ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1941/19 от 19.02.2020 Реутовского городского суда (Московская область)

КОПИЯ Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Реутовский городской суд <адрес> в составе: председательствующего федерального судьи Волковой Э.О., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес>, в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству социального развития <адрес> об обязании устранить нарушения требований законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности и обязании обеспечить Реутовское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> металлическими шкафами для хранения документов в соответствии с требованиями законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес>, в интересах неопределённого круга лиц, обратился с исковым заявлением в суд к Министерству социального развития <адрес>, в котором с учетом уточнений требований просит обязать Министерство социального развития <адрес> устранить нарушения требований законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности; и обеспечить Реутовское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> металлическими шкафами для хранения документов в соответствии с требованиями законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнений требований и пояснила, что истец требования предъявляет к Министерству социального развития <адрес>, так как данное имущество находится в оперативном управлении Реутовского управления социальной защиты населения, которое является структурным подразделением Министерства социального развития <адрес> и не является самостоятельным юридическим лицом.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признала, но просила изложить п.1 резолютивной части в следующей редакции: «Обязать Министерство социального развития <адрес> в лице Реутовского управления социальной защиты населения устранить нарушения требований об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности».

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, и оценив с учётом статьи 67 ГПК РФ, представленные суду доказательства, находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено, что Прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ во исполнение поручения прокуратуры <адрес> с привлечением инспектора ОНД по <адрес> ГУ МЧС России проведена выездная проверка в отношении Реутовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес>.

В ходе проведенной проверки в Реутовском управлении социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> по адресу: <адрес>, выявлено, что надлежащее архивное помещение отсутствует, допускается хранение личных дел граждан в кабинетах сотрудников Управления социальной защиты, часть личных дел хранится в металлических шкафах, которые вместе с тем не расположены в архиве, а находятся в коридоре Управления социальной защиты. Подсобное помещение в кабинете , используемое сотрудниками Управления социальной защиты в качестве архива, не соответствует требованиям законодательств: дверь и стена помещения изготовлена из стекла и пластика, указанное подсобное помещение расположено в кабинете Управления социальной защиты , где находится два рабочих места сотрудников управления, в указанном бытовом помещении допускается хранение посторонних вещей и приборов бытовой техники, допускается переполнение полок и стеллажей хранящимися личными делами граждан, не осуществляется контроль температурно-влажностного режима.

Выявлены также следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. Помещение архива не отделено противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 60 (СНиП 21-01-97*, п. 5.14*, табл. 2*);

2. Ограждающие конструкции (стены) выполнены из пластика и стекла и не обеспечивают требуемый предел огнестойкости, не отделены (выгорожены) противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости (СНиП 21-01-97*, п. 5.14*, табл. 1; п. 5.18; п. 7.4 табл. 4*);

3. Отсутствует расчет категорирования по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7, 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». На двери архива отсутствуют обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности (СП 12,13130.2009; НПБ 105-95; Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 20).

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон «Об архивном деле») государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района, городского округа и внутригородского района обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона «Об архивном деле» государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать финансовые, материально- технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемым ими архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов.

В силу ч. 3 ст. 25 Закона «Об архивном деле» ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной <данные изъяты> гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной <данные изъяты> гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон «О защите информации») ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон «О персональных данных») операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 3 Закона «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

На основании ч. 1 ст. 24 Закона «О персональных данных» лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Кроме того, в соответствии с п. 2.15 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 526 (далее - Правила хранения архивных документов), обеспечение нормативных условий хранения документов включает, помимо прочего, создание нормативных температурно-влажностного, светового режимов, проведение санитарно-гигиенических мероприятий.

На основании п. 2.26 Правил хранения архивных документов температурно-влажностный режим контролируется путем регулярного измерения температуры и относительной влажности комнатного и наружного воздуха в одно и то же время: в кондиционируемых помещениях - не реже 1 раза в неделю; в архивохранилищах, не оснащенных системой кондиционирования воздуха - 2 раза в неделю; при нарушениях режима - 1 раз в сутки.

