ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1946/2016 от 05.12.2016 Благовещенского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2-57/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2017 год г. Благовещенск

Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хисматуллиной И.А., при секретаре Посохиной О.Г., с участием представителя ответчика ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 05.12.2016г.), рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО1 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное казенное учреждение Служба весового контроля РБ обратилась с вышеуказанным иском к ФИО1, на том основании, что 06.04.2014г. при осуществлении весового контроля на 112 км а/д Уфа-Бирск-Янаул сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (далее ГИБДД) совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки <данные изъяты> с полуприцепом марки <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ответчику, под управлением водителя К.А.В. Факт принадлежности транспортных средств ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортных средств на седельный тягач <адрес> на полуприцеп 02 06 . Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-П весы автомобильные электронные портативные) фирмы ТЕНЗО М модификации (модель) ВА-20П, заводской номер . Данные весы признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о поверке и оттиском поверительного клейма в паспорте на весовое оборудование , что подтверждает достоверность результатов взвешивания. В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, превышение значения предельно допустимой массы транспортного средств, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза.

По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 06.04.2014г. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 184 735 руб.

Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок уплачена не была. ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензионное письмо от 21.05.2014г. о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответа на претензию не последовало, сумма ущерба не уплачена.

Представитель истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о рассмотрении дела, предварительно предоставлено заявление о рассмотрении судебного дела без его участия, исковые требования полностью поддерживает.

Из отзыва на возражение ответчика следует, что весовой контроль транспортного средства ФИО1 производился в целях проверки соблюдения условий перевозки груза законодательству РФ в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, а не для определения массы перевозимого груза в коммерческих целях. Особый порядок проведения взвешивания жидких грузов, перевозимых автомобильных транспортом, при проведении весового контроля в российские стандарты и другие нормативные документы не внедрен. Кроме того, Рекомендации носят необязательный (рекомендательный) характер и не могут быть положены в основу деятельности ГКУ СВК РБ. Действующее законодательство не содержит запрета на взвешивание жидких грузов, запрет на взвешивание жидких грузов также не установлен в паспорте на весовое оборудование ВА 20П, а также в самом руководстве по эксплуатации на весовое оборудование «ВА-20П». Следовательно, указанный довод ответчика является необоснованным.

Представитель ответчика ФИО1 –ФИО2 не признав исковые требования, суду пояснил, что ответчик осуществлял перевозку неделимого груза ингибитор коррозии кормастер 1045, для которого предусмотрено взвешивание только путем полного погружения автомобиля цистерны на платформу согласно ГОСТу 30414-96 веся для поосного или группового (группа осей) взвешивания в движении, в соответствии с рекомендациями Международной организации законодательной метрологии ( п.3.1 не могут использоваться для взвешивания жидких грузов или других грузов, центр массы которых может изменяться во время движения. Согласно представленного паспорта, весы автомобильные ВА-П по своим эксплуатационным характеристикам, прямо не предназначены для взвешивания автоцистерны, перевозящей жидкий груз. По мнению ответчика истцом заявлен неосновательный иск к ФИО1, в связи с чем просит в удовлетворении иска отказать. При этом ответчиком заявлено ходатайство о взыскании с ответчика понесенные судебные расходы в сумме 30 000 руб.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 15.04.2014г. при осуществлении весового контроля на 112 км а/д Уфа-Бирск-Янаул сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки <данные изъяты> с полуприцепом марки рег.номер , принадлежащего на праве собственности ответчику, под управлением водителя К.А.В.

Факт принадлежности транспортных средств ФИО1 подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на грузовой седельный тягач марки <данные изъяты>, полуприцеп марки рег.номер <данные изъяты> ( л.д.35).

Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-П весы автомобильные электронные портативные) фирмы ТЕНЗО М, модификации (модель) ВА-П заводской номер . Данные весы признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается оттиском поверительного клейма на весовое оборудование ( л.д.24-33), что подтверждает достоверность результатов взвешивания.

В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, превышение значения предельно допустимой массы транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза.

По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 06.04.2014г. ( л.д.34).

В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011г. №272 № «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению №1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению №2 к указанному постановлению.

Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федераций от 15.04.2011г. №272).

При этом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012г. №50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).

В соответствии с пунктами 1.2- 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в РБ или подведомственными ему организациями.

Так распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2014г. №76-р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 10 мая 2014 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному к распоряжению.

При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.1998г. №22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит, дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектом за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 31 Федеральный закон № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов ; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ).

Одновременно, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009г. №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.

Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 184 735 руб.

Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок уплачена не была.

ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензионное письмо №2244 от 21.05.2014г. о необходимости уплаты суммы ущерба ( л.д.41).

Однако денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоят маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. №395).

Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011г. №125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.

Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013г. №166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных,тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее ГКУ Служба весового контроля РБ), утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспортному дорожному хозяйству 27.11.2012г., ГКУ Служба весового контроля приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ PБ владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012г. «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».

Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.2.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от 27.04.2011г. №125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан осуществляется на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.

Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2014г. №76-р или указанными в специальном разрешении.

Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011г. №125.

При этом согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009г. №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства, возместить вред, причинённый автомобильным дорогам проездом транспортов средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.

Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ, размер вреда причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Республике Башкортостан размер вреда определен постановление Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010г. №59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения».

Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что весовое оборудование ВА-20П по своим эксплуатационным характеристикам, прямо не предназначены для взвешивания автоцистерны, перевозящей жидкий груз, суд находит несостоятельными, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на взвешивание жидких грузов, запрет на взвешивание жидких грузов также не установлен в паспорте на весовое оборудование ВА-20П, а также в самом руководстве его эксплуатации.

Ссылка ответчика на приказ Росавтодора №21 от 09.03.2011г. также несостоятельна, поскольку данный приказ распрстронятеся на автомобильные дороги федерального значения, а ГКУ Служба весового контроля РБ осуществляет свою деятельность на дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в размере 4 894 руб. 70 коп. за удовлетворенные требования имущественного характера.

Принимая во внимание, что исковые требования удовлетворены, в удовлетворении ходатайства ФИО1 о взыскании судебных расходов на представителя следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО1 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза удовлетворить

Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета Республики Башкортостан сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан в размере 184 735 руб.

Взыскать с ФИО1 в пользу местного бюджета в размере 4894 руб. 70 коп.

В удовлетворении ходатайства ФИО1 о взыскании судебных расходов на представителя в размере 30 000 руб. отказать

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Благовещенский районный суд.

Председательствующий: И.А.Хисматуллина Решение не вступило в законую силу