Дело № 2-1942/2019
Решение
Именем Российской Федерации
10 июня 2019 года г. Гатчина
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Шумейко Н.В.,
при секретаре Евстратьевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УПФР в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании незаконными решений, взыскании ежемесячной денежной выплаты,
установил:
истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что является ветераном Великой Отечественной войны, лицом, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Управление Пенсионного фонда РФ в Гатчинском районе Ленинградской области назначило ему ежемесячную денежную выплату (далее ЕДВ) по категории «Житель блокадного Ленинграда». ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с регистрационного учета в России в связи с переездом на постоянное место жительства в Финляндию. ДД.ММ.ГГГГ комиссией ответчика было принято решение о возникновении переплаты ЕДВ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 76283,02 руб. по вине пенсионера, о рассмотрении вопроса о погашении переплаты суммы ЕДВ в судебном порядке. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение о внесении изменений в протокол от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому, производится ежемесячное удержание из всех пенсионных выплат пенсионера, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до полного погашения выявленной переплаты. Истец получил названные протоколы ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что ответчиком незаконно производились удержания, поскольку его выезд в иностранное государство на постоянное место жительство не имеет значения, поскольку он имеет право на получение ЕДВ, в силу положений Федерального закона от 12.01.95 N 181-ФЗ "О ветеранах", а кроме того, удержание вышеуказанных сумм должно было производиться в судебном порядке. Уточнив требования, истец просит признать незаконными решения УПФР в Гатчинском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика удержанную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 76283,02 руб., неначисленную ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 133524,35 руб., ЕДВ в размере 2415,59 руб. ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-5, 74-75).
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также письменной правовой позиции (л.д. 76-77).
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, указав, что основания правовые основания для удовлетворения требований отсутствуют, а кроме того, истцом пропущен срок исковой давности.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 3 указанной статьи).
Согласно статье 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", право на ежемесячную денежную выплату имеют лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда".
Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: инвалидам войны - 3088 рублей; участникам Великой Отечественной войны - 2316 рублей; ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 1699 рублей;
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения – гражданин России, является ветераном Великой Отечественной войны, а также лицом, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ГУ УПФР в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонное) ему выплачивается пенсия по старости, а также была назначена ЕДВ по категории «Житель блокадного Ленинграда».
Истец при назначении ЕДВ проживал на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, с указанного времени на территории России регистрации по месту жительства иди месту пребывания не имеет, постоянно проживает в Финляндии.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о выезде на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, в котором сообщил о выезде в Финляндию с ДД.ММ.ГГГГ, приложил копию паспорта (л.д. 36-47).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией УПФР в Гатчинском районе Ленинградской области было принято решение о возникновении переплаты ЕДВ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 76283,02 руб. по вине пенсионера, в связи с несвоевременным сообщением о снятии с регистрационного учета на территории РФ, а также о рассмотрении вопроса о погашении переплаты суммы ЕДВ в судебном порядке (л.д. 64-65).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение о внесении изменений в протокол от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому, производится ежемесячное удержание из всех пенсионных выплат пенсионера, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до полного погашения выявленной переплаты (л.д. 63).
В соответствии с положениями Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации (ЕДВ) является мерой компенсационного характера.
Ряд льгот, которые предоставлялись инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", были заменены денежным эквивалентом - ежемесячной денежной выплатой. Это касается и льгот, которые предоставлялись лицам из числа жителей блокадного Ленинграда.
Отношения, в рамках которых регулируется право таких граждан на льготы, регламентируются специальными законодательными актами, действие которых в силу характера и специфики этих отношений, обусловленных природой соответствующей сферы правового регулирования, распространяется исключительно на территорию Российской Федерации. Соответственно, предоставление таких льгот согласно статьям 6 (часть 2) и 7 (часть 2) Конституции Российской Федерации гарантируется на территории Российской Федерации и не может быть перенесено на территорию другого государства.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 09.07.2009 N 12-П, наличие права на льготы предопределяет возможность отказа от пользования ими в натуральной форме и получения ежемесячной денежной выплаты. Соответственно, и право выбора может быть реализовано гражданином лишь при наличии у него как самого права на льготы, так и реальной возможности их получения, то есть при условии проживания на территории Российской Федерации.