Показания контрольно-измерительных приборов фиксируются в регистрационных журналах, в которых также отражаются проверка правильности показаний приборов и меры, принятые по нормализации температурно-влажностного режима в случаях его нарушения.

В соответствии с п. 2.1.3.4 "Методических рекомендаций по применению Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях" контрольно-измерительные приборы монтируют на одном щитке, размещая их в главном проходе на стеллаже, вдали от отопительных и вентиляционных систем (контрольная точка).

На основании п. 2.17 Правил хранения архивных документов архивохранилище должно быть удалено от лабораторных, производственных, бытовых помещений и не иметь общих с ними вентиляционных каналов. Архивохранилище отделяется от соседних помещений несгораемыми стенами и перекрытиями с пределами огнестойкости не менее двух часов. В архивохранилище не допускается прокладка труб водоснабжения и канализации, технологические или бытовые выводы воды.

В соответствии с п. 2.29 Правил хранения архивных документов в архивохранилище запрещается находиться в верхней одежде, мокрой и грязной обуви; хранить посторонние предметы, имущество и оборудование, употреблять пищевые продукты.

Таким образом, согласно позиции стороны истца, хранение архивных документов в ненадлежащих условиях, а также расположение личных дел граждан вне архива, в том числе в коридоре, доступ к которому имеет неопределенный круг лиц, не соответствует требованиям законодательства и является недопустимым.

По факту вышеизложенного, прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес Руководителя Реутовского управления социальной защиты населения Министерства развития <адрес> внесено представление (исх. ) об устранении нарушений требований законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности, которое рассмотрено, предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. .ДД.ММ.ГГГГ, однако, нарушения законодательства фактически не устранены.

В соответствии с изложенной в ответе информацией дополнительные архивные шкафы, предназначенные для обеспечения соблюдения требований законодательства о защите информации, планируется включить в план закупок на 2020 год.

Кроме того, вопрос об организации надлежащего архивного помещения оставлен без реального рассмотрения, Главе <адрес>, не имеющему организационных полномочий в отношении организации деятельности подразделений Министерства социального развития <адрес> направлено письмо с просьбой решить вопрос о выделении дополнительного помещения.

Таким образом, как указывает истец, требования законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности не соблюдаются Реутовским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес>, что неизбежно влечет за собой нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, в большой степени социально незащищенных и социально неблагополучных, поскольку именно данные категории граждан чаще обращаются в Управление социальной защиты, и именно данным категориям граждан Управление социальной защиты призвано оказывать услуги и поддержку.

В судебном заседании представитель ответчика признала исковые требования, пояснив, что согласны с доводами Прокуратуры, однако не согласны с формулировкой п. 1 резолютивной части, в которой требования об устранении нарушений законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности прокуратурой предъявлены к Министерству социального развития <адрес>, а не к Реутовскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес>.

Согласно ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Оценив представленные доказательства, учитывая изложенное, суд полагает возможным исковые требования истца удовлетворить обязать Министерство социального развития <адрес> устранить нарушения требований законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности; обязать Министерство социального развития <адрес> обеспечить Реутовское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> металлическими шкафами для хранения документов в соответствии с требованиями законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Прокурора <адрес>, в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству социального развития <адрес> об обязании устранить нарушения требований законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности и обязании обеспечить Реутовское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> металлическими шкафами для хранения документов в соответствии с требованиями законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития <адрес> устранить нарушения требований законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности.

Обязать Министерство социального развития <адрес> обеспечить Реутовское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> металлическими шкафами для хранения документов в соответствии с требованиями законодательства об архивном деле, о защите информации, о персональных данных и законодательства о пожарной безопасности.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Реутовский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Э.О. Волкова

В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Э.О. Волкова

Копия верна

Судья: Секретарь:

Решение Не вступило в законную силу

Судья: Секретарь: