Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 февраля 2018 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:председательствующего Гавловского В.А.,при секретаре ФИО2,
с участием:
представителя истца ФИО3, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному унитарному ремонтно-эксплуатационному предприятию № муниципального образования город Краснодар о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному ремонтно-эксплуатационному предприятию № муниципального образования город Краснодар о защите прав потребителей. В исковом заявлении истец указал, что ответчик без установленных законом, иными нормативными актами или сделкой оснований приобрел за счет истца 56 825,08 руб. при следующих обстоятельствах: в силу п. 8.2 договора № на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Краснодар, <адрес> все изменения и дополнения к нему осуществляются путем заключения дополнительного соглашения, являющегося его неотъемлемой частью, принятого на общем собрании.
В соответствии с п. 7 договора срок его действия определяется сторонами с 01.03.2009г. по 31.12.2009г. Дополнительных соглашений, принятых на общем собрании о продлении и изменении договора до настоящего времени не имеется.
В силу п. 4.1.1 договора его цена определяется ежегодно и устанавливается в размере стоимости работ, услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, которые в соответствии с п. 3.1.6 договора подрядчик обязан оформлять «Сметой доходов и расходов» и согласовывать с заказчиком; выполнение работ оформлять «Актами формы №», согласованными с заказчиком.
В нарушение данных пунктов договора МУРЭП № сметы доходов и расходов, согласованные, заказчиком не составлял, акты формы № на согласование заказчику не предоставлял, цену договора устанавливал в одностороннем порядке.
Согласно п. 4.1.2 договора размер платы за содержание и текущий ремонт помещения определяется в соответствие с утвержденными тарифами за содержание, текущий ремонт и услуг управления многоквартирным домом заказчиком.
В пункте 4.1.3 договора подрядчиком и заказчиком был определен размер платы за управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества для собственников помещений из занимаемой общей площади жилого помещения. Других размеров платы за содержание, текущий ремонт и услуг управления многоквартирным домом с марта 2009г. по настоящее время заказчик не утверждал.
Подрядчик в нарушение условий договора в одностороннем порядке увеличивал плату за содержание, текущий ремонт и услуги управления многоквартирным домами в мае 2011 г., в феврале и августе 2012г., в августе 2013г., в октябре 2014 г., ноябре 2015г., что привело к его неосновательному обогащению за счет истца на сумму 41 762, 39 руб. Кроме этого, ответчиком неправомерно в отсутствие заключенного с заказчиком договора начислена истцу плата за содержание и ремонт жилья, вывоз мусора и лифт за январь, февраль 2009 года в сумме 1 716, 62 руб. В период с января 2009г. по январь 2012 г. и с июля 2017г. по настоящее время ответчиком дважды начислялись плата за вывоз ТБО (ТКО), утилизацию отходов, техническое обслуживание лифтов в сумме 12 516,77 руб.
Поскольку собственниками на общем собрании решение о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме не принималось, ответчиком неправомерно начислялась, а истцом оплачивалась плата за капитальный ремонт в период с августа 2012г. по декабрь 2013г включительно в сумме 1458,94 руб. В связи с чем истец ФИО1 просит суд взыскать с ответчика в его пользу сумму неосновательного обогащения в размере 56 825,08 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 18 930,71 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., а также судебные расходы за услуги представителя в размере 25 000 руб., расходы по оплате нотариальных услуг в размере 1 690 руб., штраф в размере 50 % от удовлетворенных судом требований.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика МУРЭП № по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, поскольку согласно п. 4.1.1 договора управления №-УСР от 30.01.2009г., дополнительного соглашения № к нему и справке о размерах платы за содержание и ремонт общего имущества МКД № по <адрес> цена договора определяется ежегодно и устанавливается в размере стоимости работ, услуг по управлению многоквартирным домом содержанию и ремонту общего имущества.
Управляющая организация своевременно и в полном объеме выполняет обязательства по обслуживанию многоквартирного <адрес> набережная г. Краснодара, что подтверждается актами выполненных работ по содержанию общего имущества, по управленческим услугам, а также по текущему ремонту. Отчеты об использовании денежных средств, полученных от собственников жилых помещений в многоквартирном <адрес> ФСБ России по Краснодарскому краю. Информация, подлежащая раскрытию, в том числе акты выполненных работ по содержанию общего имущества МКД, размещена на официальном сайте МУРЭП № в сети интернет, адрес сайта: <данные изъяты>. В части начисления платы, произведенной в период с 2009 года по 2017 год, просила применить срок исковой давности.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав мнения представителей сторон, считает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 4.1.1 договора управления №-УСР от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения № к нему и справке о размерах платы за содержание и ремонт общего имущества МКД № по <адрес> цена договора определяется ежегодно и устанавливается в размере стоимости работ, услуг по управлению многоквартирным домом содержанию и ремонту общего имущества.
МУРЭП № неоднократно направлялись в УФСБ России по Краснодарскому краю извещения о продлении срока действия договора управления, о применяемых тарифах и размерах платы, с приложением надлежащей оферты.
Так, письмами исх. № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ было доставлено дважды в УФСБ РФ по Краснодарскому краю нарочным (о чем имеется отметка о принятии сотрудником УФСБ и докладная курьера) дополнительное соглашение № к договору управления о применении порядка расчета платы в связи с изменением единичных расценок на услуги, оказываемые МУРЭП №. Поскольку возражений на данное дополнительное соглашение не поступило, указанный порядок был принят второй стороной договора управления.
Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МУРЭП № было направлено в УФСБ РФ по Краснодарскому краю заказным письмом с уведомлением дополнительное соглашение № к договору управления о применении порядка расчета платы в связи с изменением единичных расценок на услуги, оказываемые МУРЭП №, а также установлением размера платы за капитальный ремонт. Поскольку возражений на данное дополнительное соглашение получено не было, указанный порядок был принят второй стороной договора управления.
Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ МУРЭП № было направлено заказным письмом с уведомлением дополнительное соглашение № к договору управления о применении порядка расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Возражений на данное дополнительное соглашение не последовало, таким образом, указанный порядок был принят второй стороной договора управления.
Согласно подпункту ДД.ММ.ГГГГ пункта 3.3 договора управления №-УСР от ДД.ММ.ГГГГ, собственник обязуется уведомлять управляющую организацию не более чем в десятидневный срок об отчуждении жилого помещения. До настоящего момента в МУРЭП № не поступало ни уведомлений об отчуждении жилых помещений от УФСБ России по Краснодарскому краю, ни уведомления о расторжении договора, ни решения общего собрания о расторжении договора управления.
Часть 5 ст. 162 Жилищного кодекса РФ гласит, что договор управления заключается на срок не менее чем 1 год.
Согласно ч. 6 ст. 162 Жилищного кодекса РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Следовательно, включение в текст договора управления условия о пролонгации договора в силу вышеуказанной нормы ЖК РФ не требуется, так как действие договора управления продлевается непосредственно на основании ч. 6 ст. 162 ЖК РФ.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
На основании изложенного, доводы истца об отсутствии заключенного договора с заказчиком являются несостоятельными.
Также в исковом заявлении истец ссылается на неправомерное начисление платы, произведенное в период с 2009 года по 2017 год, однако согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. Истец ранее о нарушенных по его мнению правах не заявлял, квитанции об оплате получал своевременно и ежемесячно.
Поскольку уважительных причин пропуска срока у истца не имеется, он имел возможность обратиться в суд в течение установленного срока, в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика начисленных и оплаченных истцом сумм за пределами срока исковой давности, суд считает необходимым отказать в связи с пропуском установленного срока.
Касаемо начисления платы коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемой потребителям в многоквартирных домах: с ДД.ММ.ГГГГ размер платы рассчитан в соответствии с п. 148(27), 148(28), 148(30) Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства № от 06.05.2011г., а именно расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
Норматив накопления твердых бытовых отходов для населения многоквартирного жилого фонда в городе Краснодар утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017г. № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае» и составляет 2,31 куб.м./год на человека.
Тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден в установленном порядке Приказом региональной энергетической комиссии - департаментом цен и тарифов Краснодарского края № ТКО от ДД.ММ.ГГГГ и составляет 429,72 руб./куб.м. Таким образом, размер платы коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитан с учетом количества граждан, постоянно и временно проживающих.
Как усматривается из материалов дела, МУРЭП № своевременно и в полном объеме выполняет обязательства по обслуживанию многоквартирного <адрес> набережная г. Краснодара, что подтверждается актами выполненных работ по содержанию общего имущества, по управленческим услугам, а также по текущему ремонту. Отчеты об использовании денежных средств, полученных от собственников жилых помещений в многоквартирном <адрес> ФСБ России по Краснодарскому краю (исх. № о ДД.ММ.ГГГГ, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, 01-1299/1 от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается чеками о почтовых отправлениях. Также согласно Постановлению Правительства РФ от 23.09.2010г. № «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» информация, подлежащая раскрытию, в том числе акты выполненных работ по содержанию общего имущества МКД, размещена на официальном сайте МУРЭП № в сети интернет, адрес сайта: <данные изъяты>.
На основании изложенного доводы истца о том, что управляющая организация не предоставляет документы на согласование с собственником также являются несостоятельными.
Размер платы за текущий ремонт за один квадратный метр занимаемого жилого (нежилого) помещения в месяц 4,05 руб., размер оплаты за содержание жилья за один квадратный метр занимаемого жилого (нежилого) помещения в месяц 8,39 руб., управленческие услуги в размере 1,19 руб., установлены условиями договора №-УСР.
Размер оплаты за услуги по управлению многоквартирным домом начислялся истцу в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении тарифов на услуги муниципального ремонтно-эксплуатационного предприятия № муниципального образования город Краснодар»; Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении тарифов на услуги муниципального ремонтно-эксплуатационного предприятия № муниципального образования город Краснодар»; Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№».
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что размеры платы по содержанию и текущему ремонту подлежат ежегодной индексации в соответствии с прогнозным индексом потребительских цен на платные услуги населению в сфере ЖКХ, определенным Минэкономразвития России.
В соответствии с пунктом 4.1.3 договора управления №-УСР от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ и услуг по договору управления в течение периода действия может изменяться в пределах установленного размера оплаты на основании расчета единичных расценок по видам работ, выполняемого Управлением цен и тарифов администрации МО г. Краснодар, ежеквартальных индексов роста стоимости ремонтно-строительных работ.
Снижение размера платы за жилищно-коммунальные услуги недопустимо, поскольку повлечет за собой невозможность выполнения обязательных требований жилищного законодательства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома согласно требованиям Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения».
Кроме того, согласно справке о начисленных суммах и выполненных работах по многоквартирному дому № по <адрес> набережная, за период с мая 2011 года по октябрь 2017 года за содержание общего имущества МКД, текущий ремонт и управленческие услуги всего было выполнено работ на 536 935,89 руб., что больше суммы, начисленной собственникам помещений в данном многоквартирном жилом доме.
Статьей 39 Жилищного кодекса РФ установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Положения части 7 статьи 156 ЖК РФ предусматривают, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В пункте 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. №, также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, оценив в совокупности все доказательства, собранные по делу и исследованные в судебном заседании, суд приходит к выводу, что требования истца, в том числе производные являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному унитарному ремонтно-эксплуатационному предприятию № муниципального образования город Краснодар о защите прав потребителей – отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного
суда г. Краснодара В.А. Гавловский