ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1941/2017 от 10.10.2017 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2017 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бухашеева Д.А., при секретаре судебного заседания Гановичевой А.И.,

с участием представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» ФИО1, действующей на основании доверенности № 08-5278 от 28.12.2016 с полным объемом процессуальных прав сроком до 31.12.2017,

в отсутствие: истца ФИО2, ее представителя, представителя ответчика Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области, представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации города Усть-Илимска,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1941/2017 по иску ФИО2 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты, признании незаконным решения об исключении из списка получателей социальных выплат ветеранам ВОв, о восстановлении в списке получателей социальных выплат ветеранам ВОв, обязании предоставить социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных исковых требований указано, что ФИО2 01.02.1933г.р. является вдовой Ш.С.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Согласно удостоверению №549439 от 29.04.2000г. является членом семьи умершего участка Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах». Постановлением Администрации г.Усть-Илимска от 29.04.2011 №272, она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как член семьи умершего участника ВОВ. ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что члены семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. 31.05.2011г. обратилась в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением об обеспечении ее жилым помещением в рамках Указа Президента РФ №714 и Закона Иркутской области от 04.042008г. №6-ОЗ, т.к. является вдовой умершего ветерана ВОВ, своего жилья не имеет, проживает у родственников, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, имеет право на обеспечение жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Вместе с тем, Министерством, в лице его территориального подразделения, было отказано в выделении социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.08г. №714 со ссылкой на тот факт, что ее супруг Ш.С.П.. ДД.ММ.ГГГГ г.р. принимал участие в боевых действиях 1951г., т.е. после окончания ВОВ и на него и членом его семьи положения Указа не распространяются. Считает отказ незаконным, т.к. согласно п.п. «е» п.1 ч. 1 ст.2 ФЗ «О ветеранах», к ветераном относятся также военнослужащие, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944г. по 31.12.1951г. Просит признать за ней, ФИО2, как вдовой участника ВОВ, право на получение социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.08 №714 в размерах и порядке установленных действующим законодательством; признать незаконным решение Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Усть-Илимску и Усть-Илимскому району от 17.02.2012г. об исключении ее, ФИО2 01.02.1933г.р. из списка получателей социальных выплат ветеранам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ, нуждающихся в обеспечении жильем; восстановить ее – ФИО2 в списке получателей социальных выплат ветеранам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ, нуждающихся в обеспечении жильем; возложить на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанности по оформлению и выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании истец не участвовала, уведомлена, просит о рассмотрении дела в ее отсутствие. В выездном судебном заседании показала, что ее супруг принимал участие в боевых действиях на территории Украины, она нуждается в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно письменным возражениям от 03.10.2017г. просил дело рассмотреть в свое отсутствие, отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, опросив истца в выездном судебном заседании, исследовав письменные доказательства, оценив изложенное в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статья 1; часть 1 статья 7; статья 18; части 1 и 2 статья 19).

Согласно ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: 1) участники Великой Отечественной войны: е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года.

Судом установлено, что ФИО2, на основании Постановления Администрации города Усть-Илимска №272 от 29.04.2011г. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма член семьи умершего участника Великой Отечественной войны Ш.С.П.. Она также принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В соответствии с приказом №351-ОД от 27.12.2016г., в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 2016г. ФИО2 значится под №15

Изложенное следует из учетного дела №153 (постановки на учет) по категории: граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющих право на соответствующую с социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Также из материалов данного учетного дела следует, что 31.03.2011г. ФИО2 обратилась с заявлением о постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих прав на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» как вдова ветерана ВОВ.

Кроме того, согласно свидетельству о заключении брака I-СТ №705738 от 06.06.2007г.. Ш.С.П. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3 1933г.р. заключили брак 19.11.1957г., о чем составлена запись акта о заключении брака №152 от 19.11.1957г. После заключения брака присвоены фамилии мужу ФИО2, жене ФИО2.

Согласно свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. Ш.С.П. 05.12.1930г.р. умер 24.12.2006г.