Предусмотренная Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ежемесячная денежная выплата является неотъемлемой составляющей специальной системы социальной защиты лиц, награжденных знаком "Жителей блокадного Ленинграда", и предоставляется тем из них, кто, имея право на льготы, в установленном законом порядке отказался от их получения. Отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты гражданам, которые постоянно проживают за границей и потому не пользуются какими-либо льготами в натуральной форме, не влечет для них уменьшение объема тех социальных благ и услуг, которыми они обладают, и, следовательно, ухудшения их положения.
Как указано в пункте 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 09.07.2009 N 12-П, введение требования о проживании на территории Российской Федерации в качестве необходимого условия предоставления льгот гражданам Российской Федерации, имеющим заслуги перед государством и народом, - притом, что пенсионное обеспечение этих граждан осуществляется в полном объеме независимо от того, проживают они в Российской Федерации или за ее пределами, - не может расцениваться как несовместимое с конституционными принципами и нормами.
Из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 6 (часть 2), согласно которой каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, а также статьи 7, возлагающей на Российскую Федерацию в соответствии с целями ее социальной политики обязанность по установлению гарантий социальной защиты населения, не вытекает обязанность государства по осуществлению за пределами своей территории мероприятий, обеспечивающих тем его гражданам, которые избрали местом своего постоянного проживания другую страну, надлежащий уровень жизни и повышенную социальную защищенность, а, следовательно, и по гарантированию таким гражданам возможности пользоваться в период проживания за границей мерами социальной защиты (дополнительными правами и льготами), предоставляемыми на территории Российской Федерации за счет бюджетных средств.
Учитывая изложенное, принимая во внимание тот факт, что материалами дела установлено постоянное проживание истца за пределами Российской Федерации, суд полагает, что прекращение выплаты ЕДВ истцу является законным и обоснованным, в связи с чем, его требования о признании незаконным решения УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, взыскании неначисленной ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также ЕДВ ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат.
К моменту снятия истца с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ вопросы удержания из трудовой пенсии регулировались Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 26 которого было предусмотрено, что удержания из трудовой пенсии производятся на основании: исполнительных документов;
решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением пункта 4 статьи 23 настоящего Федерального закона; решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
На основании пункта 4 статьи 23 названного закона, пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Как предусмотрено в пунктом 28 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ N 294 от 30.11.2004, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, приостановление, продление и возобновление ежемесячной денежной выплаты производятся в порядке, определенном для трудовой пенсии в соответствии с Законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и с учетом Правил выплаты пенсии, утвержденных Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 16.02.2004 N 15п/18.
Согласно пункту 38 указанного Порядка, граждане обязаны сообщать в территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты ЕДВ.
В то же время, обязанность сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, о факте выезда за пределы Российской Федерации вышеуказанными нормативно-правовыми актами не устанавливалась, в связи с чем, удержание из трудовой пенсии должно было производиться в судебном порядке, как было указано в решении УПФР в Гатчинском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
В этой связи, решение УПФР в Гатчинском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого производилось ежемесячное удержание из пенсионных выплат истца, подлежит признанию незаконным, а удержанная ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 76283,02 руб. должна быть возвращена истцу, ввиду отсутствия соответствующего решения суда.
В этой части требования истца подлежат удовлетворению.
Относительно доводов представителя ответчика пропуске истцом срока исковой давности, суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно положениям статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", следует, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Как указано в пункте 3 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.05.2013, судебная практика исходит из того, что по спорам, возникающим из кредитных правоотношений, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности, который применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения им решения. При исчислении сроков исковой давности по требованиям о взыскании просроченной задолженности по кредитному обязательству, предусматривающему исполнение в виде периодических платежей, суды применяют общий срок исковой давности, который подлежит исчислению отдельно по каждому платежу со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Обжалуемые решения вынесены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, срок исковой давности – не ранее чем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть, срок не пропущен.
По требованиям о взыскании ЕДВ – удержания производились ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок исковой давности также истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение УПФР в Гатчинском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с УПФР в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонное) в пользу ФИО1 удержанную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 76283,02 руб.
В остальной части иска – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гатчинский городской суд Ленинградской области.
Судья:
Решение в окончательной форме
принято 13.06.2019