ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1945/12 от 10.12.2012 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-1945/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2012г.

Советский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Склизковой Е.Л.

при секретаре Терсковой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Владивостока к Открытому акционерному обществу «Примавтотранс», Обществу с ограниченной ответственностью «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Советского района г. Владивостока обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Примавтотранс», ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» о возложении обязанности, указав, что в период с 23.05.2012 по 01.06.2012 прокуратурой Советского района г. Владивостока была проведена проверка исполнения требований законодательства транспортной безопасности субъектом транспортной инфраструктуры ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций». В ходе проведенной проверки прокуратурой Советского района г.Владивостока в деятельности ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» выявлены факты нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, влекущих нарушение принципов устойчивости и безопасности функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, что создает угрозу для жизни и здоровья людей, пользующихся транспортными услугами ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций».

Прокурор просил обязать ОАО «Примавтотранс», а также ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» устранить допущенные нарушения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, а именно: произвести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры; издать положение (инструкцию) о пропускном пункте и внутриобъектовом режиме на ОТИ; установить порядок выявления и распознавания на контрольно- пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации; установить порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ; установить порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения___безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ; установить порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной - власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта; установить информацию в наглядной и доступной форме для всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно - распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.

В судебном заседании помощник прокурора Щеглов М.В. исковые уточнил, просил по доводам искового заявления обязать ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем уполномоченным подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта; установить информацию в наглядной и доступной форме для всех физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. На удовлетворении остальных требований не настаивал в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций».

Представители ответчиков ОАО «Примавтотранс» ФИО1, ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, пояснили, что меры по обеспечению безопасности объекта транспортной инфраструктуры предпринимались руководством ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» в соответствии с требованиями Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», еще до проведения прокуратурой проверки. Выполнение таких мероприятий осуществляется в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 №42 на основании плана, разработанного после проведения оценки уязвимости объекта, утвержденной не по вине ответчика лишь по истечение 10,5 месяцев после направления заявки о проведении оценки уязвимости автовокзала в г.Владивостоке.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд находит уточненные требования прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 5, 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующие их на ином законном основании.

Объектом транспортной инфраструктуры (ОТИ) является технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Как следует из материалов дела, ответчику ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» на праве аренды принадлежит объект транспортной инфраструктуры – нежилые помещения в двухэтажном здании Владивостокского автовокзала, расположенные по адресу: Приморский край, г.Владивосток, <данные изъяты>, общей площадью 1135,60 кв.м. (л.д. 20-28).

Собственником указанных объектов недвижимости является ОАО «Примавтотранс».

В период с 23.05.2012 по 01.06.20123 прокуратурой Советского района г.Владивостока проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности субъектом транспортной инфраструктуры - ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций».

По результатам проверки составлен акт от 01.06.092012, в котором зафиксированы установленные в ходе проведенной проверки нарушения (л.д. 18-19).

Так, в нарушение Приказа Минтранса России № 42 от 08.02.2011 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций»:

не проведена оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;

не утверждено положение (инструкция) о пропускном пункте и внутриобъектном режиме на объекте (п. 5.6.6 Приказа);

__отсутствует порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения) (п. 5.6.7. Приказа);

отсутствует порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства (АНВ) или совершение АНВ в отношении ОТИ (п.5.6.9 Приказа);

отсутствует порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ (п. 5.6.10 Приказа);

отсутствует порядок функционирования инженерно-технических систем) обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной - власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее - порядок передачи данных с инженерно-технических систем), (п. 5.6.12 Приказа).

отсутствует информация в наглядной и доступной форме для всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно -распорядительных документов, направленных на реализацию мер по с печению транспортной безопасности ОТИ. (п. 5.14 Приказа).

В судебном заседании установлено, что ответчиком ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» осуществлен комплекс мероприятий, направленных на устранение имевших место нарушений в области обеспечения транспортной безопасности здания Владивостокского автовокзала. Поскольку первые пять из семи указанных в акте проверки нарушений ответчиком на день рассмотрения спора устранены, помощником прокурора первоначально предъявленные исковые требования были уточнены.

_В соответствии с пунктом 4 статьи 1, части 1 статьи 2 ФЗ «О транспортной безопасности», под обеспечением транспортной безопасности следует понимать реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Актом незаконного вмешательства в соответствии с пунктом 1 статьи 1 ФЗ «О транспортной безопасности» является противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ О противодействии терроризму», террористический акт может совершаться путем взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Исходя из части 12 статьи 2 Федерального закона от 06:03.2006 № 35 -ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, а также приоритете мер предупреждения терроризма.

С учетом изложенного, поскольку выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, не устраненные ответчиком ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» до настоящего времени, создают предпосылки к возникновению причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности объекта транспортной инфрастуктуры, влекут нарушение принципов устойчивости и безопасности функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, суд находит уточненные требования прокурора о возложении обязанности на ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» устранить допущенные нарушения законными и обоснованными.

По изложенному, руководствуясь ст. ст. 194-198, 211 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Советского района г. Владивостока удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем уполномоченным подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта; установить информацию в наглядной и доступной форме для всех физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 17.12.2012г.

Судья Склизкова Е.Л.