Дело № 2-1947/2020
27RS0004-01-2020-001292-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2020 года г.Хабаровск
Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Карпенко А.В.,
при секретаре судебного заседания Прониной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о взыскании невыплаченной премии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о взыскании невыплаченной премии, компенсации морального вреда.
Свои требования мотивировала тем, что с 04.10.2019 назначена на должность начальника отдела бухгалтерского учета, кадровой работы и хозяйственного обеспечения на основании приказа № 83/лс от 04.10.2019, служебного контракта № 261 от 04.10.2019 на время отсутствия основного работника в соответствии с ч. 6 ст. 24 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» до проведения конкурса. С 20.11.2019 назначена на должность начальника отдела бухгалтерского учета, кадровой работы и хозяйственного обеспечения на основании приказа № 117/лс от 25.11.2019, служебного контракта № 267 от 20.11.2019, как прошедшая конкурсный отбор. Согласно приказу Федеральной службы по труду и занятости, протокола заседания Бюджетной комиссии Федеральной службы по труду и занятости, ежемесячно выделяются лимиты бюджетных обязательств на дополнительное финансирование расходов на оплату труда территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости. Согласно приказу Федеральной службы по труду и занятости № 36-рк от 28.01.2020 о премировании за выполнение особо важных и сложных заданий, достигнутые результаты работы по выполнению возложенных на государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации функций и задач, учитывая надзорно-контрольную, финансово- хозяйственную деятельность и исполнительную дисциплину в декабре 2019 года и протоколу №1 от 28.01.2020 заседания Бюджетной комиссии Федеральной службы по труду и занятости выделены дополнительные лимиты бюджетных обязательств государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации по целевой статье расходов 0730590012 "Расходы на выплаты по оплате труда работников территориальных органов" виду расходов 121 "Фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов" и виду расходов 129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов" в сумме 128 700 рублей. На основании приказа Федеральной службы по труду и занятости № 36-рк от 28.01.2020 о премировании за выполнение особо важных и сложных заданий, достигнутые результаты работы по выполнению возложенных на государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации функций и задач, учитывая надзорно-контрольную, финансово-хозяйственную деятельность и исполнительную дисциплину в декабре 2019 года и протокола № 1 от 28.01.2020 заседания Бюджетной комиссии Федеральной службы по труду и занятости был издан приказ врио руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае № 23/лс от 14.02.2020 о премировании работников Гострудинспекции за декабрь 2019 год за выполнение особо важных и сложных заданий, возложенных на Государственную инспекцию труда функций и задач, учитывая надзорно-контрольную, финансово-хозяйственную деятельность и исполнительную дисциплину в декабре 2019 года. Согласно Положению об оплате труда госслужащих Гострудинспекции от 16.10.2019 премия не выплачивается, если работник находился полный месяц на больничном, в отпуске, как ежегодном, так и по уходу за ребенком, и имеет дисциплинарные взыскания. Истец, отработав полный месяц (декабрь 2019 года), не имеет приказов о дисциплинарном взыскании, но премия выплачена не была. Указанная премия выплачивается ежемесячно и доводится дополнительными лимитами по целевой статье расходов именно на выплату оплаты труда работников. Расчетная сумма премии для категории начальников отделов устанавливается руководителем в сумме 25 000 рублей. Истец просит суд взыскать невыплаченную премию в сумме 25 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Государственная инспекция труда в Хабаровском крае ФИО2 исковые требования не признал, предоставил письменный отзыв, из которого следует, что премирование гражданских служащих Государственной инспекции труда в Хабаровском крае является правом представителя нанимателя, а не обязанностью, и производится по его решению при наличии определенных критериев. Приказом Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 16.10. 2019 № 54/од утверждено Положение о порядке оплаты и стимулирования труда федеральных государственных служащих Государственной инспекции труда в Хабаровском крае. Согласно п. 2.4.2. данного Положения премии выплачиваются гражданским служащим дифференцированно с учетом отработанного времени в премируемом периоде и личного вклада задач и функций, возложенных на Гострудинспекцию, а также выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и квалификационными требованиями. Размер премии, выплачиваемый конкретному гражданскому служащему, определяется в фиксированной сумме. Сумма премии конкретному гражданскому служащему максимальным размером не ограничивается. Таким образом, в соответствии с приведенными нормативными положениями премирование гражданских служащих Государственной инспекции труда в Хабаровском крае является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев. Именно наниматель наделен полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров в зависимости, в частности, от количества и качества, выполненных гражданским служащим особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае, состояния фонда оплаты труда и других факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размер в отношении каждого гражданского служащего (работника) персонально. Доводы истца о том, что его лишили премии/отказали в выплате премии являются ошибочными, поскольку согласно расчетным листкам за декабрь 2019 года ФИО1 была начислена и выплачена: премия за особо важные и сложные задания в размере 40 000 рублей, 31 000 рублей, 60 000 рублей, 50 000 рублей, 22 700 рублей, 67 500 рублей и 60 000 рублей. Согласно приказу № 3-лд от 27.02.2020 руководителем государственной инспекции труда в Хабаровском крае назначено проведение служебной проверки по фактам самовольного завышения сумм премии сотрудником ФИО1 По результатам служебной проверки от 26.02.2020 в действиях ФИО1 установлены виновные действия, в связи с чем, издан приказ № 16/лс от 28.02.2020 о временном отстранении ее от работы. По представлению прокуратуры Хабаровского края № 86-16-2020/117 от 17.03.2020 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и о государственной гражданской службы проведена служебное проверка. По результатам служебной проверки от 15.04.2020 в действиях ФИО1 усматриваются виновные действия. Последняя после временного отстранения от работы находилась на больничном, который неоднократно продлевала, и окончании расторгла служебный контракт, что не позволило работодателю привлечь ее к дисциплинарной ответственности.
Выслушав пояснение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 состояла в трудовых отношениях с Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае в должности начальника отдела бухгалтерского учета, кадровой работы и хозяйственного обеспечения в период с 04.10.2019 по 30.03.2020.
Указанное обстоятельство подтверждается приказом о приеме на работу №83/лс от 04.10.2019, приказом о приеме на работу №117/лс от 25.11.2019 и приказом об освобождении от замещаемой должности гражданской службы №37/лс от 30.03.2020.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" к дополнительным выплатам гражданских служащих относятся, в том числе, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Приказом Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 16.10.2019 №54/од утверждено Положение о порядке оплаты и стимулирования труда федеральных государственных служащих Государственной инспекции труда в Хабаровском крае.
Пунктом 1.1 данного Положения предусмотрено, что денежное содержание государственных гражданских служащих Государственной инспекции труда в Хабаровском крае состоит из месячного оклада государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной гражданской службы и месячного оклада федерального гражданского служащего в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы РФ, а также ежемесячных и иных дополнительных доплат.
К дополнительным выплатам относятся: надбавка к должностному окладу за выслугу лет; надбавка к должностному окладу за особые условия труда; ежемесячное денежное поощрение; премирование; материальная помощь; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно п. 2.4.1 Положения премии выплачиваются гражданским служащим дифференцированно с учетом отработанного времени в премируемом периоде и личного вклада задач и функций, возложенных на Гострудинспекцию, а также выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и квалификационными требованиями.
Размер премии, выплачиваемый конкретному гражданскому служащему, определяется в фиксированной сумме. Сумма премии конкретному гражданскому служащему максимальным размером не ограничивается.
Основными показателями премирования гражданских служащих Гострудинспекции являются: осуществление надлежащего государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; своевременное и качественное выполнение плана работы Гострудинспекции; результаты финансово-хозяйственной деятельности Гострудинспекции; обеспечение сохранности федеральной собственности; соблюдение требований охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности; своевременное, добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и квалификационными требованиями; соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка (п.2.4.2 Положения).
В соответствии с п. 2.4.4. Положения решение о выплате и размере премии в отношении сотрудников определяется приказом руководителя Гострудинспекции и согласовывается с главным бухгалтером Гострудинспекции.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Абзацем седьмым части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учёта мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учётом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.
По смыслу приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Таким образом, при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключённого между работником и работодателем.
В соответствии с приведенными нормативными положениями премирование гражданских служащих Государственной инспекции труда в Хабаровском крае является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев.
Именно наниматель наделен полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров в зависимости, в частности, от количества и качества, выполненных гражданским служащим особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае, состояния фонда оплаты труда и других факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размере в отношении каждого гражданского служащего (работника) персонально.
При этом в Положении о премировании отсутствует указание о том, что ежемесячная премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.
Кроме того, согласно представленному расчетному листку за декабрь 2019 года истцу была начислена и перечислена в банк для выплаты премия за особо сложные и важные задания в размере 40 000 рублей, 31 000 рублей, 60 000 рублей, 50 000 рублей, 22 700 рублей, 67 500 рублей и 60 000 рублей.
При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании премии являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Поскольку требования о компенсации морального вреда являются производными от вышеуказанных требований, то они также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о взыскании невыплаченной премии, компенсации морального вреда, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.
Председательствующий судья А.В. Карпенко
Мотивированное решение изготовлено 24.07.2020.