ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1947/20 от 16.03.2021 Калининского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-280/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 года город Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Полестеровой О.А..,

при секретаре Папоян Е.С.,

с участием представителя истца Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Здоровец А.Ю.,

представителя ответчика МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» Полухиной Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к Муниципальному унитарному предприятию Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» о прекращении сброса с накопления отходов сточных вод,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обратилось в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование иска указал, что в ходе проведения Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями 28 мая 2020 года установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, пгт Васильевский Мох обнаружен факт сброса неочищенных сточных вод на почву (координаты ). Сброшенные сточные воды имеют черный цвет и характерный запах хозяйственно-фекальных вод. В результате сброса сточных вод на почве образовалась площадка их размещения. Далее, сточные воды по обводной канаве на протяжении 30 м сбрасываются в реку Ведемья (координаты ). В ходе осмотра специалистами аккредитованной лаборатории отобраны пробы почв с загрязненного участка и фоновой пробы, а также сточной и природной воды.

Результаты лабораторных исследований и заключение испытательной аналитической лаборатории (ИАЛ) филиала «ЦЛАТИ по Тверской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» поступили в Министерство 09 июня 2020 (вх. № 8728).

П результатам токсикологического анализа методом биотестирования (протокол токсикологических испытаний № 67-Б/РО от 04.06.2020) установлено, избранная проба сточной воды обладает острой токсичностью для тест-объектов и относится к IV классу опасности для окружающей среды.

Результаты химического анализа почвы (объединенной), отобранной на координаты 57,013896 35,909229), загрязненном сточными водами, (проткол испытаний № 36-П/ЦО от 05.06.2020) показали превышение над фоновыми значениями (протокол испытаний № 35-П/ЦО от 05.06.2020) по следующим показателям: аммоний обменный - в 5,8 раза; фосфор (подвижные единения) - в 1,9 раза; сульфат-ион (в водной вытяжке) - в 3,2 раза; хлорид- н (в водной вытяжке) - в 1,2 раза; нитраты - в 1,9 раза; нефтепродукты - в 7,9 раз.

Превышение содержания данных веществ в почве над фоновыми показателями непосредственно связаны со сбросом на почву жидких отходов сточных вод), содержащих данные вещества и относящихся к IV классу опасности для окружающей среды.

Почва земельного участка с кадастровым номером пгт Васильевский Мох Калининского района Тверской области не является местом (площадкой) накопления отходов, оборудованным в соответствии с экологическими требованиями.

Согласно ответа администрации муниципального образования городского поселения Васильевский Мох Калининского района от 08 июля 2020 года сети водоотведения, расположенные на территории муниципального образования городского поселения - поселок Васильевский Мох, в том числе и расположенные на земельном участке с кадастровым номером на основании соглашения № 15 от 25 декабря 2017 года о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией поселения и администрацией района Администрацией МО городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области переданы Администрации МО Тверской области «Калининский район».

Из ответа администрации муниципального образования Тверской области Калининский район» от 09 июля 2020 года следует, что канализация в пгт Васильевский Мох (в составе: КНС, иловые площадки) передана в хозяйственное ведение МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» постановлением Администрации МО Тверской области «Калининский район» № 919 от 02 июля 2018 года «О приеме имущества в казну и передаче в хозяйственное ведение», акт приема передачи от 02 июля 2018 года.

Таким образом, в нарушение указанных выше требований законодательства МУП «Коммунальные системы Калининского района» при транспортировке сточных вод на иловые площадки в пгт. Васильевский Мох допущен сброс и накопление отходов сточных вод (отходы IV класса опасности для окружающей среды) на почву земельного участка с кадастровым номером пгт Васильевский Мох Калининского района Тверской области (координаты ).

За совершение указанного выше нарушения 13 октября 2020 года юридическое лицо - МУП «Коммунальные системы Калининского района» постановлением о назначении административного наказания № 268 привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.

С почвы земельного участка с кадастровым номером пгт Васильевский мох Калининского района Тверской области сточные воды по обводной канаве на протяжении 30 м попадают в реку Ведемья (координаты ).

Река Ведемья протекает по территории Калининского района. Устье находится в 11 км от устья Тверцы по левому берегу. Длина реки составляет 13 км, площадь водосборного бассейна - 65,1 км2, относится к водному объекту рыбохозяйственного значения. Код водного объекта .

