Дело № 2-1946/2021
УИД 75RS0023-01-2021-002168-87
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года г. Чита
Черновский районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Левиной А.И.,
при секретаре Вильской А.А.,
с участием истца ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
представителя третьего лица ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО7 к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности включить семью в программу,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО3, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО11., ФИО12., ФИО7 обратились в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.
Они, являясь молодой семьей, обратились к ответчику с заявлением о включении в программу «Обеспечение жильем молодых семей» и получении для этого социальной выплаты по Забайкальскому краю в 2021 году. Ответчик своим уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ сообщил, что они являются претендентами на приобретение жилья как молодая семья, а также необходимости предоставления документов. Они предоставили все необходимые документы, в связи с чем ответчик ДД.ММ.ГГГГ№ выдал справку о том, что на основании решения общественной комиссии по постановке на учет молодых семей от 05.05.2010 они поставлены на учет граждан, нуждающихся в жилье, а также являются участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Однако, несмотря на положительное решение, ответчик ранним числом 28.05.2021 в письме № отказал в принятии их семьи в программу по государственной поддержке молодых семей в обеспечении жильем и социальной выплате, ссылаясь на то, что размер общей площади занимаемого ими помещения, приобретенного в собственность, выше учетной нормы на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления, а именно 14 кв.м. Считают данный отказ незаконным, нарушающим их права. Ответчик отнесся к рассмотрению документов формально. Так ответчик взял площадь жилого помещения 84,4 кв.м из свидетельства о государственной регистрации права, не рассмотрев, что конкретно входит в занимаемую площадь. Согласно техническому паспорту размер занимаемой жилой площади составляет 14,5 кв.м от всей площади здания. Кроме жилой площади в состав помещения входят: гараж площадью 34 кв.м, котельная площадью 7,3 кв.м, 2 сеней площадью 10,2 кв.м, кухня площадью 18,1 кв.м. Фактически семья, состоящая из пяти человек, занимает жилую площадь 14,5 кв.м.
На основании изложенного, просят суд признать распоряжение администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» от 27 мая 2021 года №-р в части отказа семье ФИО8 во включении в целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг» и государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и отказом в социальной выплате по городскому округу «Город Чита» незаконным и отменить; обязать администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» включить семью ФИО8, проживающих по адресу: в программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с установлением социальной выплаты по городскому округу «Город Чита».
Определением суда от 29 июля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», администрация городского округа «Город Чита».
Определением суда от 19 августа 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен комитет по финансам администрации городского округа «Город Чита»
Истец ФИО7 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Истец ФИО3, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО14., ФИО15., в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Черновского района административного района городского округа «Город Чита» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Третьи лица комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», администрация городского округа «Город Чита» своих представителей в судебное заседание не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав пояснения истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», молодой семьей является семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Таким образом, законодатель, осуществляя правовое регулирование в сфере обеспечения граждан жилыми помещениями, ввел понятие учетной нормы площади жилого помещения в целях определения уровня обеспеченности граждан минимальным размером общей площадью жилого помещения для решения вопроса о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложив при этом на органы местного самоуправления обязанность самостоятельно определять размер учетной нормы с учетом критериев, установленных федеральным законодателем.
Содержание пункта 2 решения Думы городского округа "Город Чита" от 10.11.2005 № 185 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского округа "Город Чита", устанавливающей размер учетной нормы площади жилого помещения в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека, соответствует положениям частей 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности, согласуется с системой действующего правового регулирования.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
К жилым помещениям, в соответствии со ст. 16 ЖК РФ относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Положения части 5 статьи 15 ЖК РФ уточняют, что входит в общую площадь жилого помещения и предназначены для правильного применения данного понятия в вопросах жилищных правоотношений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы ФИО3 и ФИО7 состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ, имеют двоих несовершеннолетних детей дочь ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына ФИО17., ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-21).
Истцу ФИО3 на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: . Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.01.2014 общая площадь здания составляет 84,4 кв.м (л.д. 26).
Согласно справке от 22.06.2021 в жилом доме по адресу: зарегистрированы по месту жительства ФИО3, ФИО7, их дети ФИО5 П.М., ФИО5 А.М., а также мать ФИО5 В.Н. ФИО9 (л.д. 22).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГФИО5 М.А. и члены его семьи на основании решения общественной комиссии по постановке на учет молодых семей администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ поставлены на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Категория очереди (порядок предоставления жилья) участник основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Номер очереди в сводном списке 121 (л.д. 15).
