незаконного владения ФИО1, администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в пользу Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу объекта недвижимого имущества земельного участка, с кадастровым номером

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кушнаренковского района Республики Башкортостан обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц об истребовании из незаконного владения ФИО1 и администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в пользу Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу объекта недвижимого имущества земельного участка, с кадастровым номером

В обоснование иска указано, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры республики от ДАТА и информации ГКУ Республики Башкортостан «Управление лесничествами» Кушнаренковское участковое лесничество от ДАТА проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования.

Постановлением главы администрации муниципального района <адрес> от ДАТА утвержден акт выбора земельного участка под проектирование и строительство «Дом рыбака».

Постановлением главы администрации муниципального района <адрес> от ДАТА принято решение о предоставлении А. земельного участка с кадастровым номером

На основании данного решения между администрацией муниципального района <адрес> и А. заключен договор аренды указанного земельного участка до ДАТА.

ДАТА между А. и ФИО1 заключен договор о переуступке права аренды на земельный участок с кадастровым номером , в связи с чем Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДАТА внесена запись .

Несмотря на истечение срока аренды по состоянию на ДАТА земельный участок не передан администрации муниципального района <адрес> и до настоящего времени находится в пользовании у ФИО1

В ходе проверки установлено, что в результате нарушения процедуры определения границ земельных участков, часть земельного участка, входящего в состав земель лесного фонда, неправомерно включена в состав земель сельскохозяйственного назначения, а именно: часть земельного участка, вошедшая в состав земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м. поставленного на государственный кадастровый учет с присвоением категории земель - земли населенных пунктов, по материалам лесоустройства и лесохозяйственному регламенту Уфимского лесничества входит в состав земель лесного фонда и находится в квартале выдел 8 Кушнаренковского участкового лесничества Уфимского лесничества в пределах земельного участка, который включен в состав единого землепользования с кадастровым номером , относящегося к землям лесного фонда (свидетельство о государственной регистрации права от ДАТА).

По целевому назначению лесов указанный участок отнесен к «защитным лесам».

Просит суд истребовать из незаконного владения ФИО1 и администрации муниципального района <адрес> в пользу Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу объект недвижимого имущества земельный участок, с кадастровым номером . Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре недвижимости от ДАТА о регистрации права аренды объекта недвижимого имущества земельного участка с кадастровым номером . Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> изменить категорию земельного участка с кадастровым номером из категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли лесного фонда».

Определением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от ДАТА, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> исключены из числа ответчиков и привлечены по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Ранее в судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан Юмагулов И.И., уточнил исковые требования в части обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре недвижимости от ДАТА о регистрации права аренды объекта недвижимого имущества земельного участка, с кадастровым номером , обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> изменить категорию земельного участка с кадастровым номером из категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли лесного фонда», просил суд указать в решении суда Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре недвижимости от ДАТА о регистрации права аренды объекта недвижимого имущества земельного участка, с кадастровым номером изменить категорию земельного участка с кадастровым номером , из категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли лесного фонда».

Уточнение исковых требований судом принято в порядке ст. 39 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан Филимонов В.В. исковые требования поддержал с учетом уточнений, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в своем заявлении просили суд рассмотреть дело без участия их представителя, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражали.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в своем заявлении просили суд рассмотреть дело без участия, представили отзыв на исковые требования прокурора.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела , суд приходит к следующему.

На основании ст.214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

В силу ст.17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ч. 2 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными закона и законами субъектов Российской Федерации.

Между тем по смыслу ч. 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют её. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

В силу ч. 5 ст. 14 Федерального закона от ДАТА № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные в не границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные показатели определяются лесоустроительной проектной документацией (ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст.ст. 7, 67-69 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства (постановления Федерального арбитражного суда <адрес> от ДАТА по делам №№ А82-6386/2008, А82-9044/2013, А82-9047/2013, А82-9048/2013 от ДАТА по делу № А82-9045/2013, от ДАТА по делу № А82-9046/2013).

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом, в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от ДАТА «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основание для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

В целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации по спорам, связанным с постановкой земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, Федеральное агентство лесного хозяйства обращает внимание на то, что особенности учета лесных участков в составе земель лесного участка установлены ст.ст. 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от ДАТА № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также ч. 6 ст. 47 Федерального закона от ДАТА № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствуясь исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществляется, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДАТА № ВАС-11792/13).

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от ДАТА № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.

Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДАТА № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст.301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу ч.2 ст.302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

Согласно правовой позиции, изложенной п. 35 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДАТА «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если имущество приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя.

Исходя из п. 52 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДАТА государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Поскольку согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, соответственно у органов местного самоуправления отсутствуют правовые основания для распоряжения земельными участками, отнесенными к лесному фонду.

Таким образом, администрация муниципального района <адрес> не имела правовых оснований для предоставления в аренду земельного участка, с кадастровым номером

В соответствии с позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от ДАТА по делу № 308-ЭС15-18307, если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст. ст. 301, 302 ГК РФ).

Согласно позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от ДАТА по делу № А65-1798/2010-СГЗ-13 лицо, считающее себя собственником имущества, вправе предъявить иск о признании недействительными сделок с этим имуществом, совершенных сторонними лицами. Однако если такое имущество из владения собственника выбыло, то его возврат из чужого незаконного владения возможен путем удовлетворения виндикационного иска, а не требований о применении реституции по сделкам, стороной которых он не является.