ФИО2, согласно удостоверению №549439 имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах».

31.05.2011г. ФИО2 посредством своего представителя обратилась с заявлением в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Законом иркутской области от 04.04.2008г. №6-оз.

В соответствии с протоколом №20-4 от 07.06.2011г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов о постановке на учет отдельных категорий граждан Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, комиссия решила включить в список получателей социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения членов семьи погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.03.2005г.: ФИО2, вдова участника ВОВ.

При этом, в соответствии с протоколом №29 от 17.02.2012г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов о постановке на учет отдельных категорий граждан Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, комиссия решила исключить ФИО2 из списка получателей социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения члена семьи умершего участника ВОВ в связи с тем, что Ш.С.П. принимал участие в боевых действиях в 1951 г., что по временным рамкам не подходит под Указ Президента РФ от 07.09.2008г. №714.

В настоящее время Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Усть-Илимску и Усть-Илимскому району ликвидировано. Распоряжением Правительства Иркутской области №564-рп от 07.07.2014г., создано Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району», основной целью которого является оказание государственных услуг в исполнении государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. ОГКУ зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на учет, что подтверждается свидетельством.

Заявляя о необходимости отказа в удовлетворении требований, ответчики указывают, что в справках, подтверждающих участие Ш.С.П. в боевых действиях, не указана территория их ведения. Кроме того, представитель Министерства социального развития указывает, что Указ Президента РФ №714 распространяется на лиц, принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

Данные доводы суд считает необоснованными по следующим причинам. В материалах гражданского дела имеются справки об участии Ш.С.П. в боевых действиях.

В соответствии со справкой, выданной начальником отдела военного комиссариата Иркутской области по г.Усть-Илимску и Усть-Илимскому району от 13.10.2011г. №803, Ш.С.П., 1930г.р. проходил службу в 10 отряде ВО МГБ (бывший 446 СП ВВ МГБ УО) в 1951 году сроком 4 месяца 25 дней. Основание: Архивная справка ЦГАСА №37946 от 18.08.1991г. Непосредственное участие в боевых операциях составило 108 суток. Основание: Справка ЦА ВВ №4/а/Ш-668 от 21.08.1992г.

Согласно справки Центрального архива внутренних войск от 31.10.1991г., №4/А/Ш-668, специальной комиссией Главного управления командующего внутренними войсками МВД РФ (приказ от 19.8.1992г. №148) на основании архивных документов Ш.С.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. подтверждено непосредственное участие в боевых операциях в составе 446 СП (10 отряд) в 1951г. и установлен стаж для зачисления в выслугу лет в льготном исчислении 1951г. – 108 суток. В связи с этим он имеет право на льготы, установленные действующим законодательством.

Из справки архива внутренних войск по Украинской ССР и ССР Молдова от 30.12.1991г. №5/19-22 к послужному списку (военному билету) Ш.С.П., следует, что комиссией Управления внутренних войск МВД СССР по Украинской ССР и ССР Молдова определены Ш.С.П. непосредственное участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья, подлежащие зачислению ему в выслугу лет (трудовой стаж) на льготном основании (1:3) за 1951г. 4 месяца 25 дней. Основание: приказ начальника ВВ МВД СССР по УССР и ССРМ №023 от 16.12.1991г.. Справка подписана начальником архива ВВ МВД СССР по Украинской ССР и ССР Молдова.

В связи со слабым оттиском печати на данной справке, судом поручено проведение исследования данной справки для установления написанного текста печати с расшифровкой.

В соответствии со справкой об исследовании №242 от 26.09.2017г. следует, что в оттиске печати имеется текст: «Архив внутренних войск * по Украинской и Молдавской ССР * МВД СССР * ДЛЯ СПРАВОК».