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Черновского административного района городского округа «Город Чита» истцам разъяснено, что Распоряжением администрации Черновского административного района от ДД.ММ.ГГГГ№-р ФИО3 и членам его семьи отказано в признании соответствующими условиям целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату по городскому округу «Город Чита», поскольку у семьи ФИО8 отсутствует нуждаемость в жилых помещениях. Размер общей площади жилого помещения находящегося в собственности семьи ФИО8 составляет 84,4 кв.м., таким образом, на одного члена семьи приходится 16,88 кв.м., что выше учетной нормы установленной органом местного самоуправления (л.д. 16, 65-73).
В соответствии с п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила) под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площади помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Согласно п. 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участником мероприятия ведомственной целевой программы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.
При установленных судом обстоятельствах дела, с учетом изложенных положений закона, суд полагает ошибочными доводы стороны истца о необходимости определения уровня обеспеченности жильем их семьи исходя из жилой площади жилого дома – 14,5 кв.м, поскольку в соответствии с положениями части 5 статьи 15 ЖК РФ в общую площадь жилого помещения также подлежат включению площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении.
Так в соответствии с техническим паспортом здания по адресу: г. Чита, мкр. Черемушки, 175а, общая площадь здания составляет 84,4 кв.м, жилая – 14,5 кв.м. Здание состоит из следующих помещений: кухня площадью 18,1 кв.м, жилая комната - 14,5 кв.м, гараж – 34,3 кв.м, котельная – 7,3 кв.м, сени - 5,0 кв.м, сени – 5.2 кв.м (л.д.28-33).
С учетом положений ч. 5 ст. 15 ЖК РФ помещения кухни, котельной, сени относятся к помещениям вспомогательного использования предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в связи с чем входят в состав общей площади жилого помещения.
Довод истцов о том, что ответчик отнесся к рассмотрению представленных ими документов крайне формально, без тщательного их изучения, с учетом сведений о площади жилого помещения, отраженной в свидетельстве о государственной регистрации жилого дома основаны на ошибочном толковании законодательства.
Официальным источником информации о площади помещения в силу действующего законодательства является единый государственный реестр недвижимости.
Суд соглашается с доводом представителя комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» о том, что ни у органа местного самоуправления, ни у административной единицы городского округа не имеется полномочий по исключению общих сведений, отраженных в правоустанавливающих документах (выборочно учитывать или не учитывать отдельные характеристики жилого помещения).
Оценка же того, является ли спорная пристройка отапливаемой или холодной и к какой разновидности частей помещения вспомогательного использования она относится, является прерогативой судов общей юрисдикции.
С учетом изложенного, оснований для признания распоряжения администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ№-р в части отказа семье ФИО8 во включении в целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг» и государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и отказом в социальной выплате по городскому округу «Город Чита» незаконным, не имеется, поскольку ответчик действовал в рамках предоставленных ему полномочий, принял решения по представленным документам.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства, в частности из технического паспорта здания, судом установлено, что в общую площадь жилого помещения также входит гараж площадью 34,3 кв.м.
Суд полагает, что гараж нельзя отнести к помещениям, предназначенным для удовлетворения бытовых и иных нужд граждан, связанных с их проживанием в жилом помещении, предназначен для хранения и обслуживания автотранспорта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в расчет площади занимаемого семьей ФИО8 жилого помещения, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения для признания молодой семьи участником мероприятия ведомственной целевой программы, должна приниматься общая площадь жилого помещения за исключением площади гаража, что составляет 50,1 кв.м, из расчета 84,4 кв.м – 34,3 кв.м.
С учетом общей площади жилого помещения 50,1 кв.м, 5 человек зарегистрированных в данном жилом помещении, на одного члена семьи ФИО8 приходится 10,02 кв.м (50,1 кв.м / 5), что ниже учетной нормы, установленной органом местного самоуправления (14 кв.м).
При этом довод представителя комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» о том, что необходимо установить обстоятельства отсутствия намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий), в части регистрации в жилом доме семьи ФИО8 матери ФИО7 – ФИО9 судом также проверен.
Так, на состав семьи 4 человека – супруги П-вы и двое их несовершеннолетних детей, на одного члена семьи ФИО8 приходится 12,53 кв.м (50,1 кв.м / 4), что также ниже учетной нормы, установленной органом местного самоуправления (14 кв.м).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и в корреспондирующей ей ст. 1 СК РФ предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Как указано в Постановлении Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем.
Одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что семья ФИО8 соответствует требованиям, предъявляемым к молодым семьям, желающим получить социальную выплату для приобретения жилья, в связи с чем имеются основания для включения семьи ФИО8 в целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с установлением социальной выплаты по городскому округу «Город Чита.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Признать молодую семью ФИО8 - ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО7 соответствующей условиям целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Обязать администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» включить семью ФИО8 - ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО7 в целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с установлением социальной выплаты по городскому округу «Город Чита».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г. Читы.
Судья А.И. Левина
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2021 года.