Дело № 2-1948/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Юраго К.И.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 марта 2019 года гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений о взыскании доплаты за совмещение должности, взыскании компенсации морального вреда
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений о взыскании доплаты за совмещение должности <данные изъяты> за период с 01.06.2017 по 31.12.2018 в размере 418000 руб., взыскании компенсации морального вреда в размере 300000 руб.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика с иском не согласилась, указывая, что в период службы ФИО1 обязанности отсутствующих гражданских служащих на него не возлагались, соответствующие приказы не издавались, соглашения о совмещении должностей не заключались. Выполнение ФИО1 работ, связанных с <данные изъяты>, не является совмещением, поскольку выполнение такой работы предусмотрено его должностными обязанностями.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно приказу № №... от ** ** ** (л.д. 43) ** ** ** ФИО1 принят на государственную гражданскую службу в Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений в отдел учета и разграничения государственной собственности по должности <данные изъяты>, временно. ** ** ** с ним заключен служебный контракт № №..., в соответствии с которым, ФИО1 обязался исполнять обязанности по должности <данные изъяты> в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Республики Коми, а представитель нанимателя обязался обеспечить гражданскому служащему замещение должности государственной гражданской службы Республики Коми в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать денежное содержание и предоставлять ему гарантии в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и служебным контрактом (л.д. 49).
Приказом № №... от ** ** ** истец переведен на постоянную работу (л.д. 44), ** ** ** с истцом заключено дополнительное соглашение к служебному контракту № №... от ** ** ** (л.д. 53).
Согласно приказу Министерства от 23.03.2017 № 91к в целях повышения эффективности деятельности Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений по выполнению государственных задач и функций, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми № 496 от 08.12.2015 «О Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений» с 01.06.2017 в структуре Министерства упразднены отдел по работе с государственным имуществом и отдел аренды государственного имущества, создан отдел по управлению государственным имуществом, в который без изменения должностных обязанностей перемещены должности главного специалиста-эксперта и ведущего специалиста-эксперта отдела учета и разграничения государственной собственности, главного специалиста-эксперта и старшего специалиста отдела по работе с государственным имуществом, главного специалиста-эксперта отдела аренды государственного имущества; сокращены должности начальника отдела по работе с государственным имуществом, начальника отдела аренды государственного имущества ведущего специалиста-эксперта отдела аренды государственного имущества; включены новые должности начальника отдела по управлению государственным имуществом, главного специалиста-эксперта отдела по работе с государственными предприятиями, главного специалиста-эксперта отдела по управлению государственным имуществом, ведущего специалиста-эксперта по управлению государственным имуществом. Отдел приватизации и размещения государственного заказа переименован в отдел приватизации и закупок, отдел учета и разграничения государственной собственности переименован в отдел учета государственной собственности, отдел жилищного фонда и имущества казны переименован в отдел жилищного фонда. С учетом внесенных изменений с 01.06.2017 утверждена новая структура и штатное расписание Министерства (л.д. 91-92).
Уведомлением № №... в соответствии с ч. 4 ст. 28 и ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 27 марта 2017 года ФИО1 предупредили о перемещении с 01.06.2017 должности <данные изъяты> без изменения должностных обязанностей в отдел <данные изъяты>. Истец в письменном виде ознакомился, возражений не высказал (л.д. 45).
Приказом № №... от ** ** ** в связи с изменением структуры и штатного расписания Министерства произведено перемещение должности <данные изъяты> в новое структурное подразделение с 01.06.2017 без изменения должностных обязанностей, с данным приказом истец ознакомлен ** ** ** (л.д. 46); соответствующие изменения внесены в служебный контракт дополнительным соглашением от ** ** ** (л.д. 56).
18.08.2017 утвержден должностной регламент <данные изъяты>, пунктом 3.2 которого на гражданского служащего, замещающего данную должность, в числе прочих возложены должностные обязанности по подготовке <данные изъяты>. С должностным регламентом истец ознакомлен ** ** ** (л.д. 62-68), возражений относительно его исполнения не высказал, продолжил исполнять служебные обязанности в соответствии с данным регламентом.
Приказом № №... от ** ** ** прекращено действие служебного контракта от ** ** **, ФИО1 уволен со службы с ** ** ** на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - сокращение должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Закона служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органаСогласно ст. 47 Закона профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются квалификационные требования для замещения должности гражданской службы; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (ст. 56 Закона).
Согласно ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Таким образом, трудовым законодательством предусмотрено, что с целью соблюдения процедуры совмещения должностей работник должен представить работодателю свое письменное согласие на совмещение, после чего стороны заключают соглашение, установив в нем размер соответствующей доплаты.
Отсутствие такого соглашения, и как следствие соответствующей доплаты, лишает представителя нанимателя права требования от служащего выполнения такой работы, поскольку фактически соглашение между сторонами о выполнении дополнительной работы не было достигнуто. Служащий, не согласовавший с представителем нанимателя условия и размер доплаты за совмещение, имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы.
Так, согласно ст. 60 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет требовать требования от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. В соответствии со ст. 379 Трудового кодекса Российской Федерации в целях защиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором.
В ходе рассмотрения спора установлено, что между Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений и ФИО1 соглашений о совмещении последним каких-либо должностей не заключалось, размер доплаты не устанавливался.
Подписав 18 августа 2017 года должностной регламент и, не высказав никаких возражений относительно его исполнения, ФИО1 фактически согласился с возложенными на него обязанностями, и выполнял их вплоть до прекращения действия служебного контракта, в том числе обязанность по <данные изъяты>
Совмещение - это дополнительная и не предусмотренная служебным контрактом, должностным регламентом, работа по другой профессии (должности).
Доказательств тому, что им осуществлялась работа по совмещению по должности <данные изъяты> не представлено, кроме того, в штатных расписаниях Министерства в период с 01.06.2017 по 31.12.2018 такая должность отсутствует.
Выполнение истцом обязанностей по <данные изъяты> не являлось работой, не предусмотренной контрактом, поскольку это прямо предусмотрено его должностным регламентом, который является неотъемлемой частью контракта, при этом правомерность изменения служебных обязанностей истцом не оспаривалась. Выполнение основных трудовых обязанностей не может быть признано дополнительной работой, соответственно оснований для взыскания доплаты за совмещение должности <данные изъяты> не имеется.
Согласно ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Учитывая, что о предполагаемом нарушении своих прав истец должен был знать каждый месяц при получении заработной платы в соответствии со ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, а в прокуратуру, трудовую инспекцию обратился 22.11.2018, с иском о взыскании доплаты за период 01.06.2017 по 31.12.2018 истец обратился в суд лишь 25.01.2019, соответственно, с июня 2017 года по октябрь 2017 года истец пропустил установленный ст. 392 ТК РФ срок на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
Поскольку судом не установлено нарушений ответчиком трудовых прав истца, требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от требований о взыскании доплат за совмещение, оснований для взыскания компенсации морального вреда также не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении требований ФИО1 к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений о взыскании доплаты за совмещение должности, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А.Попова
...