Таким образом подтверждено изготовление справки архивом внутренних войск по Украинской и Молдавской ССР

В предварительном судебном заседании представитель истца (дочь Ш.С.П.) поясняла об участии отца в боевых операциях на территории Западной Украины, о чем ей рассказывал отец. В выездном судебном заседании истица показала об участии ее супруга Ш.С.П. в боевых действиях на территории Западной Украины, непосредственно Дрогобыч, Ровдан. Суд учитывая нахождение населенного пункта Дрогобыч на территории Львовской области Украины, считает общеизвестным фактом проведение боевых операция по ликвидации националистического подполья на территории Западной Украины в послевоенное время. Оснований полагать об участии Ш.С.П. в боевых операциях не на указанной территории, а именно Молдавской ССР, нет. Таким образом, оценивая изложенное в совокупности, суд находит установленным участие Ш.С.П. в боевых операциях на территории Украины.

Доказательств, опровергающих участие Ш.С.П. в боевых операциях на территории Украины, либо подтверждающих его участие в боевых операциях на иных территориях, ответчиками не представлено, пояснения стороны истца не опровергнуты.

В связи с чем, на основании подпункта "е" пункта 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Ш.С.П. относится к категории участник Великой Отечественной войны. При таких обстоятельствах, суд считает опровергнутыми также и доводы представителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Правительству Российской Федерации предложено предусмотреть бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом в 2009 - 2011 годах.

В соответствии с подпунктом. 4 п. 1 ст. 21 Закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.

Из положений данной нормы закона следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, анализируя письменные доказательства, установив изложенные выше обстоятельства, основываясь на положениях ст. 2, 15, 21, 23.2 ФЗ РФ "О ветеранах", суд пришел к выводу о том, что истица имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 в размерах и порядке, установленном действующим законодательством. Иные основания, дающие право на льготу, помимо участия в боевых действиях не на оговоренных в законе территориях, ответчиками не оспариваются.

В связи с изложенным, решение, принятое Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Усть-Илимску и Усть-Илимскому району №29 от 17.02.2012г. об исключении ФИО2 из списка получателей социальных выплат ветеранам ВОВ, членам погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ, нуждающихся в обеспечении жильем, следует признать незаконным.

Истца, ФИО2, Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району», надлежит восстановить в списке получателей, социальных выплат ветеранам ВОВ, членам погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ, нуждающихся в обеспечении жильем.

В силу п.п. 2, 4, п. 1 ст. 23.2 Закона "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 г. N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Из анализа приведенных выше норм материального права следует, что для применения мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет нуждающихся.

Закон Иркутской области от 04.04.2008 N 6-оз (ред. от 27.12.2016) "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 21.03.2008 N 41/16а-ЗС).

Данный закон определяет форму предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем и порядок предоставления жилых помещений, порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата) отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и имеющим право на обеспечение жильем в соответствии с федеральным законодательством (ст.1).

В соответствии с указанным Законом форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется для следующих категорий граждан, имеющих право на обеспечение жильем: 1) отдельных категорий ветеранов и членов их семей - в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) (ст.2)

Частью 2 статьи 4 предусмотрено, что предоставление социальных выплат гражданам, за исключением граждан, указанных в абзаце втором настоящей части, производится в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат.

Поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что ФИО2 относится к категории лиц, имеющих право на льготы, установленные ст. 15, 21 ФЗ "О ветеранах", заявленные требования основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих вопросы социальной поддержки в сфере жилищных отношений той категории лиц, к которой относится ФИО4, в связи с чем требования истца о возложении на ответчика, как на уполномоченный орган по исполнению государственных функций по предоставлению социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, подлежат удовлетворению. На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области следует возложить обязанность по оформлению и выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за ФИО2, как вдовой участника ВОВ, право на получение социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 в размерах и порядке, установленном действующим законодательством.

Признать незаконным, решение, принятое Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Усть-Илимску и Усть-Илимскому району №29 от 17.02.2012г. об исключении ФИО2 из списка получателей социальных выплат ветеранам ВОВ, членам погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ, нуждающихся в обеспечении жильем.

Восстановить ФИО2 в списке получателей социальных выплат ветеранам ВОВ, членам погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ, нуждающихся в обеспечении жильем.

Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать ФИО2 свидетельство о предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья: Д.А. Бухашеев