ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1941/20 от 05.05.2021 Сарапульского городского суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-220/2021

УИД 18RS0023-01-2020-002586-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2021 года г. Сарапул УР

В окончательной форме решение суда принято 04.06.2021 года.

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующий судья Косарев А.С.,

при секретаре Елесиной А.Е.,

с участием истца ФИО2,

представителя истца адвоката Румянцевой Л.В.,

ответчика ФИО1,

представителя ответчика адвоката Терре Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве меры социальной поддержки семьи, имеющей детей,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве меры социальной поддержки семьи, имеющей детей.

Требования мотивировал тем, что ч ответчиком он состоял в зарегистрированном браке, который решением мирового судьи судебного участка № 1 г. Сарапула от 04.03.2019 года расторгнут.

Место жительства их несовершеннолетней дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определено с истцом, с ответчика взысканы алименты на содержание дочери в размере ? со всех видов заработка. Дочь проживает с ним.

В 2020 году Президент РФ Путин В.В. издаёт указы: от 07.04.2020 года № 249, от 11.05.2020 года № 317, от 23.06.2020 года № 412.

Ответчик обратилась с заявлениями в соответствующие инстанции и получила из УСЗН г. Сарапула за период с января 2020 года по август 2020 года ежемесячно по 4 982 рубля, всего 39 856 рублей.

Из Пенсионного фонда г. Сарапула за июль, август 2020 года 20 000 рублей.

Общая сумма, предназначенная ФИО6, составляет 59 856 рублей.

Ответчик ему не передала денежные средства, предназначенные ФИО6, использовав их по своему назначению. На дочь эти денежные средства также не были потрачены.

Он обращался к ответчику с требованиями вернуть ему незаконно полученную сумму, но она ответила отказом.

Поскольку денежные средства предназначены в виде дополнительной меры социальной поддержки семей, имеющих детей, соответственно родители имеют равные права на получение и использование денежных средств. Ответчик должна была получить только 29 928 рублей, половину полученной суммы 29 928 рублей она должна была передать истцу.

Просит (с учётом уточнений) взыскать с ответчика денежные средства в размере 29 928 рублей, государственную пошлину в сумме 1 995,68 рубля, за составление искового заявления 1 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО2, его представитель адвокат Румянцева Л.В. уточнённые исковые требования поддержали.

Ответчик ФИО1, её представитель адвокат Терре Е.А. в суде с иском не согласились.

Выслушав стороны, их представителей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и сторонами не оспаривалось, истец и ответчик состояли в зарегистрированном браке с 20.03.2015 года, который решением мирового судьи судебного участка № 1 г. Сарапула УР от 04.03.2019 года расторгнут (л.д. 67).

От совместной жизни у сторон имеется дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении II-НИ от 22.08.2015 года, л.д. 10).

Решением мирового судьи судебного участка № 1 г. Сарапула УР от 04.03.2019 года место жительства несовершеннолетней ФИО6 определено с отцом ФИО2

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.

В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, Указом Президента РФ от 07.04.2020 года № 249 (с изменениями, внесёнными Указом Президента РФ от 11.05.2020 года № 317) утверждены дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии с п. 1.1 Указа Президента РФ от 07.04.2020 года № 249 постановлено произвести, начиная с 1 июня 2020 года, единовременную выплату в размере 10 000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 года).

Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 года № 474 утверждены Правила осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей», в соответствии с которым устанавливаются порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г. (далее - ежемесячная выплата), единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте до 16 лет (далее - единовременная выплата).

Согласно п. 3 указанных Правил ежемесячная выплата при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, осуществляется следующим категориям граждан (далее - заявители): лицам, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; лицам, имевшим право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», полностью распорядившимся средствами материнского (семейного) капитала; гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года.

Пунктом 3(1) Правил определено, что единовременная выплата в размере 10 000 рублей осуществляется, начиная с 1 июня 2020 года, гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 года.

Анализ приведенных положений Указа Президента от 07.04.2020 года № 249 в совокупности в Правилами осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей», показывает, что меры социальной поддержки направлены на семьи, имеющие детей, в связи с чем юридически значимым обстоятельством, определяющим право на получение единовременной выплаты, является факт наличия в семье ребенка или детей в возрасте от 3-х до 16 лет, при этом заявление о предоставлении ежемесячной выплаты может быть подано любым законным представителем ребенка (детей).

Пунктами 4, 4 (1) Правил установлено, что для получения ежемесячной выплаты заявители или представители заявителей вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в любое время до 1 октября 2020 года, но не ранее возникновения права на ежемесячную выплату. Для получения единовременной выплаты, предусмотренной пунктом 3(1) настоящих Правил, заявители или представители заявителей вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в любое время до 1 октября 2020 года.

