ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1948/2014 от 17.04.2014 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

 Дело №

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 17 апреля 2014 года                                    город Омск

 Центральный районный суд города Омск в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания    Мехряковой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозова А.В. к Администрации г. Омска, департаменту финансов и контроля Администрации г. Омска об обязании предоставить документы, компенсации морального вреда,

 у с т а н о в и л :

 Истец Морозов А.В. обратился в суд с иском к ответчику Администрации г. Омска об истребовании документов в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 89-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также о компенсации морального вреда. В обоснование иска он указал, что неоднократно обращался в Администрацию г. Омска (адресуя обращения Мэру г. Омска Двораковскому В.В.), но в ответ получал отписки со ссылками на сайты. На все письменные обращения должны быть письменные ответы. В ст. 15 Федерального закона № 59-ФЗ прямо указано, что все руководители несут ответственность за нарушение данного закона. По этому поводу была проведена прокурорская проверка, было выявлено много нарушений. Просит суд обязать Администрацию г. Омска предоставить ему документы, а именно: штатное расписание всех сотрудников Администрации г. Омска, включая всех заместителей, помощников, секретарей, замов и прочих сотрудников, вплоть до техничек; документы и законы о порядке и правилах приема граждан Мэром г. Омска с указанием количества граждан на личный прием по записи; копии отчетов ЗАО «Сибирский коммунальник» за 2011 год о расходовании средств, выделенных из бюджетов в размере 19 миллионов рублей; предоставить документы о принадлежности и ответственных за теплотрассу и водопровод горячего водоснабжения на территории управления ЗАО «Сибирский коммунальник» от выхода котельной, принадлежащей ФГУП «ГКНЦ им. Хруничева» ПО «Полет» по адресам: <адрес> а также принадлежности ЦТП по указанным улицам; документы, подтверждающие инициативу руководства города о проведении рабочего совещания (конференции) по вопросу газификации Ленинского района ДД.ММ.ГГГГ; списки приглашенных на это совещание; полномочия лица, утверждающего указанные списки приглашенных на семинар; чья инициатива проведения семинара; предоставить письменное распоряжение о проведении семинара. Указывает на то, что осталась без ответа его запись трёх человек на приём к Мэру г. Омска не смотря на то, что его заявление было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, просит суд взыскать с Администрации г. Омска в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей 00 копеек и судебные расходы.

 В судебном заседании истец Морозов А.А. исковые требования поддержал. Уточнил, что его требования основаны на нормах Федерального закона от 02.05.2006 № 89-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Считает, что ему должны были на его письменные обращения о предоставлении документов направить требуемые им документы, но не отписки в виде ответов со ссылкой на сайты. Уточнил, что при рассмотрении дела в суде, ответчик предоставил ему документы, касающиеся правил приема граждан Мэром г. Омска, о предоставлении которых он указывал во втором пункте, поэтому на рассмотрении данного пункта он не настаивает. Все остальные документы по списку ему не предоставлены. Штатное расписание всех сотрудников Администрации, включая заместителей, помощников, секретарей, прочих сотрудников, включая техничек, ему не предоставлено. Копии отчетов ЗАО «Сибирский коммунальник» за 2011 год о расходе средств, выделенных из федерального, городского и других бюджетов в размере более 19 млн. рублей ему также не предоставлены. Указанных документов в ЗАО «Сибирский коммунальник» нет. Документы о принадлежности и ответственности за теплотрассу и водопровод горячего водоснабжения на территории управляющей компании ЗАО «Сибирский коммунальник», проложенным по <адрес>, а также принадлежность ЦТП, расположенных на указанных улицах, Администрацией г. Омска ему не предоставлены. Документов, подтверждающих инициативу руководства города о проведении рабочего совещания (конференции) по вопросу газификации Ленинского района Порт Артур за ДД.ММ.ГГГГ не предоставлено. Списки приглашенных лиц на совещание, проводимое главным архитектором г. Омска Тилем А.Г. ДД.ММ.ГГГГ; документы, подтверждающие полномочия лица, утверждающего указанные списки приглашенных на совещание; письменное распоряжение о проведении совещания ДД.ММ.ГГГГ ему также не предоставлены. Осталось без ответа и его заявление о записи на прием к Мэру г. Омска, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ. Не отрицал, что он получил письменные ответы на свои обращения, но суть ответов его не устраивает, ему необходимы документы. Его заявление о записи на прием к Мэру г. Омска было удовлетворено, но встречу перенесли, ДД.ММ.ГГГГ он пришел на повторный прием, но его не впустили на прием к Мэру с видеокамерой. Требование о компенсации морального вреда заявлено в связи с тем, что он около двух месяцев ожидал приглашения на прием к Мэру г. Омска, его унизили как человека и нарушили его права как гражданина. Просил удовлетворить его исковые требования полностью.