По результатам лабораторных исследований (протоколы испытаний от 04.06.2020 №№ 486-487-В/ЦО) установлено, что концентрации загрязняющих веществ, в пробах, отобранных в сточной воде, поступающей в водный объект река Ведемья, имеют превышение нормативов ПДК, установленных для рыбохозяйственных водоемов, в том числе в пробе сточной воды, отобранной в месте впадения в отводную канаву по следующим показателям (протокол испытаний от 04.06.2020 486-В/ЦО): БПК5 - в 6,7 раза, аммоний-ион - в 15,2 раза, нитрит-ион - в 9,25 раза, фосфат-ион - в. 3.6 раз;

- в пробе сточной воды, отобранной в месте впадения в реку Ведемья по следующим показателям (протокол испытаний от 04.06.2020 487-В/ЦО): БПК5 - в 18,1 раза, аммоний-ион - в 13 раз, нитрит-ион - в 8 раз, фосфат-ион - в 12,8 раз.

Таким образом, лабораторными исследованиями установлено, что в водный объект - река Ведемья осуществляется сброс сточных вод, содержание загрязняющих веществ в которых превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

За совершение указанного выше нарушения 13 октября 2020 года юридическое лицо - МУП «Коммунальные системы Калининского района» постановлением о назначении административного наказания №267 привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Выявленные нарушения подтверждены: актом мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 28 мая 2020 года; актами отбора проб от 28 мая 2020 года, результатами лабораторных исследований по тех. заданию № 09-ц от 28.05.2020 вх. № 8728 от 09 июня 2020 года); ответом Администрации МО Тверской области Калининский район» от 09 июля 2020 с приложениями; ответами на определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 168, № 268-1, № 268-2 от 11 августа 2020 с приложенными документами; ответом на определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 268-3 от 14 сентября 2020 года с приложениями; пояснением Ковалевой Н.Г.; исчислением размера вреда, причиненного почве; постановлением о назначении административного наказания № 268 от 13 октября 2020 года, и другими материалами дела.

С целью устранения выявленного нарушения Министерством 06 августа 2020 года в адрес МУП «Коммунальные системы Калининского района» направлена претензия о добровольном устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

14 августа 2020 года (вх. № 14015) в адрес Министерства поступило письмо МУП «Коммунальные системы Калининского района», в котором ответчик выражает свое несогласие с требованиями, содержащимися в претензии.

Вместе с тем, довод МУП «Коммунальные системы Калининского района» о том, что на участке с кадастровым номером отсутствуют сети, принадлежащие им, не может быть принят во внимание в связи со следующим.

Часть канализационной сети, расположенной на участке с кадастровым номером является единой сетью водоотведения, проложенной от пгт Васильевский Мох на иловые площадки. В границах пгт Васильевский Мох водоотведение осуществляется только МУП «Коммунальные системы Калининского района», которое незаконно использует данную часть канализационной сети, поскольку она не передана ответчику. Неочищенные сточные воды, которые попадают на почву участка с кадастровым номером и в реку Ведемья - это сточные воды, собранные МУП Коммунальные системы Калининского района» в пгт Васильевский Мох с целью осуществления водоотведения поселка.

МУП «Коммунальные системы Калининского района» знает о том, что используемая ими канализационная сеть неисправна и бездействует, МУП «Коммунальные системы Калининского района» не принимаются меры, направленные на прекращение правонарушений.

Таким образом, МУП «Коммунальные системы Калининского района» не контролируется процесс транспортировки сточных вод на иловые площадки, а также не соблюдаются требования и нормы действующего законодательства.

Согласно определению об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 268-2 от 11 августа 2020 года Администрацией Васильевский Мох сообщено, что на территории городского населения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области водооотведение централизованное, организовано путем приема, транспортировки и очистки сточных вод на иловых площадках, предоставлены следующие документы:

- постановление администрации муниципального образования городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области №74 от 25 декабря 2017 года об утверждении схемы водоотведения, протяженностью 10,4 гм (включая централизованную систему водоотведения до полей фильтрации) уродского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области;

- схема водоотведения, протяженностью 10,4 км (включая централизованную систему водоотведения до полей фильтрации) городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области;

- соглашение № 15 о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией поселения и Администрацией района от 25 декабря 2017 года с актом приема передачи от 09 апреля 2018 года.