Заявление о предоставлении ежемесячной выплаты может быть направлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица» (п. 5).

В соответствии с п. 7 Правил при рассмотрении заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет проверку сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, в том числе путем запроса в соответствующие органы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения сведений о рождении (смерти) ребенка, представителе заявителя, фактах лишения родительских прав и иных сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении ежемесячной выплаты или решения о предоставлении единовременной выплаты.

Пунктом 12 Правил установлено, что заявление о предоставлении ежемесячной выплаты или заявление о предоставлении единовременной выплаты подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления. По результатам рассмотрения заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты принимается решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Пунктом 13 Правил определены основания для полного или частичного (в случае, если в заявлении о предоставлении ежемесячной выплаты или в заявлении о предоставлении единовременной выплаты указаны сведения более чем об одном ребенке) отказа в удовлетворении соответствующего заявления, которыми являются: несоответствие требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 3 (2) настоящих Правил; лишение (ограничение) заявителя родительских прав в отношении ребенка (детей); смерть ребенка (детей), в связи с рождением которого (которых) возникло право на ежемесячную выплату или единовременную выплату; представление недостоверных сведений.

Как следует из ответа Отделения Пенсионного фонда (государственное учреждение) по УР от 25.02.2021 года № 06/2-06/1061 на судебный запрос, согласно Указу Президента РФ от 07.04.2020 года № 249 (в редакции Указов Президента РФ от 23.06.2020 года № 412, от 11.05.2020 года № 317), Указу Президента РФ от 17.12.2020 года № 797 единовременные выплаты на ребёнка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 (ФИО1) С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании заявления последней осуществлены единовременные выплаты на основании решений: № 200000229810 от 03.06.2020 года в размере 10 000 рублей, № 200000439870 от 01.07.2020 года в размере 10 000 рублей, № 200000952610 от 21.12.2020 года в размере 5 000 рублей. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, единовременные выплаты на ребёнка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не производились (л.д. 132).

Таким образом, семья, состоящая из ФИО2 (отец ребёнка), ФИО1 (матери ребёнка) и несовершеннолетней ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, реализовала свое право на получение единовременной выплаты.

При этом термин «семья» в данном случае используется не в обозначении супругов и их совместного ребёнка, а именно родителей и ребёнка.

Указанная выше социальная мера носит адресный характер и направлена на оказание поддержки семьям, имеющим детей, установленная Указом Президента № 249 от 07.04.2020 года единовременная выплата выплачивается в отношении ребенка/детей, при этом личность родителя значения не имеет, с заявлением о предоставлении мер социальной поддержи в виде единовременной выплаты может обратиться как мать, так и отец или иной законный представитель, опекун, усыновитель ребенка/детей, в отношении которого(ых) подано заявление.

При таких обстоятельствах, учитывая, что право на получение единовременной выплаты в отношении несовершеннолетней ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было реализовано на основании поданного её матерью ФИО1 заявления.

При этом в силу п. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Также согласно п. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Приведённые положения закона позволяют прийти к выводу о том, что стороны, являющиеся родителями несовершеннолетнего ребёнка, имеют равные права и обязанности в отношении своего ребёнка, в том числе по содержанию своей дочери, куда входит расходование денежных средств, причитающихся семье в целом (как родителям и их ребёнку), то есть ФИО2 наравне с ФИО1 вправе самостоятельно определять, каким образом осуществлять в интересах их общей дочери ФИО6 расходование равной доли (1/2) денежных средств, причитающихся семье на основании указанных выше указов Президента РФ.

Доказательств передачи полученных ФИО1 на основании указанных выше указов Президента РФ денежных средств истцу ФИО2 ответчиком суду не представлено.

Более того, из позиции, которую заняла сторона ответчика в суде, следует, что ответчиком самостоятельно определены нужды в интересах несовершеннолетней дочери сторон, на которые расходовались в 2020 году денежные средства, в том числе и из полученных на основании указов Президента РФ от 2020 года; сумма израсходованных денежных средств согласно представленным стороной ответчика чекам превышает половину полученных ответчиком денежных средств, о взыскании которых заявляет истец.

Суд находит, что самостоятельное определение только одним родителем несовершеннолетнего ребёнка целей расходования денежных средств, полученных на семью на основании указов Президента РФ от 2020 года, бесспорно нарушает право истца как второго родителя, установленное п. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ, в связи с чем требования истца о взыскании с ответчика ? доли указанных денежных средств являются законными и обоснованными; взыскание с ответчика в пользу истца ? доли этой денежной суммы позволит соблюсти баланс интересов не только бывших супругов – ФИО2 и ФИО1 в распределении целей расходования денежных средств в интересах их общего ребёнка, но и учесть интересы самого ребёнка.