 В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Омска Бруева Е.А., действующая на основании доверенности (л.д. 27), исковые требования не признала в полном объеме. Указала, что Федеральным Законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» утвержден определенный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Имеется постановление Администрации г. Омска № 121п, в соответствии с которым Администрация г. Омска осуществляет свою деятельность, связанную с обращениями граждан, личными и выездными приемами. За ДД.ММ.ГГГГ годы в адрес Администрации г. Омска истцом было направлено 6 обращений. На каждое из обращения были даны ответы и пояснения либо Администрацией г. Омска либо ее структурными подразделениями. Направленные ответы являются полными, содержащими все необходимое. Относительно исковых требований в части того, что Морозову А.В. не было направлено штатное расписание сотрудников администрации г. Омска пояснила, что в ответе на обращение было указано, что муниципальные правовые акты являются общедоступными и опубликовываются и размещаются на официальном сайте Администрации г. Омска и данная информация имеется в нормативно-правовых системах Консультант плюс и Гарант. Истец вправе самостоятельно ознакомится с данной информацией. Личный прием Мэром г. Омска осуществляется на основе записи граждан на прием и в соответствии с графиком работы. Решение о записи гражданина принимается по согласованию с советником руководителя. Утвержден график личного приема, личный прием осуществляется по предварительной записи в третий четверг каждого месяца. Истец обращался в Администрацию г. Омска с заявлением о записи его на личный прием к Мэру г. Омска, такое обращение было рассмотрено, поставлены вопросы газификации Ленинского административного округа г. Омска. Встреча была назначена на ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов. В тот день личный прием не состоялся, но список граждан, записавшихся на прием, имеется и истец был извещен о приеме на ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому в данной части требования также незаконны и необоснованны. В ответах в адрес истца содержится информация по поводу ЗАО «Сибирский коммунальник» по денежным средствам и их выделению. Заявитель говорит о том, что эти ответы были им получены. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

 Представитель департамента финансов и контроля Администрации г. Омска в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 60).

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, обозрев видезапись, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

 Ст. 33 Конституции РФ провозглашает, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

 Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ). Данным законом устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом, установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1 Федерального закона № 59-ФЗ).

 В соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 ст. 9); указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п.4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5); ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 4 статьи 10).

 Исходя из положений п. 3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 настоящего Федерального закона.

 По смыслу приведенных нормативных положений, обращение гражданина с целью получения информации от государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц подлежит обязательному рассмотрению, а ответ на него направляется по адресу, указанному в обращении.

 В развитие Федерального закона № 59-ФЗ и в целях установления единого порядка организации работы с обращениями граждан в Администрации города Омска, структурных подразделениях Администрации города Омска постановлением Администрации г. Омска от 07.02.2013 № 121-п утвержден Порядок организации работы с обращениями граждан в Администрации города Омска (далее – Порядок).

 Согласно п.2 Порядка в Администрации города Омска, структурных подразделениях обращения граждан (далее - обращения) рассматривают руководители Администрации города Омска (Мэр города Омска, первый заместитель и заместители Мэра города Омска), руководители структурных подразделений Администрации города Омска (далее - руководитель).

 Согласно п. 3 Порядка организации работы с обращениями граждан в Администрации города Омска рассмотрению подлежат обращения, поступившие в Администрацию города Омска в письменной форме или в форме электронного документа, а также устные обращения, в том числе:

 - доставленные гражданами лично в управление по работе с обращениями граждан Администрации города Омска, структурные подразделения;

 - поступившие по почте;

 - направленные по информационным системам общего пользования;

 - принятые руководителями на встречах с населением, во время проведения личного приема граждан руководителями;

 - принятые во время проведения телевизионных передач и радиопередач с участием руководителей;

 - поступившие по «Телефону доверия Мэра города Омска»;

 - иные обращения.

 Руководитель в ходе рассмотрения обращения:

 1) дает соответствующие поручения и определяет срок исполнения поручения;

 2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

 3) принимает решения в соответствии с действующим законодательством о продлении срока рассмотрения обращения и списании обращения в дело;

 4) совершает иные действия в соответствии с действующим законодательством (п. 4 Порядка).

