РЕШЕНИЕ (резолютивная часть) Именем Российской Федерации 12 января 2021 г. г. Самара Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-193/21 по иску Администрации г.о. Жигулёвск к ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» об обязании совершить действия, Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования удовлетворить. Обязать Государственное казённое учреждение Самарской области «Управление капитального строительства» ликвидировать свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером № у подножия Лысой горы по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев после вступления судебного решения в законную силу. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья В.Ю. Болочагин РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 января 2021 г. г. Самара Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-193/21 по иску Администрации г.о. Жигулёвск к ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» об обязании совершить действия, установил: Администрация г.о. Жигулёвск обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с иском к ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» об обязании совершить действия. В обоснование иска указывает, что получила уведомление об обнаружении места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов у подножия Лысой горы по адресу: <адрес>, на территории земельного участка с кадастровым номером № который находится в собственности Самарской области и принадлежит ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» на праве постоянного (бессрочного) пользования. 20.10.2020 г. от ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» поступило письмо №2820 от 8.10.2020 г., согласно которому учреждение не намерено заключать договор оказания услуг по ликвидации места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов с ООО «ЭкоСтройРесурс». ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 г. №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов. Определить собственника отходов, расположенных на земельном участке, не представляется возможным. Просит обязать ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером №, у подножия Лысой горы, по адресу: <адрес> в течение 1 месяца. В судебном заседании представитель истца по доверенности от 2.12.2020 г. №4-Д ФИО1 заявленные требования поддержала. Представитель ответчика по доверенности от 30.12.2020 г №176 ФИО2 в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 28-30). Третье лицо ФГБУ «Национальный парк «Самарская лука»» представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (л.д.48-49), в котором поддержало исковые требования, просило рассмотреть дело без участия своего представителя. Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему. Под накоплением отходов терминологии, введённой ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», понимается складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Согласно п.1, 4 ст.13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. В соответствии с п.3, 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. №1039, места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов с органом местного самоуправления. Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что на территории г.о. Жигулёвск Самарской области, у подножия Лысой горы, в районе точки с координатами № осуществляется складирование твёрдых коммунальных отходов (л.д. 8, 90-10). При этом органы местного самоуправления названного городского округа не создавали в указанной точке место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов и не согласовывали её создание. Следовательно, складирование твёрдых коммунальных отходов в указанном месте является незаконным. Указанное выше место незаконного складирования твёрдых коммунальных отходов расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером № который находится в государственной собственности Самарской области и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчику (л.д. 10 об.-12). В силу ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя расходов по содержанию своего имущества. Доктринальное толкование института вещных прав исходит из распространения этой обязанности и на субъектов ограниченных вещных прав, включая право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. В соответствии с пп.2 п.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Следовательно, у ответчика имеется обязанность за свой счёт принять меры, направленные на прекращение складирования твёрдых коммунальных отходов на его земельном участке и очистку последнего от имеющихся (т.е. ликвидацию свалки). При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению. Возражения ответчика против иска по мотивам неосуществления им эффективного контроля за земельным участком, утраты интереса в пользовании в связи с завершением строительства берегоукрепительных сооружений неосновательны. Пока ответчик остаётся субъектом ограниченного вещного права на земельный участок, он несёт бремя его содержания, включая охрану от незаконного накопления на нём твёрдых коммунальных отходов. При отсутствии интереса во владении и пользовании земельным участком ответчик вправе инициировать прекращение своего права постоянного (бессрочного) пользования. Ответчик также вправе требовать возмещения своих убытков, связанных с осуществлением ликвидации мусорной свалки, от лиц, осуществивших незаконное складирование твёрдых коммунальных отходов на территории его земельного участка. Срок выполнения судебного решения, который предлагает установить истец, заведомо нереален с учётом необходимости соблюдения установленной законом процедуры привлечения подрядчика по государственному контракту, переживаемого в настоящий момент глубокого экономического спада, а также того обстоятельства, что ликвидация свалки не может быть осуществлена ранее таяния снега и высыхания верхнего слоя почвы, в связи с чем суд полагает разумным установить ответчику шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу для его исполнения. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования удовлетворить. Обязать Государственное казённое учреждение Самарской области «Управление капитального строительства» ликвидировать свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером № у подножия Лысой горы по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев после вступления судебного решения в законную силу. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 18.01.2021 г. Судья (подпись) В.Ю. Болочагин Копия верна Судья Секретарь |