ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1942-12 от 23.03.2012 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-1942-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2012 года

Центральный районный суд г. Читы в составе

Председательствующего судьи Казакевич Ю.А.

При секретаре Швецовой М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по заявлению Читинского природоохранного межрайонного прокурора о признании недействительным решения Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился с вышеназванным заявлением, просит признать недействительным решение № 75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00191/00 о предоставлении русла р. Чита в районе мкр. Солнечный в пользование ИП ФИО8 для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берега названного водного объекта. Требование обосновано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края (далее – Министерство) индивидуальному предпринимателю ФИО8 выдано решение №75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00191/00 (далее - решение), которым ему предоставлен участок реки Чита с целью производства дноуглубительных и иных работ, связанных с изменением дна, берега вышеназванного водного объекта. Согласно Решению площадь используемой ИП ФИО8 акватории составляет 37000 квадратных метров, объем извлекаемого грунта составляет 29769 тысяч кубических метров. По мнению прокурора решение, выданное Министерством, является правовым актом, которое незаконно и подлежит отмене. Проверкой установлено, что в Решении Министерства, выданном ИП ФИО8, отсутствуют сведения о местах и способах складирования извлекаемых грунтов, донных отложений, согласованных с отделом водных ресурсов Амурского Бассейнового Водного Управления по Забайкальскому краю. В связи с изложенным, ИП ФИО8, изъятые из реки Чита донные отложения, грунты, песчано-гравийную смесь вывозит на свою базу, расположенную по адресу: . Извлекаемый грунт ИП ФИО8 используется при планировочных работах при строительстве оптового рынка в районе с. Смоленка, придорожного сервиса на федеральной трассе «Байкал». Образующаяся при проведении вышеназванных работ песчано-гравийная смесь ИП ФИО8 используется при производстве товарного бетона. При этом правом собственности на данные грунты, донные отложения, песчано-гравийную смесь, образующиеся при проведении вышеназванных работ, (в случае отнесения их к отходам, либо природным ресурсам) ИП ФИО8 не обладает. Соответственно изъятые грунты, донные отложения, песчано-гравийная смесь должны храниться в согласованных местах до определения надлежащим собственником порядка их дальнейшего использования.

Отсутствие в Решении описания точных границ водного объекта, их частей (с учетом среднемноголетнего уровня вод), в пределах которых возможно водопользование, сведений о месте проведения работ с установленными географическими координатами границ водного объекта не позволяет определить, где в настоящий момент производятся работы - на части водного объекта, которыми Министерство правомочно распоряжаться (в границах водного объекта), либо на земельных участках иных категорий, полномочий по распоряжению на которые у Министерства нет.

Изложенная ситуация способствует нерациональному использованию р.Чита (как объекта окружающей природной среды), прилегающих к водному объекту земель иных категорий, создает угрозу причинения нового вреда окружающей природной среде. Отсутствие описания в Решении, выданного Министерством ИП ФИО8 перечисленных условий также способствует исключению возможности проверки данных условий (место, акватория производства работ, объемы извлекаемых грунтов и донных отложений).

Министерством допускаются нарушения и при выработке мероприятий, направленных на выполнение переданных полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод, ликвидации его последствий. Проверкой установлено, что Министерством ИП ФИО8 Решение выдано без соблюдения порядка выработки и принятия (в части получения согласований территориального отдела ФИО1 - Амурского БВУ, ФИО1, заключений Бассейновых советов). ИП ФИО8 на реке Чита дноуглубительные и другие работы по изменению дна, берега вышеназванного водного объекта проводятся за счет собственных средств.

В качестве обоснования правомерности выдачи решений без указанных согласований и заключений Министерством указывается на то, что Методические рекомендации применимы лишь для мероприятий, предлагаемых к выполнению за счет финансирования из федерального бюджета. Однако, фактически принятие подобных решений означает возможность выполнения работ на любых водных объектах без учета мнения перечисленных органов Министерством самостоятельно, что является незаконным по изложенным причинам и может привести к причинению вреда окружающей природной среде.

В соответствии с Решением целью использования ИП ФИО8 реки Чита является прежде всего проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна вышеназванного водного объекта. Рабочим проектом по этому Решению предусмотрено, что вышеназванные работы проводятся с целью увеличения пропускной способности русел рек и предотвращения таких негативных воздействий вод, как снижение уровня паводковых вод, а также обрушения берегов.

Министерством при выдаче данного Решения не определены площади территорий, подверженных затоплению паводками 5%, 10 %, 25 % обеспеченности с определением количества населения, проживающего на территории проведения работ, а также четко не определены объекты экономики и культуры, попадающие в зону затопления, подтопления паводковыми водами, а также берегообрушения с определением причиняемого материального ущерба гражданам, юридическим лицам в случае затопления вышеназванной территории. Полного списка таких объектов не имеется, соответственно Министерство не располагает исчерпывающей информацией о таких объектах.