 Согласно п. 6 Порядка Организация ведения делопроизводства по обращениям осуществляется в соответствии с Порядком работы в системе электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Омска, утвержденным распоряжением Администрации города Омска от 18.09.2012 № 337-р (далее - порядок работы в СЭДД):

 - в Администрации города Омска - управлением по работе с обращениями граждан Администрации города Омска (далее - управление по работе с обращениями граждан);

 - в структурных подразделениях - подразделением по работе с обращениями граждан соответствующего структурного подразделения или ответственным лицом (далее - подразделение по работе с обращениями граждан (ответственное лицо)).

 В соответствии с п. 42 Порядка письменные обращения регистрируются в системе электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Омска (далее - СЭДД) управлением по работе с обращениями граждан, подразделением по работе с обращениями граждан (ответственным лицом) в течение трех рабочих дней с даты поступления обращения.

 Согласно п. 49 Порядка на письменное обращение, поступившее в управление по работе с обращениями граждан, подразделение по работе с обращениями граждан (ответственному лицу), после прочтения создается регистрационно-контрольная карточка, формулируются содержащиеся в обращении вопросы, определяется тематика и руководитель, к компетенции которого относится его рассмотрение. Регистрационно-контрольная карточка утверждается руководителем подразделения по работе с обращениями граждан.

 Зарегистрированные обращения на бумажном носителе не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации обращений, передаются советнику (иному уполномоченному лицу) руководителя для организации последующих действий по рассмотрению обращений. Передача обращений осуществляется под роспись с фиксацией необходимых сведений в журнале рассылки обращений граждан руководителям, структурным подразделениям (п. 53 Порядка).

 Регистрационно-контрольная карточка, содержащая вопросы, относящиеся к компетенции нескольких руководителей, направляется на рассмотрение Мэру города Омска (п. 54 Порядка).

 Обращаясь с заявлением в суд, Морозов А.В. указал на то, что ему не были предоставлены документы, которые он требовал, надлежащего ответа на свое обращение в установленные законом сроки он не получил.

 В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Обязанность доказывания соблюдения требований Федерального закона № 59-ФЗ при ответе на обращения гражданина лежит на ответчике.

 В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ годах Морозов А.В. обращался в Администрацию г. Омска 6 раз. Указанный факт следует из перечня обращений (л.д. 28).

 Обращаясь в суд, Морозов А.В. указывает на четыре факта.

 Так, ДД.ММ.ГГГГ Морозов А.В. обратился в Администрацию г. Омска с запросом о предоставлении ему копий отчетов ЗАО «Сибирский коммунальник» о расходовании средств, выделенных из государственного, федерального и других бюджетов за ДД.ММ.ГГГГ годы на ремонты и благоустройство территорий домов под их управлением; документов о принадлежности и ответственных за теплотрассу и водопровод горячего водоснабжения на территории управления ЗАО «Сибирский коммунальник» от выхода котельной, принадлежащей ФГУП «ГКНЦ им. Хруничева» ПО «Полет» по адресам: <адрес>, а также принадлежности ЦТП по указанным улицам. Указанный запрос зарегистрирован в Администрации г. Омска ДД.ММ.ГГГГ, присвоен № (л.д.4, 42).

 В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № на исх.№ за подписью заместителя директора департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Башурова В.Б. на указанное обращение разъяснено, что поскольку заявителем в нарушение ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не указано основание для предоставления отчетов ЗАО «Сибирский коммунальник» о расходовании денежных средств, выделенных из бюджетов разных уровней в ДД.ММ.ГГГГ годах на ремонты и благоустройство домов под его управлением, направление копий таких документов не представляется возможным. Рекомендовано обратиться по данному вопросу в ЗАО «Сибирский коммунальник». По вопросу о принадлежности и ответственных за теплотрассу и трубопровод горячего водоснабжения на территории управления ЗАО «Сибирский коммунальник» от выхода котельной, принадлежащей ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева» ПО «Полет» указано, что в состав муниципальной собственности г. Омска на основании постановления Законодательного собрания Омской области от 27.09.2001 №247 «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства» было передано следующее имущество:

 - тепловая сеть, ГВС, общей протяженностью 9284 п.м, местоположение: от котельной ФГУП ПО «Полет» до ул. <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; от ТЭЦ-2 до ул. <адрес>; <адрес>;

 -центральный тепловой пункт № общей площадью 275,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

 - центральный тепловой пункт №, общей площадью 280,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>;

 - центральный тепловой пункт №, общей площадью 316,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>;

 - центральный тепловой пункт №, общей площадью 312,1 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>;

 - центральный тепловой пункт №, общей площадью 301,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

 До передачи в муниципальную собственность имущество находилось на балансе дочернего государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство №» государственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Облжилкомхоз». В настоящее время имущество закреплено на праве оперативного управления за Бюджетным учреждением г. Омска «Центр содержания и хранения имущества». Государственная регистрация права муниципальной собственности, оперативного управления осуществлена в соответствии с действующим законодательством (л.д. 6, 40-41).