Согласно схеме водоотведения, протяженностью 10,4 км (включая централизованную систему водоотведения до полей фильтрации) городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области, утвержденной постановлением администрации муниципального образования городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области № 74 от 25 декабря 2017 года, на территории городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области водоотведение централизованное, организовано путем приема сточных вод от потребителей, их транспортировки по канализационным сетям и очистки сточных вод путем отведения их на иловые площадки (поля фильтрации). Из представленной схемы водоотведения следует, что в обнаруженном месте сброса -неочищенных сточных вод на почву (координаты ) в границах участка с кадастровым номером , проложена канализационная сеть от здания КНС к иловым площадкам (полям фильтрации).

Из объяснения главы администрации муниципального образования городского поселения Васильевский Мох Калининского района Тверской области Ковалевой Н.Г. от 29 сентября 2020 года следует, что обнаруженный 28 мая 2020 года сброс сточных вод происходит из вспомогательной канализационной сети, отводящей сточные воды от здания КНС к иловым площадкам. Сброс происходит из трубы, проложенной под дорогой. Каких-либо других сетей в месте сброса нет. В администрации Калининского района проведено совещание по вопросу устранения течи, на котором принято решение работы проводить МУП «Коммунальные системы Калининского района». Жители пгт Васильевский Мох ежемесячно вносят плату за водоотведение МУП «Коммунальные системы Калининского района».

Согласно определению об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 268-1 от 11 августа 2020 года Администрацией Калининского района сообщено, что в пгт Васильевский Мох централизованная система водоотведения представляет собой комплекс инженерных сооружений условно разделенных на три составляющих: сбор, транспортировку хозяйственно-бытовых стоков от населения и других потребителей и далее по самотечным напорным коллекторам транспортируются на иловые площадки. Система водоотведения и водоснабжения в пгт Васильевский Мох на праве хозяйственного ведения закреплена за МУП «Коммунальные системы Калининского района».

Из ответа на определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 268-3 от 14 сентября 2020 года МУП «Коммунальные системы Калининского района» следует, что среднесуточный объем сточных вод, поступающий в канализационные сети пгт Васильевский Мох составляет 230 тыс.м3/сут., собранные сточные воды проходят очистку на иловых площадках. На иловые площадки сточные воды поступают по бесхозной канализационной трубе.

Таким образом, канализационная сеть пгт Васильевский Мох образует единую сеть коммуникации с движением (транспортированием) сточных вод на иловые площадки.

Поступление сточных вод, собранных МУП «Коммунальные системы Калининского района» в пгт Васильевский Мох на иловые площадки без использования канализационной сети, расположенной на участке с кадастровым номером не возможно. Соответственно МУП «Коммунальные системы Калининского района» использует канализационную сеть, расположенную на участке с кадастровым номером с целью - транспортировки сточных вод на иловые площадки, за что получает оплату с абонентов.

Факт использования МУП «Коммунальные системы Калининского района» канализационной сети, расположенной на участке с кадастровым номером не опровергается юридическим лицом и подтверждается материалами дела.

Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства МУП «Коммунальные системы Калининского района» осуществляя водоотведение пгт Васильевский Мох Калининского района Тверской области, в процессе транспортировки сточных вод на иловые площадки допущен сброс и накопление отходов сточных вод (отходы IV класса опасности для окружающей среды) на почву.

На основании изложенного, истец просит возложить обязанность МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» в срок до 10 суток со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему иску выполнить следующие мероприятия: прекратить сброс и накопление отходов сточных вод (отходы IV класса опасности для окружающей среды)на почву земельного участка с кадастровым номером пгт Васильевский Мох Калининского района Тверской области (координаты ) при транспортировке сточных вод на иловые площадки в пгт Васильевский Мох.

Представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Здоровец А.Ю. полностью поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске. Представила дополнительные пояснения, в которых указала факт пользования МУП «Коммунальные системы Калининского района» канализационной сети, расположенной на земельном участке с кадастровым номером подтверждается следующими материалами дела.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от 02 июля 2018 года № 919 «О приеме имущества в казну и передаче в хозяйственное ведение», актом приема-передачи от 02 июля 2018 года - канализационные сети в пгт Васильевский Мох (в составе: КНС, иловые площадки) переданы в хозяйственное ведение МУП «Коммунальные системы Калининского района».

Согласно «Схеме водоотведения протяженностью 10,4 км (включая централизованную систему водоотведения до полей фильтрации) городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области», утвержденной постановлением Администрации МО городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области № 74 от 25 декабря 2017 года, на территории городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области водоотведение централизованное, организовано путем приема сточных вод от потребителей, их транспортировки по канализационным сетям и очистки сточных вод путем отведения их на иловые площадки (поля фильтрации).

Из представленной схемы водоотведения следует, что в обнаруженном месте сброса неочищенных сточных вод на почву (координаты ) в границах участка с кадастровым номером , проложена канализационная сеть от здания КНС к иловым площадкам (полям фильтрации).

Согласно объяснения Главы администрации муниципального образования городского поселения Васильевский Мох Калининского района Тверской области Ковалевой Н.Г. от 29 сентября 2020 года, обнаруженный 28 мая 2020 года сброс сточных вод происходит из вспомогательной канализационной сети, отводящей сточные воды от здания КНС к иловым площадкам. Сброс происходит из трубы, проложенной под дорогой. Каких-либо других сетей в месте сброса нет. В администрации Калининского района проведено совещание по вопросу устранения течи, где принято решение о проведении работ силами МУП «Коммунальные системы Калининского района». Жители пгт Васильевский Мох ежемесячно вносят плату за водоотведение МУП «Коммунальные системы Калининского района».

Из письма администрации Калининского района (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что централизованная система водоотведения пгт Васильевский Мох представляет собой комплекс инженерных сооружений, условно разделенных на три составляющих: сбор, транспортировку хозяйственно-бытовых стоков от населения и других потребителей и дальнейшую транспортировку по самотечным напорным коллекторам на иловые площадки. Система водоотведения и водоснабжения в пгт Васильевский Мох на праве хозяйственного ведения закреплена за МУП «Коммунальные системы Калининского района».

Из ответа на определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 268-3 от 14 сентября 2020 года, МУП «Коммунальные системы Калининского района» следует, что среднесуточный объем сточных вод, поступающий в канализационные сети пгт Васильевский Мох, составляет 230 тыс.м3/сут., собранные сточные воды проходят очистку на иловых площадках. На иловые площадки сточные воды поступают по бесхозяйной канализационной трубе.

Таким образом, канализационная сеть пгт Васильевский Мох образует единую сеть коммуникаций с движением (транспортированием) по ним сточных вод на иловые площадки.

Соответственно, МУП «Коммунальные системы Калининского района» использует канализационную сеть, расположенную на участке с кадастровым номером , с целью транспортировки сточных вод на иловые площадки, за что получает плату абонентов.

Факт использования МУП «Коммунальные системы Калининского района» канализационной сети, расположенной на участке с кадастровым номером не опровергается юридическим лицом и подтверждается материалами дела.

Таким образом, МУП «Коммунальные системы Калининского района» не контролируется процесс транспортировки сточных вод на иловые площадки, а также не соблюдает требования и нормы действующего законодательства.

Часть канализационной сети, расположенной на участке с кадастровым номером является единой сетью водоотведения, проложенной от пгт Васильевский Мох на иловые площадки. В границах пгт Васильевский Мох водоотведение осуществляется только МУП «Коммунальные системы Калининского района», которое незаконно использует данную часть канализационной сети, поскольку она не передана ответчику.

Неочищенные сточные воды, которые попадают на почву участка с кадастровым номером это сточные воды, собранные МУП «Коммунальные системы Калининского района» в пгт Васильевский Мох с целью осуществления водоотведения поселка.

Таким образом, МУП «Коммунальные системы Калининского района», осуществляя транспортировку сточных вод по бесхозяйной сети от пгт Васильевский Мох до иловых площадок, допустило попадание сточных вод на почву и в реку Ведемья.

МУП «Коммунальные системы Калининского района», достоверно зная о том, что используемая ими канализационная сеть технологически неисправна, продолжает незаконно эксплуатировать ее и допускает попадание жидких отходов сточных вод на почву и в реку Ведемья, то есть на лицо противоправное бездействие ответчика.

МУП «Коммунальные системы Калининского района» не принимаются меры по прекращению противоправных действий, хотя у ответчика есть возможность осуществлять перекачку сточных вод по другой трубе, транспортировку сточных вод транспортными средствами, а также проложить другую трубу и прочие.

Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства МУП «Коммунальные системы Калининского района», осуществляя водоотведение пгт Васильевский Мох Калининского района Тверской области, в процессе транспортировки сточных вод на иловые площадки допущен сброс и накопление отходов сточных вод (отходы IV класса опасности для окружающей среды) на почву, а также допущен сброс сточных вод в водный объект - река Ведемья (координаты ), содержание в которых загрязняющих веществ, превышает нормативы допустимого воздействия на водный объект.

По мнению Министерства, не имеет юридического значения факт принадлежности канализационной сети, расположенной на участке с кадастровым номером , поскольку виновным лицом является то, которое разместило жидкие отходы сточных вод на почве и сбросило их в водный объект; лицо, которое транспортировало эти отходы на иловые площадки.

Материалами дела доказано, что на почву земельного участка с кадастровым номером , а также в водный объект - река Ведемья (координаты ) поступают неочищенные канализационные сточные воды (отходы IV класса опасности для окружающей среды), собранные МУП «Коммунальные системы Калининского района» в пгт Васильевский Мох.

Таким образом, вопрос о наличии законных прав у МУП «Коммунальные системы Калининского района», транспортирующего жидкие отходы сточных вод, по мнению истца является способом затянуть судебный процесс.

Тем самым МУП «Коммунальные системы Калининского района» нарушаются требования части 2 ст. 51 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), согласно которому запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Кроме того, МУП «Коммунальные системы Калининского района» нарушаются требования ч. 6 ст. 56 ВК РФ, согласно которому сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Представитель ответчика МУА МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы калининского района» Полухина Ю.С. возражала против удовлетворения исковых требований, представила возражения, которые полностью поддержала в судебном заседании.

В возражениях ответчика указано, что МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» создано на основании постановления Администрации МО Тверской области «Калининский район» от 21 февраля 2020 года № 58 «О создании муниципального унитарного предприятия». Учредителем организации является МО Тверской области «Калининский район» и действует на основании Устава. От имени Учредителя его функции осуществляет Администрация МО Тверской облает «Калининский район».

Целями и видами деятельности МУП является, в том числе, деятельность по обеспечению работоспособности коммунальных объектов и коммунальных услуг получение прибыли.

Для достижения целей МУП осуществляет в установленном законодательством РФ порядке основные виды деятельности, в том числе, обслуживание муниципального имущества, предоставление коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в соответствии с заключенными договорами.

Согласно исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на земельном участке с кадастровым номером в пгт. Васильевский Мох Калининского района Тверской области (координаты ) МУП, осуществляя водоотведение, в процессе транспортировки сточных вод на иловые площадки допущен сброс и накопление отходов сточных вод на почву.

Вместе с тем, на участке с кадастровым номером сети, принадлежащие МУП, отсутствуют.

Обнаруженный 28 мая 2020 года сброс сточных вод осуществлялся из вспомогательной канализационной сети, вследствие прорыва трубы, проложенной под дорогой, которые в свою очередь МУП не передавались.

В соответствии с действующим законодательством МУП, как организация водопроводно-канализационного хозяйства, является лицом, ответственным за ремонт и устранение аварий на водопроводных и канализационных сетях, если поврежденные или подлежащие ремонту водопроводные и канализационные сети принадлежат ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находятся в границах его эксплуатационной ответственности.

В случае, если указанные сети не принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства (водоканалу) на праве собственности или ином законном основании и не находятся в границах его эксплуатационной ответственности, то бремя содержания указанных сетей (в том числе, ремонт и устранение аварий) в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ возлагается на их собственника или иного законного владельца.

Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Так, согласно пункту 5 статьи 8 Закона № 416 в случае выявления бесхозяйных водопроводных и канализационных сетей, эксплуатация таких объектов осуществляется организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Следовательно, в случае, если орган местного самоуправления не определил организацию, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных сетей, а также не передал по передаточному акту указанные сети организации водопроводно-канализационного хозяйства, то лицом, на которое возложена обязанность по содержанию (эксплуатации) названных сетей является орган местного самоуправления.

На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Следовательно, организация на своей территории водоснабжения входит в обязанность органов местного самоуправления.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны осуществлять водоснабжение и водоотведение населения, принимать меры к надлежащему обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, принимать меры по обращению бесхозяйных сетей в муниципальную собственность, которые, по сути, не подпадают под легальную дефиницию такого имущества, приведенную в пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

При таких обстоятельствах, обязанность по обслуживанию и ремонту бесхозных водопроводных и канализационных сетей возложена на органы местного самоуправления.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования законными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со ст.ст.42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

В силу требований ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

презумпции экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности;

допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

Согласно ч.1,2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242, фекальные отходы нецентрализованной канализации – отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления, код по классификатору 7 32 101 01 30 4.

Согласно п.4 ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения. В соответствии с ч.3,4 ст.14 указанного Закона вопросы местного значения по организации водоотведения на территории сельских поселений являются вопросами местного значения муниципального района.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Ч.1.1 ст.6 вышеуказанного Закона установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что соглашением №15 о передаче (принятии ) части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией поселения и администрацией района от 25 декабря 2017 года полномочий по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в МО «Калининский район» Тверской области» на основании Решения совета депутатов городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области от 18 октября 2017 года № 80, Решение Собрания депутатов МО Тверской области «Калининский район» от 26 октября 2017 года №197 «О принятии полномочий по организации тепло-, водоснабжения населения и водоотведения» заключили настоящее соглашение по которым полномочия по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению населения городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области переданы в МО «Калининский район» Тверской области с 25 декабря 2017 года по 31 декабря 2020 года с передачей финансовых средств на исполнение передаваемых полномочий. Согласно акта-приема передачи, передаваемых объектов инфраструктуры переданы в том числе, сети канализации протяженностью 10,4 кв.м.

В соответствии с Постановлением Администрации МО Тверской области «Калининский район» от 02 июля 2018 года №919, объекты водоотведения, расположенные на территории пгт Васильевский Мох: канализационные сети 4,217 км, канализационная насосная станция в количестве 1 ед. иловые площадки, переданы на праве хозяйственного ведения в МУП «Коммунальные системы Калининского района».

Сети канализации, расположенные на территории пгт Васильевский Мох, находятся в хозяйственном ведении МУП с ДД.ММ.ГГГГ.

Также согласно выписки из ЕГРН от 10 декабря 2019 канализация с кадастровым номером , находящееся по адресу: Тверская область, Калининский район, пгт Васильевский Мох принадлежит на праве собственности МО Тверской области «Калининский район».

Материалами дела установлено, что 28 мая 2020 года Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями по результатам которых составлен акт от28 мая 2020 года.

По результатам проведения мероприятия Министерством природных ресурсов и экологии по Тверской области би отобраны пробы сточных вод для химического анализа с целью определения в их составе загрязняющих веществ, а также для токсилогического анализа методом биотестирования с целью установления класса опасности для окружающей среды, проб природных вод для химического анализа с целью определения в их составе загрязняющих веществ, проб почв для дальнейшего химического анализа с целью определения в их составе загрязняющих веществ, а также для токсилогического анализа методом биотестирования с целью установления класса опасности окружающей среды.

Согласно заключению по проведенным исследованиям в рамках Государственного контракта №18 от 07 апреля 2020 года по заданию №9ц от 28 мая 2020 года составленного ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» Филиала ЦЛАТИ по Тверской области, концентрация загрязняющих веществ, в пробах, отобранных в сточной воде, поступающей в водный объект река Ведемья, имеют превышение нормативов ПДК, установленных для рыбохозяйственных водоемов, в том числе в пробе сточной воды, отобранной в месте впадения в отводную канаву по следующим показателям (протокол испытаний от 04.06.2020 486-В/ЦО): БПК5 - в 6,7 раза, аммоний-ион - в 15,2 раза, нитрит-ион - в 9,25 раза, фосфат-ион - в. 3.6 раз;

- в пробе сточной воды, отобранной в месте впадения в реку Ведемья по следующим показателям (протокол испытаний от 04.06.2020 487-В/ЦО): БПК5 - в 18,1 раза, аммоний-ион - в 13 раз, нитрит-ион - в 8 раз, фосфат-ион - в 12,8 раз.

