ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1945/18 от 11.09.2018 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело 2-1945/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2018 г. г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

председательствующего судьи Даниловой О.П.

с участием:

представителя истца – старшего помощника прокуратуры Биробиджанского района ЕАО Волохович А.Д.,

при секретаре Комаровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Биробиджанского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации муниципального образования (МО) «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО об обязании обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования, в соответствии с требованиями закона. В исковом заявлении указал, что объекты теплоснабжения, являющиеся имуществом Биробиджанского муниципального района, расположенные в с. Дубовое, администрация МО «Биробиджанский муниципальный район» в настоящее время ни одной из организаций для оказания населению услуг теплоснабжения, не переданы. Ранее, администрация муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» объекты теплоснабжения, расположенные на территории муниципального образования «Дубовское сельское поселение», передавала в безвозмездное пользование ООО «Подряд ДВ» с целью оказания коммунальных услуг на период до окончания отопительного периода 2017-2018. С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов теплового хозяйства превышает пять лет, передача данных объектов в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения. Таким образом, передача в безвозмездное пользование объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Биробиджанский муниципальный район» без проведения конкурсных процедур какой-либо организации не соответствует требованиям закона. Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в части отказа от конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, то есть, неопределенного круга лиц, способствует проявлению коррупции в сфере распоряжения муниципальным имуществом. Просит обязать администрацию МО «Биробиджанский муниципальный район» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить передачу права пользовании объектами теплоснабжения, находящимися в собственности МО «Биробиджанский муниципальный район» в соответствии с требованиями закона, а именно: разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов.

В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района Волохович А.Д. исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала. Просила суд обязать администрацию МО «Биробиджанский муниципальный район» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить передачу права пользовании объектами теплоснабжения, находящимися в собственности МО «Биробиджанский муниципальный район» в соответствии с требованиями закона, а именно: разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов: котельной, расположенной по <адрес> в <адрес> (год постройки и ввода в эксплуатацию 1979); тепловые сети, расположенные в <адрес>, протяженностью 1735,5 п.м. (год постройки в ввода в эксплуатацию 1979).

Представитель ответчика администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон, и, выслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Положения п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предоставляют право органам местного самоуправления поселений владеть и пользоваться муниципальным имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В силу ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частями 1 и 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 5 названной нормы концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, если такие действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением); цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется; размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона; порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения.

В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать следующие существенные условия: значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения); задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий; предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером; плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов; порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.

Статьей 6 данного Федерального закона установлено, что срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.

Между тем, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

В соответствии подп. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 27З-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается, в там числе деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органа в местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в там числе по выявлению и по следующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

На основании п. 14 ст. 7 данного Федерального закона одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

Решением Собрания депутатов МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО от 26 июня 2015 года № 56 утвержден реестр муниципального имущества МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, в который, в том числе, включены здание котельной, расположенная по <адрес> в <адрес> (год постройки и ввода в эксплуатацию 1979); тепловые сети, расположенные в <адрес>, протяженностью 1735,5 п.м. (год постройки в ввода в эксплуатацию 1979).

Судом установлено, что 01.11.2017 между администрацией МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО (ссудодатель) и ООО «Подряд ДВ» (ссудополучатель) заключен договор , согласно которому ссудодатель передаёт, а ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование муниципальный имущественный комплекс, указанный в Приложении к настоящему договору сроком с 01 ноября 2017 года до окончания отопительного периода 2017-2018 годов, с целью оказания коммунальных услуг с использованием объектов теплоснабжения потребителям и оказания услуг горячего водоснабжения социальных объектов, расположенных на территории Дубовское сельского поселения Биробиджанского муниципального района ЕАО.

В приложении к договору (акты приема-передачи) перечислено переданное ООО «Подряд ДВ» имущество, в том числе, здание котельной по адресу: ЕАО, <адрес> (год постройки и ввода в эксплуатацию 1979); тепловые сети, расположенные в <адрес>, протяженностью 1735,5 п.м. (год постройки и ввода в эксплуатацию 1979).

Согласно п. 17 ч. 3 ст. 26 устава МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, к полномочиям администрации муниципального района в части решения вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района, согласно части 2 статьи 3 настоящего Устава относятся полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно ч.1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 16 части 1 названной статьи.

Таким образом, суд считает обоснованными доводы прокурора, что передача муниципального имущества в пользование ООО «Подряд ДВ» без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества - котельной и тепловых сетей, в частности к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения. Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, т.е. неопределенного круга лиц. Таким образом, устранение выявленных в ходе указанной проверки нарушений способствует профилактике коррупции в сфере распоряжения муниципальным имуществом.

При таких обстоятельствах, поскольку администрация МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО самостоятельно не исполняет возложенные на нее законами обязанности по профилактике коррупции в сфере распоряжения муниципальным имуществам, заявленные прокурором требования суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Устанавливая срок исполнения возложенной на ответчика обязанностей, суд учитывает мнение сторон, а также реальные возможности ответчика по разработки конкурсной документации и проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения считает 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу разумным сроком для исполнения обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить полностью.

Обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области в соответствии с требованиями закона, а именно: разработать конкурсную документацию в соответствие со ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении следующих объектов: котельной, расположенной по <адрес> в <адрес> ЕАО; тепловых сетей, расположенных в <адрес> ЕАО, протяженностью 1735,5 п.м.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.П. Данилова