 Согласно реестру отправлений корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше ответ направлен в адрес Морозова А.В. (л.д. 38-39). Истец в судебном заседании не отрицал, что получил ответ.

 ДД.ММ.ГГГГ Морозов А.В. обратился в Администрацию г. Омска с запросом о предоставлении ему штатного расписания всех сотрудников городской Администрации г. Омска, включая всех заместителей и совместителей; документы о порядке и правилах приема граждан Мэром г. Омска, с указанием количества граждан на личный прием по записи; документы о признании здания Администрации г. Омска режимным объектом, в котором строго запрещена видео запись с указанием закона и автора. От руки дописано – разъяснение по п.2 – могут ли приходить на прием не указанные граждане и в каком количестве (л.д.4 оборот, 46).

 Из регистрационно-контрольной карточки учета письменного обращения Администрации г. Омска следует, что указанное выше обращение Морозова А.В. зарегистрировано в Администрации г. Омска ДД.ММ.ГГГГ под №, в аппарате Мэра г. Омска - ДД.ММ.ГГГГ, указано краткое содержание обращения, указан срок предоставления ответа – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).

 В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № № за подписью заместителя Мэра г. Омска, директора департамента правового обеспечения и муниципальной службы Администрации г. Омска Подгорбунских А.В. на обращение Морозова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ разъяснено, что муниципальные акты об утверждении штатных расписаний Администрации г. Омска и ее структурных подразделениях являются общедоступными, опубликованы в установленном порядке в газете «Третья столица2, размещены на официальном сайте Администрации г. Омска www.admomsk.ru и в информационно-правовых системах «Консультант-Плюс», «Гарант». Личный прием граждан в администрацию г. Омска осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Порядок организации работы с обращениями граждан в Администрации г. Омска утвержден постановлением Администрации г. Омска от 07.02.2013 №121-п. Указанные правовые акты также являются общедоступными, опубликованы в установленном порядке в средствах массовой информации, размещены в сети Интернет. В соответствии с п.16 Порядка запись граждан на личный прием руководителя осуществляется в соответствии с утвержденным на текущий год графиком и режимом работы. Решение о записи гражданина на личный прием принимается по согласованию с советников (иным уполномоченным лицом0 руководителя (при необходиомсти0 и по результатам рассмотрения письменных обращений граждан. Распоряжением Администрации г. Омска от 25.03.2013 №78-р утвержден график личного приема граждан руководителями Администрации г. Омска на 2013 год, в соответствии с которым личный прием граждан Мэром г. Омска Двораковским В.В. осуществляется по предварительной записи в третий четверг каждого месяца с 15.00 до 18.00 час. Федеральным законом №59-ФЗ не установлена возможность осуществления видеосъемки проводимого личного приема гражданином либо представителем. Кроме того, в соответствии со ст. 152.1 ГК РФ запрещается обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина без согласия. При этом любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) в силу требований, установленных Федеральным законом «О персональных данных» является его персональными данными и может быть использована с согласия указанного лица. Учитывая изложенное, вопрос о возможности осуществления видеосъемки во время личного приема решается по согласованию с руководителем, осуществляющим прием (л.д. 7, 44-45).

 Направление указанного ответа ДД.ММ.ГГГГ в адрес Морозова А.В. подтверждается реестром отправлений корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).

 Указанный ответ направлен Морозову А.В. ДД.ММ.ГГГГ, получен Морозовым А.В. ДД.ММ.ГГГГ, что подтвердил истец в судебном заседании.

 В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

 Из анализа документов, которые суд указал выше, следует, что Администрация г. Омска соблюдала процедуру и сроки рассмотрения обращения Морозова А.В., а также направляла ответы истцу, которые он получал.

 Суд считает, что обращения истца рассмотрены в соответствии с законом в пределах полномочий Администрации г. Омска, на все вопросы, поставленные в обращениях, даны мотивированные и понятные ответы. Законодательством не предусмотрено, что ответ на обращение в орган местного самоуправления должен содержать в качестве приложений документы, которые требует предоставить заявитель. Ответы, направленные Морозову А.В. содержат ответы на все поставленные вопросы, в том числе о том, где можно получить отчеты о расходовании бюджетных средств, о принадлежности тепловой сети, ГВС, ЦТП по адресам <адрес>, где размещена информация о штатном расписании Администрации г. Омска, её структурных подразделениях, каким образом осуществляется личный прием и какими нормативными документами регламентирован порядок ведения личного приема граждан.

 Доказательств нарушения прав либо свобод Морозова А.В. действиями (бездействием) Администрацией г. Омска в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суду не представлено.

 Принимая во внимание, что оспариваемые истцом ответы на его обращения даны ему уполномоченным лицом с соблюдением установленного порядка и сроков дачи ответа, права истца указанными ответами не нарушены, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.

 В судебном заседании Морозов А.В. ссылается на то, что он обратился в Администрацию г. Омска с запросом ДД.ММ.ГГГГ об истребовании документов, подтверждающих инициативу руководства города о проведении рабочего семинара (конференции) по вопросу газификации Ленинского района (Порт Артур), назначенного на ДД.ММ.ГГГГ; об истребовании списков приглашенных лиц на семинар, проводимый главным архитектором города Омска Тилем А.Г. ДД.ММ.ГГГГ; об истребовании документов, подтверждающих полномочия лица, утверждающего указанные списки приглашенных на семинар; о предоставлении письменного распоряжения о проведении семинара. Однако, из материалов дела следует, что с указанным запросом ДД.ММ.ГГГГ обращалась Соловьева И.Н. (л.д. 5). Доказательств, подтверждающих, что истец обращался с аналогичным запросом суду не представлено. Администрация г. Омска оспариваемый факт не признала, указав, что Морозов А.В. с подобным письмом в адрес Администрации г. Омска не обращался.

 Однако, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Морозов А.В. посредством электронной почты обратился в Администрацию Президента России с сообщением №, в котором выразил несогласие со списком участников, приглашенных на совещание в Администрацию г. Омска по вопросу газификации Ленинского района (л.д. 53).

 В администрацию г. Омска указанное сообщение поступило ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52).

 Из регистрационно-контрольной карточки учета письменного обращения Администрации г. Омска следует, что обращение Морозова А.В. о несогласии со списком участников, приглашенных на совещание в Администрацию г. Омска по вопросу газификации Ленинского округа зарегистрировано в Администрации г. Омска № под № в аппарате Мэра г. Омска ДД.ММ.ГГГГ. Указана организация-корреспондент – Правительство Омской области Гребенщиков С.Г. Установлен срок для ответа – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51).

 Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ № на № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью первого заместителя Мэра г. Омска Поповцева А.А., направленного в адрес заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Гребенщикова С.Г. следует, что Администрацией г. Омска рассмотрено обращение Морозова А.А. о несогласии со списком участников, приглашенных на совещание в Администрацию г. Омска по вопросу газификации Ленинского административного округа г. Омска, поступившее Президенту Российской Федерации Путину В.В. Для решения вопросов граждан Рыбакова С.Ф., Теклюк Н.Я., Ковалевой Н.В., Попова В.М., обратившихся к Мэру г. Омска по вопросу газификации индивидуальных жилых домов департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска был организован личный прием. Список участников личного приема определен на основании обращений жителей г. Омска, поступивших в адрес Мэра г. Омска. Фактически на совещании присутствовали приглашенные лица и представители ООО «ЮЗА-Инвест» Панченко Д.Н. и Масленков С.В. На личном приеме гражданам и потребительским обществам представлен порядок действий или газификации индивидуальных жилых домов на территории г. Омска в рамках действующего законодательства (л.д. 49-50).

 Поскольку обращения Морозова А.В. в Администрацию г. Омска по вопросу несогласия со списком участников, приглашенных на совещание в Администрацию г. Омска по вопросу газификации Ленинского округа зарегистрировано в Администрации г. Омска, не было, обращение было из Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, то и ответ был дан Министру строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Кроме того, сам истец не оспаривает действия (бездействие) Администрации г. Омска по его обращению в адрес Президента РФ.

 Таким образом, изложенное выше не позволяет суду установить факт нарушения прав истца при рассмотрении его обращений в Администрацию г. Омска. Все его обращения были зарегистрированы, рассмотрены и на все его обращения были даны ответы в установленные законом сроки.

