ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-193/2022 от 08.02.2022 Великоустюгского районного суда (Вологодская область)

УИД: 35RS0006-01-2022-000069-56 2-193/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Великий Устюг 8 февраля 2022 г.

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Зеленской Т.Г.,

при секретаре Шемякинской С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Великоустюгского межрайонного прокурора к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №9», управлению образования администрации Великоустюгского муниципального района, администрации Великоустюгского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению безопасных условий обучения,

установил:

Великоустюгский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №9» (далее – МБОУ «СОШ № 9»), управлению образования администрации Великоустюгского муниципального района, администрации Великоустюгского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению безопасных условий обучения.

В обоснование указал, что Великоустюгской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в МБОУ «СОШ № 9», здание которого расположено по адресу: г. Великий Устюг, ул. Кооперативная, д.7. В ходе проверки установлено, что здание и территория образовательной организации в нарушение требований, предусмотренных Федеральными законами от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», не охраняется сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а договор на такую охрану не заключался. Согласно паспорту безопасности МБОУ «СОШ №9», утвержденному начальником Управления образования администрации района 6 мая 2020 г., здание названного образовательного учреждения относится к объекту 3 категории опасности; среднее количество находящихся на объекте (территории) в течение дня составляет 680 человек. Из объяснения заместителя руководителя администрации района — начальника управления образования администрации района Лопатниковой Е.С. от 28 декабря 2021 г. следует, что в проекте бюджета района на 2022 год затраты на охрану МБОУ «СОШ №9» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не включены. Для решения данного вопроса управлением образования администрации района будут в 2022 году направляться заявки в администрацию района с просьбой выделить денежные средства на данные мероприятия. МБОУ «СОШ №9» создано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, осуществляет образовательную деятельность по общеобразовательной программе образования (п.1.7 Устава МБОУ «СОШ №9»). Из Устава данного учреждения следует, что ее учредителем является Великоустюгский муниципальный район, функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администрации Великоустюгского муниципального района (п. 1.4 Устава МБОУ «СОШ №9»). К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья (п. 3.18.2 Устава МБОУ «СОШ №9»). Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, а следовательно, должно быть обеспечено физическое нахождение охранников в данном образовательном учреждении и заключен соответствующий договор. На собственника имущества и учредителя - администрацию Великоустюгского муниципального района в лице Управления образования администрации района подлежит возложению обязанность по финансированию (выделению денежных средств) мероприятий, направленных на обеспечение законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

Просит обязать администрацию Великоустюгского муниципального района в лице управления образования администрации Великоустюгского муниципального района в срок до 1 августа 2022 г. обеспечить финансирование МБОУ «СОШ №9» для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, в МБОУ «СОШ №9», расположенном по адресу: г. Великий Устюг, ул. Кооперативная, д.7 путём обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать МБОУ «СОШ №9» в срок до 1 сентября 2022 г. обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, в МБОУ «СОШ №9», расположенном по адресу: г. Великий Устюг, ул. Кооперативная, д.7 путём обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В судебном заседании представитель истца Ивойлов В.Н. требования поддержал, сославшись на изложенные в иске доводы.

Представитель ответчика – МБОУ «СОШ № 9» Малиновская Е.В. с иском согласна, сослалась на представленные в материалы дела письменные объяснения.

Представитель ответчиков – управления образования администрации Великоустюгского муниципального района и администрации Великоустюгского муниципального района Савельева О.В. с иском согласилась, сослалась на письменные объяснения по иску.

Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Великоустюгской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в МБОУ «СОШ № 9», здание которого расположено по адресу: г. Великий Устюг, ул. Кооперативная, д.7, в ходе которой выявлено, что здание и территория образовательной организации не охраняется сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а договор на такую охрану не заключался.

Согласно паспорту безопасности МБОУ «СОШ №9», утвержденному начальником Управления образования администрации Великоустюгского муниципального района 6 мая 2020 г., здание названного образовательного учреждения относится к объекту третей категории опасности; среднее количество находящихся на объекте (территории) в течение дня составляет 680 человек.

Из объяснения заместителя руководителя администрации района — начальника управления образования администрации района Лопатниковой Е.С. от 28 декабря 2021 г. следует, что в проекте бюджета района на 2022 год затраты на охрану МБОУ «СОШ №9» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не включены. Для решения данного вопроса управлением образования администрации района будут в 2022 году направляться заявки в администрацию района с просьбой выделить денежные средства на данные мероприятия.

Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно подп. «а» и «б» п.4 и п.6 ч.1 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (подп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ).

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона №35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации постановлением от 2 августа 2019 г. № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), которыми установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Как следует из п.25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются в том числе мероприятие по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В силу п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п.п.2, 15 ч.3 ст.28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

МБОУ «СОШ №9» создано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, осуществляет образовательную деятельность по общеобразовательной программе образования (п.1.7 Устава МБОУ «СОШ №9»).

Из Устава данного учреждения следует, что ее учредителем является Великоустюгский муниципальный район, функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администрации Великоустюгского муниципального района (п. 1.4 Устава МБОУ «СОШ №9»).

К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья (п. 3.18.2 Устава МБОУ «СОШ №9»).

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, а следовательно, должно быть обеспечено физическое нахождение охранников в данном образовательном учреждении и заключен соответствующий договор. При этом возложение на собственника имущества и учредителя - администрацию Великоустюгского муниципального района в лице управления образования администрации района обязанности по финансированию (выделению денежных средств) мероприятий, направленных на обеспечение законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, согласуется с приведенными выше правовыми нормами.

Поскольку МБОУ «СОШ №9» является бюджетным учреждением и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений, то в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность по обеспечению охраны данного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, должна быть возложена на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются управлением образования администрации Великоустюгского муниципального района.

При установленных по делу обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Срок для исполнения решения суда указан обоснованно с учетом начала учебного года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать администрацию Великоустюгского муниципального района в лице управления образования администрации Великоустюгского муниципального района в срок до 1 августа 2022 г. обеспечить финансирование МБОУ «СОШ №9» для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, в МБОУ «СОШ №9», расположенном по адресу: г. Великий Устюг, ул. Кооперативная, д.7 путём обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Обязать МБОУ «СОШ №9» в срок до 1 сентября 2022 г. обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, в МБОУ «СОШ №9», расположенном по адресу: г. Великий Устюг, ул. Кооперативная, д.7 путём обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через районный суд в месячный срок.

Судья: Т.Г. Зеленская