В связи с отсутствием полной исчерпывающей информации (их полного списка) и исходя из принципа приоритета охраны водных объектов перед любой хозяйственной деятельностью Министерством не принято решение по дальнейшей эксплуатации, защите или выносу в отношении каждого объекта, попадающих в зону возможного затопления, подтопления паводковыми водами, а также берегообрушения на участке проведения работ совместно с органами местного самоуправления и руководителями организаций. Не располагая полной информацией об указанных объектах подобные решения принять невозможно. В настоящее время Схема комплексного использования водных объектов по Амурскому водному бассейну не разработана и не утверждена.

Таким образом, по смыслу п. 6 Методических рекомендаций до утверждения указанной схемы мероприятия по расчистке русла р.Чита, проводимые на реке Чита ИП ФИО8, должны быть рассмотрены Росводресурсами по предложению Забайкальского края, согласованного с территориальными органами Росводресурсов с учетом рекомендаций бассейнового совета Амурского бассейнового округа.

В целях обеспечения рационального использования, охраны водных объектов рекомендации Бассейнового совета, необходимы и обязательны при формировании любого мероприятия, направленного на предотвращение всех видов негативного воздействия вод. Установлено, что с 2010 года в Забайкальский край рекомендации Бассейнового совета по определению основных целевых показателей уменьшения негативных последствий наводнений, других видов негативного воздействия вод, а также формирования перечня мероприятий, направленных на достижение этих показателей, не поступало.

В связи с чем, Министерство все мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий осуществляет в отсутствие полученных рекомендаций Бассейнового совета до утверждения Комплексной схемы, что также может создать угрозу причинения вреда водным объектам.

Нарушение Министерством норм федерального законодательства при предоставлении водного объекта в пользование влечет за собой нарушение гарантированного Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в данном случае населения, проживающего на территории Городского Округа «Город Чита», а также прав РФ как собственника водного объекта.

В судебном заседании помощник прокурора Раднаев Т.В. требования прокурора поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представители Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, требования прокурора не признали, суду пояснили, что ссылка на Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 № 337 неправомерна, гак как подготовка и принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляются в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 844 «О порядке подголовке и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование». Полномочие по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование и полномочие по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края - это отдельные полномочия, определенные ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, реализация которых предполагает различные мероприятия. Согласно разъяснениям, данными Федеральным агентством водных ресурсов (письмо от 23 ноября 2011 № ВН-02-25/5587 «О порядке предоставления водных объектов в пользование»), Методические указания, применяются лишь при реализации органом государственной власти полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края в случае выполнения подрядными организациями работ за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций. При реализации указанного полномочия, работы могут проводиться как юридическими и физическими лицами (за счет средств внебюджетных источников), так и подрядной организацией (в случаях, если мероприятия выполняются за счет финансирования из федерального бюджета, представляемого бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций). Только в этом случае выбор подрядной организации осуществляется путем проведения торгов в соответствии с Федеральным законом « О размещении заказов па поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При выдаче Решения Министерство осуществляло переданное Российской Федерацией полномочие по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края, в пользование в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 844 «О порядке
  подготовке и принятия решения о предоставлении водного объекта в
пользование».

Водное законодательство Российской Федерации не содержит оснований для отказа юридическим, физическим лицам в предоставлении водного объекта в пользование для проведения дноуглубительных взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов (за счет собственных средств), в связи с наличием у исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края.

В Решении в соответствии с частью 2 статьи 22 Водного кодекса РФ и типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, определено положение створов, отграничивающих предоставленный в пользование участок, с приведением географических координат. В приложении к Решению имеются материалы в графической форме и пояснительная записка к ним, которые содержат копию генплана осуществляемых мероприятий на топографическом плане участка реки Чита на текущий момент. Сведения, представленные в Решении, в копии генплана и в письме ГУ «Читинский ЦГМС-Р» от 28 октября 2011 года № 20/5-880, содержат достаточную информацию о месте проведения работ. Так же в Решении указана информация о площади акватории (37000 кв.м), в пределах которой проводятся дноуглубительные работы (подпункт 8 пункта 2.3 Решения).

Перечень документов, представляемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, установленный Правилами, не содержит требования о предоставлении отдельного согласования местоположения мест осуществления складирования извлекаемых материалов и донных отложений при производстве дноуглубительных и иных работ. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения но предоставлению прав пользования водными объектами, не определяют процедуру согласования. Территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов осуществляют данное согласование в процессе рассмотрения материалов, представленных заявителем, и осуществляют его в форме, установленной нормативными правовыми актами по организации документооборота и делопроизводства.