Таким образом, лабораторными исследованиями установлено, что в водный объект - река Ведемья осуществляется сброс сточных вод, содержание загрязняющих веществ в которых превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно объяснений данных Главой администрации МО пгт Васильевский Мох Калининского района Тверской области Ковалевой Н.Г. обнаруженный сброс сточных вод происходит из вспомогательной канализационной сети, отводящей сточные воды на иловые карты от КНС. В настоящее время решается вопрос для выполнения работ на устранение прорыва МУП «Калининского района» «Коммунальные системы Калининского района». В Администрации Калининского района проведено совещание по вопросу устранения течи, на котором принято решение работы будет проводить МУП. Жители пгт Васильевский Мох ежемесячно вносят плату за водоотведение МУП Калининского района «Коммунальные системы Калининского района».

06 августа 2020 года Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области направлена Претензия о добровольном устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» в котором предписано в течение 30 суток со дня получения указанной претензии в добровольном порядке прекратить сброс сточных вод (отходы IV класса опасности для окружающей среды) на почву земельного участка с кадастровым номером пгт Васильевский Мох Калининского района Тверской области (координаты ) и в реку Ведемья.

В ответ на указанную претензию МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» 11 августа 2020 года сообщило, что земельный участок с кадастровым номером в собственности МУП не находится, канализационные сети, обслуживаемые и эксплуатируемые предприятием на данном земельном участке также отсутствуют.

Статусом гарантирующей организации на территории пгт Васильевский Мох Калининского района Тверской области МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» не наделен.

МУП не имеет законных оснований вмешиваться в работу имущества принадлежащего иным лицам, в противном случае таковые действия повлекут за собой соответствующую ответственность.

На основании вышеизложенного, в целях выяснения обстоятельств (принадлежность сетей из которых приходит сброс сточных вод) и предоставления необходимой информации по факту сброса сточных вод в пгт. Васильевский Мох Калининского района Тверской области и принятых мерах в связи с возникновением данной ситуации, необходимо обратится в орган местного самоуправления.

Таким образом, МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» не находит оснований в удовлетворении претензии.

Постановлением №267 о назначении административного наказания от 13 октября 2020 года вынесенного Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» признано виновным в совершении административного нарушения, ответственность за которые предусмотрено ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Постановлением №268 о назначении административного наказания от 13 октября 2020 года вынесенного Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» признано 0виновным в совершении административного нарушения, ответственность за которые предусмотрено ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Решением Заволжского районного суда г. Твери от 19 февраля 2021 года постановление № 268 оставлено без изменения.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

При таких обстоятельствах невыполнение требований закона ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, в частности нарушается право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.ст.41,42 Конституции РФ, а также право населения на санитарно-эпидемиологическое благополучие, то есть такое состояние среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» своей хозяйственной деятельностью производит сброс сточных вод на почву земельного учакстка с кадастровым номером пгт Васильевский Мох Калининского района Тверской области при транспортировке сточных вод на иловые площадки в пгт Васильевский Мох с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, причиняя тем самым вред окружающей среде, а, следовательно, и благополучию населения, что недопустимо.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

С учетом установленных обстоятельств, а также норм действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлтерении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии по Тверской области.

Ссылка ответчика на то, что не вся канализационная сеть предана в управление МУП не может быть принята во внимание, поскольку как установлено в судебном заседание, сбор и сброс сточных вод в пгт Васильевский Мох относится к полномочиям ответчика, что представителем ответчика в судебном заседании не отрицалось. Сброс сточных вод происходит по канализационной сети переданной в хозяйственное ведение МУП, при этом то обстоятельства, что часть канализационной сети в хозяйственное ведение не переданы, не может служить основанием к отказу в удовлтерении исковых требований, поскольку собираемые и сбрасываемые ответчиком сточные воды проходят, в том числе и через участок канализационной сети, которая им не принадлежит на праве хозяйственного управления.

Таким образом, оснований к отказу в удовлетворении исковых требований истца у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к Муниципальному унитарному предприятию Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» удовлетворить.

Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» в срок до 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу по настоящему иску выполнить мероприятия по прекращению сброса и накоплению отходов сточных вод (отходы IV класса опасности ля окружающей среды) на почву земельного участка с кадастровым номером пгт. Васильевский Мох Калининского района Тверской области(координаты ) при транспортировке сточных вод на иловые площадки в пгт. Васильевский Мох.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» государственную пошлину в доход муниципального образования Тверской области «Калининский район» в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца с момента изготовления его судом в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.

Председательствующий О.А. Полестерова

Мотивированное решение составлено 23 марта 2021 года.

Дело № 2-280/2021