При таких обстоятельствах суд находит не имеющими правового значения представленные ответчиком платёжные документы, чеки, подтверждающие расходование в период 2020, 2021 годов денежных средств, в том числе и на детские товары, детское питание, образовательных услуг.

Далее, судом также установлено, что ФИО1 за период с июня по август 2020 года получила ежемесячную денежную выплату на ребёнка от 3 до 7 лет в общей сумме 39 856 рублей, начисленную за период с января по август 2020 года, что следует из справки от 19.05.2021 года № 1390266/2102, выданной Управлением социальной защиты населения в г. Сарапуле на судебный запрос.

Указанные выплаты произведены ФИО1 в соответствии с указом Главы УР от 02.04.2020 года № 75 и постановлением Правительства УР от 30.04.2020 года № 163.

Пунктом 1 указа Главы УР от 02.04.2020 года № 75 (в ред. от 12.05.2020 года) установлена на территории Удмуртской Республики с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата) в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Удмуртской Республике за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Удмуртской Республике за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Постановлением Правительства УР от 30.04.2020 года № 163 (в первоначальной редакции) в соответствии с указом Главы Удмуртской Республики от 2 апреля 2020 года № 75 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

Пунктом 3 указанного Положения установлено, что ежемесячная выплата назначается и выплачивается одному из родителей или иному законному представителю ребенка, являющемуся гражданином Российской Федерации (далее - получатель), на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, проживающего совместно с получателем на территории Удмуртской Республики.

Как установлено судом ранее, решением мирового судьи судебного участка № 1 г. Сарапула УР от 04.03.2019 года место жительства несовершеннолетней ФИО6 определено с отцом ФИО2

Именно в связи с тем, что ответчиком не сообщено об этом обстоятельстве при обращении с заявлением о получении ежемесячной денежной выплаты, с сентября 2020 года после обращения ФИО2 в УСЗН в г. Сарапуле с приложением решения мирового судьи ему была назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии с указом Главы УР от 02.04.2020 года № 75 в сумме 4 982 рубля с 01.09.2020 года по 31.07.2021 года, в размере 3 053,48 рубля с 01.08.2021 года по 19.08.2021 года (справка УСЗН в г. Сарапуле от 18.02.2021 года (л.д. 139).

Сторонами указанное обстоятельство в суде не оспаривалось.

Доводы ответчика о том, что ребёнок фактически проживает с ней большую часть времени, правового значения в данном случае не имеет, поскольку решением мирового судьи однозначно определено юридически место жительства ребёнка – с отцом ФИО2, именно это обстоятельство является юридически значимым в правоотношениях между ФИО2, ФИО1, ФИО6 и государственными органами относительно предоставления социальных выплат, о которых идёт речь в настоящем гражданском деле.

Таким образом, поскольку у ФИО1 в силу правового регулирования фактически отсутствовало право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании указа Главы УР от 02.04.2020 года № 75 (место жительства ребёнка определено с отцом), получение ею ежемесячной денежной выплаты на ребёнка от 3 до 7 лет в общей сумме 39 856 рублей, начисленной за период с января по август 2020 года, фактически свидетельствует о нарушении права ФИО2 как отца ребёнка, место проживания которого определено совместно с ним, на получение указанной суммы и распоряжение ею в интересах ребёнка по своему усмотрению, в связи с чем суд так же находит требования ФИО2 в этой части законными и обоснованными.

Соответственно, истец в порядке восстановления нарушенного права вправе претендовать на взыскание с ответчика общей суммы в размере 52 356 рублей ((10 000 рублей + 10 000 рублей + 5 000 рублей) / 2 + 39 856 рублей).

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Истец с учётом уточнений требований просит взыскать с ответчика ? часть полученных ею сумм как на основании указов Президента РФ, так и на основании указа Главы УР, в общей сумме 29 928 рублей.

Суд не усматривает оснований выйти за пределы заявленных истцом требований, в связи с чем его требования подлежат удовлетворению в заявленном размере – на сумму 29 928 рублей.

Далее, с ответчика в пользу истца также в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы, понесённые истцом, в сумме 1 000 рублей – за составление искового заявления (согласно квитанции от 01.10.2020 года, л.д. 9), а также пропорционально удовлетворённым требованиям государственная пошлина – в сумме 1 097,84 рубля.

Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования ФИО2 к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве меры социальной поддержки семьи, имеющей детей, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу ФИО2 денежную сумму в размере 29 928 рублей.

Взыскать с ФИО1 в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате составления искового заявления в сумме 1 000 рублей.

Взыскать с ФИО1 в пользу ФИО2 возврат государственной пошлины в сумме 1 097,84 рубля.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, через Сарапульский городской суд УР.

Судья Косарев А.С.