Дело № 2 – 1947/2019 76RS0022-01-2019-002031-09 мотивированное решение изготовлено 18.10.2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
«11» октября 2019 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.
при секретаре Рыцаревой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля к мэрии г. Ярославля, МДОУ "Детский сад № 95", Департаменту образования мэрии г. Ярославля об обязании обеспечить финансирование, принять меры по обеспечению антитеррористической защищенности,
у с т а н о в и л:
Прокуратурой Заволжского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности МДОУ "Детский сад № 95", в ходе которой выявлено, что требования закона в сфере антитеррористической защищенности соблюдены в МДОУ "Детский сад № 95" не в полной мере: территория учреждения не охраняется надлежащей охраной организацией, отвечающей требованиям законодательства, не оборудована охранной сигнализацией, система видеонаблюдения не обеспечивает контроль за безопасностью внутри здания, на ограждении отсутствуют кодовые замки.
Истец просит обязать мэрию г Ярославля в срок до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование с целью обеспечения МДОУ "Детский сад № 95" охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования учреждения охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, установить на ограждение объекта (территории) кодовые замки.
обязать МДОУ «Детский сад № 95» в срок до 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности учреждения путем охраной объектов (территорий) МДОУ «Детский сад № 95» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования учреждения охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, установить на ограждение объекта (территории) кодовые замки.
В судебном заседании помощник прокурора Заволжского района г.Ярославля Яковлева Н.Е. требования в части оснащения учреждения системой видеонаблюдения не поддержала, в остальной части иск просила удовлетворить в полном объеме, дала пояснения, согласно заявленному.
Представитель ответчика заведующая МДОУ «Детский сад № 95» ФИО1 против удовлетворения иска возражала, указала, что охрана учреждения, его оборудование охранной сигнализацией, кодовыми замками должны осуществляться, но финансирования на эти цели нет, а за счет доходов учреждения исполнить данные требования невозможно. В настоящее время в соответствии с паспортом безопасности МДОУ «Детский сад № 95» отнесен ко 2 категории опасности объектов (территорий), но в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 категоризация объекта может быть изменена. Для обследования и категоризации объекта должна быть создана комиссия, которая в ходе своей работы должна определить перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения. Срок выполнения данных работ составляет 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, т.е. до 31.12.2021, требование прокурора провести данные работы в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу не основаны на законе.
Представитель ответчиков мэрии г. Ярославля, департамента образования мэрии г. Ярославля: ФИО2 против удовлетворения иска возражала, указала, что в связи с принятием нового постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 будет производиться паспортизация помещений, в связи с чем может измениться категория опасности объекта. Также в этом паспорте будут определяться сроки выполнения требований законодательства с учетом объема работ и их финансированием в течение 2 финансовых лет. Для обследования и категоризации объекта должна быть создана комиссия, которая в ходе своей работы должна определить перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения. На основании данного постановления департаментом образования мэрии г. Ярославля издан приказ от 13.09.2019 № 01-05/778 «Об организации проведения обследования, категорирования и паспортизации объектов (территорий) учреждений муниципальной системы образования и подведомственных учреждений», которым установлены сроки работы комиссии, срок согласования паспортов безопасности объектов (территорий) учреждений муниципальной системы образования – 25.02.2020. Прокуратура Заволжского района г. Ярославля не может подменять собой деятельность комиссии по определению перечня мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждений образования и устанавливать сроки для выполнения тех или иных мероприятий.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные образовательные организации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются - обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Из подпункта «д» п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Статья 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «Об образовании в РФ») предусматривает, что к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно Уставу МДОУ «Детский сад № 95» /л.д.6-29/, учреждение осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Для осуществления образовательной деятельности МДОУ «Детский сад № 95» департаментом образования Ярославской области 20.10.2015 выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 76Л02 № 0000570) /л.д.30/.
Пунктом 18 постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 (далее - Постановление № 1235) определено, что с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются 1, 2 и 3 категории опасности объектов (территорий). В соответствии с данной нормой, объекты (территории) второй категории опасности - это:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3 террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей.
В соответствии с п. 23 постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, в отношении объектов второй категории опасности осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
Согласно п. 22 указанного Постановления № 1235 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются мероприятия по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием.
Согласно пояснениям сторон МДОУ «Детский сад № 95» по данному постановлению, действовавшему на момент проведения прокурорской проверки, отнесен ко 2 категории опасности объектов.
Установлено, что требования закона в сфере антитеррористической защищенности соблюдены в МДОУ «Детский сад № 95» не в полной мере: территория учреждения не обеспечена надлежащей охраной организацией, отвечающей требованиям законодательства, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, учреждение не оборудовано охранной сигнализацией, на ограждении учреждения отсутствуют кодовые замки.
Вступление в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1008 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) не исключает обязанность органов местного самоуправления по исполнению соблюдения требований в сфере антитеррористической защищенности, в том числе надлежащей охране объекта (территории), оснащения учреждения охранной сигнализацией, установкой на ограждение кодовых замков. Напротив, обязанность обеспечить охрану образовательного учреждения существовала как до вступления в силу указанного постановления, так и после вступления его в силу. Категория опасности объекта, установленная постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 сохраняется, до проведения мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006. и изменения категоризации объекта.
Довод ответчиков о том, что только после присвоения объекту категории опасности следует решать вопрос о тех или иных мерах антитеррористической защищенности судом отклоняется как несостоятельный, поскольку при подобном толковании законодательства в течение срока проведения необходимых мероприятий – 2 финансовых года (п.п. «е» п.11 Постановления) охрана дошкольных учреждений надлежащими охранными организациями, их оснащение системами сигнализации и оповещения осуществляться не будут, что противоречит Закону «О противодействии терроризму» и Закону «Об образовании».
В силу требований п. 31 приложения к Требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272, а также Паспорта безопасности объекта ответчика, оборудование объекта (территории) устройствами тревожной сигнализации (механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями), относится к техническим средствам охраны объектов (территорий).
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты, Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. N 1010н, работники по обеспечению охраны образовательных учреждений не относятся к сотрудникам частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Следовательно, наличие у МДОУ «Детский сад № 95» договора на охрану объекта посредством механической тревожной кнопки, а также обеспечение контрольно-пропускного режима на объекте (территории) работниками по обеспечению охраны образовательных учреждений (сторожами), не освобождает ответчика от обеспечения охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в соответствии с положениями Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235 и действующих на момент проведения проверки.
Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обращается в интересах неопределенного круга, так как неисполнение должным образом требований закона снижает антитеррористическую безопасность образовательного учреждения и влечет за собой нарушение прав обучающихся, работников образовательного учреждения и других граждан на безопасность и охрану жизни и здоровья, что является недопустимым.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Иск заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля к мэрии г. Ярославля, МДОУ "Детский сад № 95", Департаменту образования мэрии г. Ярославля удовлетворить.
Обязать Департамент образования мэрии г Ярославля в срок до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по охране объектов (территорий) МДОУ «Детский сад № 95» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, по оборудованию учреждения системой охранной сигнализации, по установлению на ограждение МДОУ «Детский сад № 95» кодовых замков.
Возложить на МДОУ «Детский сад № 95» обязанность в срок 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности в МДОУ «Детский сад № 95» путем обеспечения охраной объектов (территорий) учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования системой охранной сигнализации, установления на ограждение МДОУ «Детский сад № 95» кодовых замков.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Т.В.Пивоварова