Уникальный идентификатор дела 65RS0001-02-2021-003215-58
Дело № 2-193/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2022 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Катюха А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Тихоновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации об установлении границ земельного участка,
у с т а н о в и л :
ФИО обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации об установлении границ земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что истцу на основании договора №<данные изъяты> от 01.12.2005 года, заключенного между истцом, ФИО, ФИО, действующей в своих интересах и в <данные изъяты>ФИО<данные изъяты> расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности истца на <данные изъяты> в праве собственности на квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты>№. <адрес><данные изъяты> за №. Квартиры № и № приватизированы и находятся в собственности. Фактически многоквартирный <адрес> находится на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем РФ. Согласно сведениям <данные изъяты> от 25.10.2019 земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. находится на праве постоянного бессрочного пользования у ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ. Граница земельного участка с кадастровым номером № не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается отметкой о земельном участке, содержащейся в выписке от 25.10.2019 года. С 2007 года истец не имеет возможности организовать процедуру формирования земельного участка под многоквартирным домом. Многолетняя переписка с ответчиком и третьим лицом по процессу формирования земельного участка под многоквартирным домом не привела к результату. Письмом от 27.11.2015 года № ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ со ссылкой на нормы права о <данные изъяты>. Письмом от 17.10.2016 года №<данные изъяты> земельного участка по <адрес> сообщило о необходимости предоставления схемы на кадастровом плане территории, затем предоставлено письмо о том, что испрашиваемая территория не используется в интересах <данные изъяты>. Письмом от 01.12.2016 года ДЗП сообщил, что в адрес ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ направлена схема земельного участка с кадастровым номером № для принятия решения о проведении межевания образуемого участка с последующей передачей ГО «<адрес>». Аналогичная информация также содержалась в письмах от 21.02.2017 года №, от 22.08.2017 года №. 18.05.2017 года истец обратился к Министру обороны с просьбой согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В ответ, 26.06.2017 года в письме № ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ сообщило, что земельный участок с кадастровым номером № спланирован к использованию в интересах обороны <данные изъяты>, в связи с чем отказал в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Аналогичный ответ был изложен в письме от 07.07.2017 года №. <данные изъяты> Просит установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со следующим координатами:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Указать, что решение суда является основанием для постановки на государственный кадастр недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и внесения сведения о его границах.
Протокольным определением суда от 07 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО
В судебное заседание истец и его представитель не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ответчик Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик ФГКУЗ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Департамент землепользования города Южно-Сахалинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, с иском согласны.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
На основании подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
Как следует из пункта 13 статьи 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Из пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 года №12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО, ФИО и ФИО» в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Закреплением в числе основ конституционного строя Российской Федерации многообразия форм собственности на землю (статья 9 Конституции Российской Федерации) обусловливается разграничение прежде единой государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, которое в качестве принципа закреплено в Земельном кодексе Российской Федерации и правовые основы и порядок которого устанавливаются федеральным законом.
Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, - учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, - не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды).
Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства - единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).
Судом установлено, что ФИО является собственником жилого помещения, в доме, расположенном по адресу: <адрес> (<данные изъяты>), ФИО, ФИО, ФИО, который расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, собственником которого является Российская Федерация, и согласно выписке из ЕГРН от 25.10.2019 года земельный участок находится на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ «<данные изъяты>
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО
ФИО является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоящий из трех квартир, состоит на кадастровом учете за № и находится на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащему Российской Федерации.
Согласно сведениям из ЕГРН от 25.10.2019 года земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. находится на праве постоянного бессрочного пользования у ФГКУ «<данные изъяты>
Граница земельного участка с кадастровым номером № не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается отметкой о земельном участке, содержащейся в выписке от 25.10.2019 года.
Земельный участок под многоквартирным домом по <адрес> объектов (зданий, сооружений), в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы не имеет.
Судом установлено, что письмом от 27.11.2015 года № ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ со ссылкой на нормы права о переходе в общую долевую собственность собственников многоквартирного дома земельного участка без принятия органами решения о предоставлении земельного участка сообщено, что необходимо прекращать право бессрочного пользования МО РФ на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом.
Письмом от 17.10.2016 №<данные изъяты> в целях согласования формирования и межевания земельного участка по <адрес> сообщило о необходимости предоставления схемы на кадастровом плане территории. После предоставления истцом документов <данные изъяты> в письме от 06.12.2016 № сообщила, что испрашиваемая территория не используется в интересах Тихоокеанского флота.
Как следует из письма от 01.12.2016 года ДЗП, в адрес ФГКУ «<данные изъяты> направлена схема земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> для принятия решения о проведении межевания образуемого участка с последующей передачей ГО «Город Южно-Сахалинск». Аналогичная информация также содержалась в письмах от 21.02.2017 года №, от 22.08.2017 года №.
18.05.2017 года истец обратился к Министру обороны с просьбой согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В ответ 26.06.2017 года в письме № ФГКУ «<данные изъяты> сообщило, что земельный участок с кадастровым номером № спланирован к использованию в интересах обороны <данные изъяты>, в связи с чем отказал в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Аналогичный ответ был изложен в письме от 07.07.2017 года №
Как разъяснено в пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ № от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Из заключения кадастрового инженера ФИО следует, что межевой план подготовлен в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: <адрес>. В ходе кадастровых работ при определении местоположения объекта недвижимости и определения координат характерных точек описывающих контур здания был использован аналитический способ определения координат, который не предполагает использование геодезических измерений, соответственно схема геодезических построений отсутствует в межевом плане, кроме того нет возможности описать сохранность, геодезических пунктов, так как они также не использовались при подготовке межевого плана. Координаты участка внесены в межевой план на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласованных с Департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска. Участок сформирован в интересах жильцов и его использование необходимо именно в таких границах, так как при этом обеспечивается полноценное обслуживание многоквартирного дома. Образуемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № согласно материалам представленным Департаментом землепользования <адрес>.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства и нормы законодательства, оценив представленные сторонами доказательства, учитывая, что отсутствие формирования границ земельного участка под многоквартирным домом создает для истца препятствия в подключении газа, суд приходит к выводу о законности требования истца об установлении границ земельного участка и его удовлетворении.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «<данные изъяты> об установлении границ земельного участка, удовлетворить.
Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со следующим координатами:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Южно-Сахалинский городской суд.
Председательствующий судья А.А. Катюха
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья А.А. Катюха