ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1944/2017 от 10.08.2017 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-1944/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2017 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Белозера О.М..

при секретаре Цехиной И.Ю.

с участием: истца ФИО1, представителя Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, об установлении факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Администрации Минераловодского городского округа об установлении факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что он обратился с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении его в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором он проживает, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом он полностью утратил имущество первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском городском округе с. Левокумка.

Согласно Акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня воды в мае 2017 года, он был признан пострадавшим и нуждающимся в оказании единовременной и материальной финансовой помощи. Указанным актом установлено, что было утрачено имущество первой необходимости.

Однако, после обращения в администрацию Минераловодского городского округа ему был дан письменный отказ от 06.06.2017 №10а-10/238, согласно которому он не был включен в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в период с 24.05.2017 по 27.05.2017.

Данный отказ мотивирован тем, что он не зарегистрирован по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: Ставропольский край, Минераловодский округ, с. Левокумка, с/т Огородник, ..............,...............

Ему было предложено обратиться в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу, попавшему в зону затопления: Ставропольский край, Минераловодский округ, с. Левокумка, с/т Огородник, ..............,.............., и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи.

В данном доме он проживает по настоящее время.

Факт проживания по указанному выше адресу подтверждается, в том числе, актом о проживании, составленном соседями, свидетельством о праве собственности на земельный участок, справкой председателя СТ Огородник, выпиской из ЕГРП на садовый домик.

Поскольку он постоянно проживает в доме, который подвергся затоплению, то имеет право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, однако, до сих пор не может ее получить. Так как он не имеет регистрации по месту жительства по данному адресу, то не может подтвердить факт своего проживания в ином порядке, кроме как судебном.

Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации позволит признать его пострадавшим, включить в устанволенном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату ему соответствующей помощи в размерах, определенных законодательством.

Отсутствие регистрации по месту жительства в доме, оказавшемся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске. По смыслу положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, в котором у него имеется регистрация.

Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии права на получение материальной и финансовой помощи при наличии доказательств его проживания в данном доме и утраты имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации.

Просит суд установить юридический факт постоянного проживания ФИО1 в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский округ, с. Левокумка, с/т Огородник, ..............,.............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского округа. Признать ФИО1 пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского округа. Обязать администрацию Минераловодского городского округа включить ФИО1 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском округе в мае 2017 года.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просят суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности ФИО2 пояснил суду, что если истец проживает в садовом домике, который является нежилым строением, то он согласно ст. 2 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 не может являться местом их постоянного проживания. Кроме того, истец имеет постоянную регистрацию в жилом помещении и имеет право пользования им. Поэтому в исковых требованиях следует отказать.

Ответчик Администрация Минераловодского городского округа, третьи лица ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, Правительство Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края не явились в судебное заседание, хотя их представители надлежащим образом уведомлены о слушании дела.

Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству .............. о регистрации по месту пребывания ФИО1, .............. года рождения, с 18 апреля 2017 года по 18 октября 2017 года зарегистрирован по адресу: <...> д............... кв................

Согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от ..............ФИО1 и ФИО3 приобрели у ФИО4 садовый домик, назначение: не жилое здание, и земельный участок, расположенные по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, СТ «Огородник», участок 8,22, по ? доли каждый.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права за ФИО4 зарегистрировано право собственности на земельный участок, назначение: земли населенных пунктов – садоводство, и садовый домик, назначение: не жилое, по адресу: Минераловодский район, село Левокумка, СТ «Огородник», участок ...............

По выпискам из ЕГРП на недвижимое имущество от .............., ФИО1 принадлежит ? доли земельного участка площадью 794 +/- 9 кв.м., назначение садоводство, по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, СТ «Огородник», участок ..............,.............., а также расположенного на нем садового домика, площадью 23,4 кв.м (нежилое здание).

По объяснению истца в установленном порядке он в орган местного самоуправления или в суд за переводом этого нежилого здания в жилое не обращался.

Его проживание здесь по настоящее время подтверждено: составленным соседями актом, справкой председателя СОТ «Огородник» ФИО5, рапортом УУП ОУУП и ПДН ОТМВД России по Минераловодскому городскому округу ФИО6, опросившего ФИО7, проживающую по адресу: Минераловодский городской округ, с. Левокумка, СТ «Огородник», участок .............., и ФИО8, проживающего по адресу: Минераловодский городской округ, с. Левокумка, СТ «Огородник», участок .............., которые подтвердили, что с марта 2017 года знают по настоящее время ФИО1 и его гражданская жена ФИО3 проживают по адресу: с. Левокумка, СТ «Огородник», участок ..............

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО9 пояснил, что истец, зарегистрирован в принадлежащей ему квартире, но не проживает в ней, а фактически проживает на даче по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, СТ «Огородник», участок ..............,..............

Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.

В соответствии с постановлением администрации Минераловодского городского округа от 27.07.2017 года №1910: Минераловодский район, с. Левокумка, СТ «Огородник» находится в зоне чрезвычайной ситуации.

По акту администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 30 мая 2017 года, в результате наводнения 24 мая 2017 года пострадал жилой дом по адресу: с. Левокумка, СТ «Огородник», .............., собственник имущества ФИО3, член ее семьи: ФИО1, повреждены: мебель вся, 2 холодильника, плита газовая, вода в доме – 80 см, вода в подвале, повреждены пол в доме, в фундаменте трещины.

05 июня 2017 года ФИО1 администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у них отсутствуют регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.

При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с п. «з» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).

При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов «а» и «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.

В силу п.6 ч.2 ст.4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае,, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае.

Согласно п.2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.

Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).

Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека подпункт «г»; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости /из расчета за частично утраченное имущество – 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100000 рублей (п. 2).

Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 3 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Согласно главе 2 указанных Рекомендаций при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

По смыслу приведенных норм возмещение ущерба возможно только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим нормативным актом.

Абзац 8 ст. 2 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 (в редакции от 28.12.2013) определяет, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Согласно ст.6 названного Закона для регистрации гражданина по месту жительства, он обязан обратиться в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме и предъявить, в том числе, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.

Статья 10 ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Таким образом, право гражданина на регистрацию по месту жительства производно от его жилищного права на жилое помещение.

Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний следует, что условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи предусматривают установление таких юридически значимых обстоятельств, как факт причинения в результате чрезвычайной ситуации вреда находящемуся в жилом помещении имуществу первой необходимости, а также факт постоянного проживания гражданина именно в жилом помещении.

Поскольку садовый домик, в котором проживает истец, является нежилым строением, то право постоянного проживания в нем в смысле жилищного законодательства исключается.

Поэтому установление факта проживания истца в нежилом строении не порождает для него тех правовых последствий, которые установлены законодателем для возмещения ущерба в результате чрезвычайных ситуаций путем предоставления мер социальной поддержки в случаях частичной или полной утраты имущества первой необходимости в жилых помещениях.

Само же по себе наличие у истца нежилого строения на территории подвергшегося затоплению населенного пункта не может служить установленным законом основанием для их признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и, соответственно, для предоставления им в связи с этим мер социальной поддержки.

К тому же регистрация истца в жилом помещении по адресу: <...> дом .............. кв............... предполагает его право на проживание там, и, соответственно, наличие там имущества первой необходимости.

При таких обстоятельствах в исковых требованиях суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, об установлении юридического факта постоянного проживания ФИО1 в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский округ, с. Левокумка, с/т Огородник, ..............,.............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского округа; о признании ФИО1 пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского округа; обязании администрации Минераловодского городского округа включить ФИО1 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском округе в мае 2017 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 15 августа 2017 года.

Судья

Копия верна:

Судья Минераловодского городского суда Белозер О.М.