ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1945/2017 от 30.05.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Стиба Л.Н.,

при секретаре ФИО6.,

с участием прокурора ФИО3,

представителей ответчика ФИО2, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российский железные дороги» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Биробиджанский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указав на то, что Биробиджанской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований закона об организации мест перехода через железнодорожные пути, расположенных на станции Архара, их технического состояния и оснащенности.

В ходе проверки установлено, что на станции Архара на 8081 км пикет 10 Дальневосточной железной дороги размещен пешеходный переход, расположенный в одном уровне с железнодорожными путями. Данный пешеходный переход относится ко 2-ой категории. В ходе проверки установлено, что на переходе имеются следующие инженерные сооружения: настил, искусственное освещение, имеются предупредительные знаки «Берегись поезда», «Будьте внимательны, переходя через железнодорожные пути».

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки указанного пешеходного перехода через железнодорожные пути на 8081 км пикет 10, относящегося ко 2-ой категории, выявлены нарушения исполнения требований законодательства об организации мест перехода через железнодорожные пути, в частности не оборудован световой и звуковой сигнализацией, ограждением в соответствии с пунктами 15, 25, 50 Технических требований «Пешеходные переходы через железнодорожные пути. Технические требования».

Обеспечение безопасности пешеходного перехода является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры. Несоблюдение вышеуказанных требований Закона влекут нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (с учетом уточнений) привести в соответствие с Требованиями к пешеходных переходам через железнодорожные пути, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГр, пешеходный переход на 8081 км пикет 10 на станции Архара, а именно оборудовать звуковой и световой сигнализацией, ограждением.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора ФИО3 требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.

Представители ответчика ФИО2, ФИО4 в судебном заседании требования не признала, ссылаясь на доводы письменных возражений, в том числе, указав на то, что прокурор ссылается на п. 15 Требований. Между тем, согласно п. 6 указанных требований, их применение обязательно только при строительстве и реконструкции пешеходных переходов. Существующие пешеходные переходы приводятся к настоящим требованиям поэтапно в плановом порядке. Просили в иске отказать в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрете деятельности, создающей такую угрозу.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч. 2 ст. 20 указанного Закона возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.

В соответствии с п. 5 раздела 2 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 настоящих Правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению: содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии; установки соответствующих световых и звуковых сигналов, знаков, указателей, необходимой информации (посредством технических средств и (или) иных носителей информации); своевременного информирования пользователей услугами железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного транспорта необщего пользования о вводимых ограничениях и (или) об изменениях настоящих Правил (посредством технических средств и (или) иных носителей информации).

Пунктом 6 указанных Правил установлено, что проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.Согласно п. 7 Правил, при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами.

Распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ N 2655р введены в действие Технические требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути. Согласно п. 17 параграфа 6 Требований места размещения пешеходных переходов определяются комиссионно с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития, по согласованию с органами местного самоуправления, инфраструктуры населенного пункта и железнодорожного транспорта.

Назначение пешеходных переходов состоит в создании условий для удобного, быстрого и безопасного перехода граждан (группы граждан) через железнодорожные пути в одном уровне рельсами. Пешеходный переход представляет собой неотъемлемую часть инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Пунктом 15 Технических требований предусмотрено, что пешеходные переходы 2-ой категории имеют следующие инженерные сооружения: настил, ограждение, искусственное освещение и зоны накопления пешеходов. Информационная система пешеходных переходов 2- ой категории включает в себя предупредительные надписи, знаки (указатели, плакаты), а также устройства автоматической сигнализации о приближении поезда.

Согласно п. 25 Технических требований в зонах накопления (на подходах к железнодорожным путям) устанавливаются направляющие ограждения, препятствующие переходу людей через пути в не установленных для этой цели местах, а также препятствующие проезду автотранспорта. Направляющие ограждения должны обеспечивать ориентацию потока пешеходов (пассажиров) таким образом, чтобы приближающийся поезд был в поле зрения в течение времени, достаточного (не менее 6 с) для принятия решения о возможности перехода. Ограждения должны быть окрашены в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" "О внесении изменений в Руководство по применению фирменного стиля ОАО "РЖД" от ДД.ММ.ГГГГ N 2071р. Элементы разделения пассажирских потоков должны быть окрашены в сигнальные цвета (чередование красных и белых полос). Указатели направления движения пешеходов (пассажиров) должны устанавливаться так, чтобы были видны и показывали требуемое направление движения. Знаки безопасности, предупреждающие плакаты (указатели) устанавливаются перед переходом через железнодорожные пути и должны быть видны пешеходам (пассажирам).

В силу п. 50 Технических требований устройства автоматической сигнализации на пешеходных переходах предназначены для извещения граждан о приближении поезда к пешеходному переходу и включают в себя световую и звуковую сигнализацию.

Судом установлено, что <адрес> транспортной прокуратурой по обращению ФИО5 проведена проверка исполнения законодательства о правах пассажиров на железнодорожном транспорте, расположенных на станции Архара, их технического состояния и оснащенности.

В ходе проверки установлено, что на станции Архара на 8081 км пикет 10 Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» размещен пешеходный переход, расположенный в одном уровне с железнодорожными путями.

Данный пешеходный переход относится ко 2-ой категории.

Установлено, что на данном переходе имеются следующие инженерные сооружения: настил, искусственное освещение, на контактной опоре, расположенной с северной стороны при входе на указанный пешеходный переход имеются предупредительные знаки «Берегись поезда», «Будьте внимательны, переходя через железнодорожные пути».

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки пешеходного перехода через железнодорожные пути на 8081 км пикет 10, относящегося ко 2-ой категории, выявлены нарушения исполнения требований законодательства об организации мест перехода через железнодорожные пути, в части их оснащенности.

Из совокупности имеющихся доказательств, в том числе из акта проверки технического состояния пешеходного перехода от ДД.ММ.ГГГГ., усматривается, что пешеходный переход на 8081 км пикет 10 не оборудован световой и звуковой сигнализацией, ограждением в соответствии с пунктами 15, 25, 50 Технических требований, что свидетельствует о том, что вышеуказанный пешеходный переход не соответствует требованиям законодательства в области обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Установив указанные обстоятельства, суд исходя из того, что участки пешеходных перегонов ненадлежащим образом оборудованы средствами для безопасного перехода железнодорожных путей гражданами и для снижения случаев травмирования граждан при их нахождении в зоне повышенной опасности владельцу инфраструктуры - ответчику следует оборудовать пешеходный переход 2 категории, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, полагает необходимым установить срок устранений нарушения действующего законодательства до 31.12.2018г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российский железные дороги» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с Требованиями к пешеходным переходам через железнодорожные пути, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ. р пешеходный переход на 8081 км. пикет 10 на станции Архара, а именно оборудовать пешеходный переход звуковой и световой сигнализацией, ограждением.

Взыскать с ОАО «РЖД» госпошлину в доход бюджета городского округа «<адрес>» в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Дата изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий: Стиба Л.Н.