Таким образом, согласование, было осуществлено Отделом водных ресурсов Амурского БВУ по Забайкальскому краю в процессе рассмотрения материалов, представленных для регистрации Решения в государственном водном реестре. В соответствии с Правилами оформления государственной
регистрации в государственном водном реестре договоров
водопользования, решений о предоставлении водных объектов в
пользование, перехода прав и обязанностей но договорам
водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденными приказом МПР России от 22 августа 2007 г. № 216. проверку документов для регистрации Решения на предмет соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации осуществляют территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов. В связи с этим Министерством в Отдел водных ресурсов Амурского бассейнового водного Управления по Забайкальскому краю было направлено рассматриваемое Решение (с приложением обосновывающих материалов). В данном случае на представленное Министерством в Отдел водных ресурсов Амурского бассейнового водного Управления по Забайкальскому краю Решение было получено положительное заключение о его соответствии требованиям законодательства. Решение было зарегистрировано в государственном водном реестре с присвоением регистрационного номера. Просили в удовлетворении требований прокурора отказать.

Представитель отдела водных ресурсов по Забайкальскому краю Амурского бассейнового водного управления ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований прокурора, суду пояснил, что для описания границ предоставляемой в пользование части небольшой реки принято указывать местоположение двух поперечных створов, ограничивающих часть русла реки. Разработка рекомендаций по формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов входит в сферу деятельности бассейновых советов. Бассейновый совет Амурского бассейнового округа провел за время своего существования с 2009 года 4 заседания. Вопрос разработки рекомендаций по формированию перечня водохозяйственных мероприятий на этих заседаниях не рассматривался. При отсутствии разработанных рекомендаций требовать их применения не представляется возможным. Мероприятие по расчистке русла реки Чита не предлагалось Министерством природных ресурсов Забайкальского края к реализации за счет средств федерального бюджета и осуществляется без привлечения средств федерального бюджета. Заключение Амурского БВУ, подготовленное с учетом заключения Бассейнового совета Амурского бассейнового округа не требуется. ОВР по Забайкальскому краю была проведена проверка поступившего 14.11.2011 года на регистрацию решения на предмет соответствия требованиям законодательства РФ, правомочности органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование. Содержание представленных документов соответствовало требованиям законодательства, в том числе ст. 22 Водного кодекса РФ, в связи с чем была произведена государственная регистрация в государственном водном реестре решения о предоставлении ИП ФИО8 участка реки Чита в мкр. Солнечный для производства дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности с действующим законодательством, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению её объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде.

Водным законодательством РФ установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием (ст. 3 ВК РФ).

В силу ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: 1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса; 2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; 3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со ст. 1 ВК РФ водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод. Негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

На основании ст. 7.1. ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом. Размещение заказа на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В силу ст. 11 ч. 2 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов); сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования (ст. 22 ВК РФ).

В судебном заседании установлено, что 16 ноября 2011 года Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края принято решение о предоставлении водного объекта в пользование ИП ФИО8 для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта.

Проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта проводится с целью увеличения пропускной способности русел рек и предотвращения таких негативных воздействий вод, как снижение уровня паводковых вод, а также обрушения берегов. Указанные водохозяйственные мероприятия осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку полномочие по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края при вынесении решения о предоставлении водного объекта в пользование ИП ФИО8 указанный порядок был нарушен, не был размещен заказ на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд. Договор подряда на проведение дноуглубительных работ на р.Чита в районе мкр.Солнечный Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края с ИП ФИО8 не заключался.

П. 8 ст. 26 ВК РФ определено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерством природных ресурсов и экологии РФ издан Приказ № 337 от 31.08.2010 года, которым утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ. Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов РФ при исполнении ими переданных РФ отдельных полномочий в области водных отношений и направлены на выработку, реализацию  мероприятий  по предотвращению негативного воздействия вод, ликвидации его последствий.

Передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, представляемого бюджетам субъектов РФ в виде субвенций (пункт 4 Методических указаний). Целью Методических указаний является прежде всего установление порядка выработки и принятия любого мероприятия  по предотвращению негативного воздействия вод, ликвидации его последствий, и как сопутствующие - определение порядка его финансирования за счет федерального бюджета.

Пунктом 22 Методических указаний установлено, что проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, выполняемых в рамках осуществления субъектами Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, реализуется подрядной организацией с учетом требований части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.

Однако, Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края при вынесении решения о предоставлении водного объекта в пользование ИП ФИО8 для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта был нарушен порядок, предусмотренный вышеназванными Методическими указаниями.

Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края при вынесении решения не определены площади территорий, подверженных затоплению паводками 5%, 10 %, 25 % обеспеченности с определением количества населения, проживающего на территории проведения работ, а также четко не определены объекты экономики и культуры, попадающие в зону затопления, подтопления паводковыми водами, а также берегообрушения с определением причиняемого материального ущерба гражданам, юридическим лицам в случае затопления вышеназванной территории.

На основании изложенного, поскольку принятое 16 ноября 2011 года Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края решение о предоставлении водного объекта в пользование ИП ФИО8 для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта вынесено с нарушением действующего законодательство, оно является незаконным.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Читинского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 16 ноября 2011 года № 75-20.03.01.001-Р-РББК-с-2011-00191/00 о предоставлении русла р. Чита в районе мкр. Солнечный в пользование индивидуальному предпринимателю ФИО8 для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берега водного объекта.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий: Казакевич Ю.А.