В соответствии с п. 7.2.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства, утвержденного Приказом Минприроды России от ДАТА, осуществление от имени Российской Федерации зашиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений возложено на территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства.

Судом установлено, что постановлением главы администрации муниципального района <адрес> от ДАТА утвержден акт выбора земельного участка под проектирование и строительство «Дом рыбака».

Постановлением главы администрации муниципального района <адрес> от ДАТА принято решение о предоставлении А. земельного участка с кадастровым номером

На основании данного решения между администрацией муниципального района <адрес> и А. заключен договор аренды указанного земельного участка до ДАТА.

ДАТА между А. и ФИО1 заключен договор о переуступке права аренды на земельный участок с кадастровым номером в связи с чем, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДАТА внесена запись .

Несмотря на истечение срока аренды по состоянию на ДАТА земельный участок не передан администрации муниципального района <адрес> и до настоящего времени находится в пользовании у ФИО1

В ходе проверки установлено, что в результате нарушения процедуры определения границ земельных участков, часть земельного участка, входящего в состав земель лесного фонда, неправомерно включена в состав земель сельскохозяйственного назначения, а именно: часть земельного участка, вошедшая в состав земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м. поставленного на государственный кадастровый учет с присвоением категории земель - земли населенных пунктов, по материалам лесоустройства и лесохозяйственному регламенту Уфимского лесничества входит в состав земель лесного фонда и находится в квартале выдел 8 Кушнаренковского участкового лесничества Уфимского лесничества в пределах земельного участка, который включен в состав единого землепользования с кадастровым номером , относящегося к землям лесного фонда (свидетельство о государственной регистрации права от ДАТА).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м поставлен на государственный кадастровый учет ДАТА со статусом «ранее учтенный», категория «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», земельному участку присвоен кадастровый федеральным органом в области кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (в настоящее время - Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>).

ДАТА в отношении земельного участка с кадастровым номером зарегистрировано обременение виде аренды на основании договора аренды земельного участка от ДАТА, на срок по ДАТА в пользу А., о чем в ЕГРН внесена запись .

Договор аренды земельного участка от ДАТА заключен между А. и администрацией на основании постановления администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДАТА.

ДАТА в отношении земельного участка с кадастровым номером зарегистрировано обременение виде аренды на основании договора аренды земельного участка от ДАТА, а также договора о переуступке права аренды на земельный участок от ДАТА № б/н, на срок по ДАТА в пользу ФИО1, о чем в ЕГРН внесена запись .

По состоянию на ДАТА в отношении земельного участка с кадастровым номером запись о государственной регистрации обременения в виде аренды в пользу ФИО1 в ЕГРН не погашена, соответствующее заявление о погашении регистрационной записи об аренде одной из сторон договора аренды в Управление не поступало.

Кроме того, по сведениям ЕГРН установлено, что основной массив земель лесного фонда на территории <адрес> Республики Башкортостан учтен как объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером право собственности Российской Федерации, на который зарегистрировано ДАТА с декларированной площадью <данные изъяты> кв.м. Сведения о местоположении границ участков в разрезе выделов и лесных кварталов земель лесного фонда в <адрес> в ЕГРН отсутствуют.

Данные о местоположении границы и уточненной площади лесного участка федеральной собственности, а именно: графическая информация о лесном участке с кадастровым номером из состава земель лесного фонда на территории <адрес>, в ЕГРН не внесены ввиду непредставления необходимых для внесения в ЕГРН документов.

Кушнаренковское участковое лесничество входит в состав Уфимского лесничества, границы которого установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДАТА «Об установлении границ Уфимского лесничества в <адрес>», и внесены в ЕГРН Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>ДАТА одним массивом (не в разрезе участковых лесничеств) по представленным Федеральным агентством лесного хозяйства для внесения документам.

При этом при внесении границы лесничества Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в ЕГРН изменено описание местоположения границы лесничества в порядке, предусмотренном ч. 16 ст. 34 Закона № 218-ФЗ.

Сведения о местоположении границы лесничества внесены таким образом, чтобы граница лесничества не пересекала границы земельных участков, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером расположен за пределами внесенных в ЕГРН границ Уфимского лесничества.

Представленные для государственного кадастрового учета документы не содержат сведений об образовании земельного участка с кадастровым номером из земельного (лесного) участка, отнесенного к категории земель лесного фонда.

Сведения о категории земельного участка с кадастровым номером внесены в ЕГРН на основании представленных документов.

Изменения в сведения о категории с момента постановки его на государственный кадастровый учет не вносились.

Земельный участок с кадастровым номером отнесенный к категории земель населенных пунктов, расположен в черте населенного пункта <адрес> Республики Башкортостан, сведения об утвержденной границе которого, внесены в ЕГРН Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>ДАТА.

Согласно ч. 2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан, поданного в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об истребовании из незаконного владения ФИО1, администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в пользу Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу объекта недвижимого имущества земельного участка, с кадастровым номером – удовлетворить.

Истребовать из незаконного владения ФИО1, администрации муниципального района <адрес> в пользу Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу объект недвижимого имущества земельный участок, с кадастровым номером

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре недвижимости от ДАТА о регистрации права аренды объекта недвижимого имущества земельного участка, с кадастровым номером изменить категорию земельного участка с кадастровым номером из категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли лесного фонда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья В.А. Благодарова

Решение01.04.2021