 В соответствии с п. 14 Порядка личный прием руководителя (далее - личный прием) осуществляется в соответствии с графиком, который разрабатывается на предстоящий год управлением по работе с обращениями граждан, подразделением по работе с обращениями граждан (ответственным лицом) и представляется на утверждение Мэру города Омска или соответствующему руководителю структурного подразделения до 31 декабря текущего года.

 В соответствии с п. 15 Порядка график личного приема (далее - график) содержит следующие сведения: должность, фамилию, имя, отчество руководителя, периодичность, время и место (адрес) проведения приема. График на предстоящий год размещается в помещениях Администрации города Омска, структурных подразделений в доступных для ознакомления местах.

 В соответствии с п. 16 Порядка Запись граждан на личный прием осуществляется управлением по работе с обращениями граждан, подразделением по работе с обращениями граждан (ответственным лицом) в соответствии с утвержденным на текущий год графиком и режимом работы. Решение о записи гражданина на личный прием принимается по согласованию с советником (иным уполномоченным лицом) руководителя (при необходимости) и по результатам рассмотрения письменных обращений граждан.

 Список граждан на личный прием (далее - список) формируется управлением по работе с обращениями граждан, подразделением по работе с обращениями граждан (ответственным лицом), исходя из даты письменного или устного обращения гражданина о записи на личный прием, который не позднее трех рабочих дней до наступления даты проведения личного приема направляется руководителю (п. 19 Порядка).

 Список содержит следующую информацию:

 - фамилию, имя, отчество и должность руководителя;

 - место и время проведения личного приема;

 - фамилию, имя, отчество граждан, внесенных в список, с указанием очередности каждого;

 - сведения о месте жительства (почтовом адресе), номере телефона (при наличии) гражданина;

 - содержание вопросов обращения.

 В список включаются сведения о присутствующих и приглашенных на прием должностных лицах (фамилия, имя, отчество, должность), кандидатуры которых определяет руководитель, организующий личный прием (п. 20 Порядка)..

 Согласно п. 23 Порядка Приглашение граждан осуществляется специалистами управления по работе с обращениями граждан, подразделением по работе с обращениями граждан (ответственным лицом) по телефону, при этом сообщается дата, время и место проведения личного приема.

 В соответствии с п. 24 Порядка В системе электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Омска создается регистрационно-контрольная карточка и распечатывается карточка личного приема на бумажном носителе

 Личный прием осуществляется в порядке очередности и по предъявлению гражданами документа, удостоверяющего личность (п. 26).

 ДД.ММ.ГГГГ Морозов А.В. обратился в Администрацию г. Омска с заявлением, в котором просил записать на личный прием к Мэру г. Омска на ближайшее время по вопросу газификации Ленинского района следующих граждан – Соловьеву И.Н., Морозова А.В., Теклюк Н.Я.; о несогласии с выданными документами по строительству. В указанном заявлении имеется ссылка на то, что будет проводиться видеозапись в соответствии с п.4 ст. 29 Конституции РФ и других Федеральных законов РФ (л.д.5 оборот).

 Указанное обращение было зарегистрировано в Администрации г. Омска ДД.ММ.ГГГГ за №; в департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 65).

 В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью начальника управления по работе с обращениями граждан Администрации г. Омска Лошаченко Н.Б. указано, что мэром г. Омска Двораковским В.В. рассмотрено обращение Морозова А.В. о записи на личный прием по вопросу газификации Ленинского Административного округа г. Омска. Личный прием граждан Мэром г. Омска Двораковским В.В., на который приглашается Морозов А.В., состоится ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в здании Администрации г. Омска по адресу: <адрес>. Указано, что дополнительную информацию заявитель может получить по телефону № (л.д. 64).

 Согласно реестру отправки исходящей корреспонденции управления по работе с обращениями граждан Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Морозова А.В. почтой направлен документ под № (л.д. 63).

 ДД.ММ.ГГГГ личный прием не состоялся, был перенесен на ДД.ММ.ГГГГ. Указанные факты не оспаривались в судебном заседании, были подтверждены истцом.

 Согласно списку граждан, записавшихся на личный прием Мэра г. Омска Двораковского В.В. ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ, под № числится Морозов А.В., Соловьева И.Н., Теклюк Н.Я. по вопросам о газификации Ленинского административного округа г. Омска; о несогласии с выданными документами по строительству. В числе приглашенных Поповцев А.А., первый заместитель Мэру г. Омска, Михайлов И.П., директор департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, Тиль А.Г., директор департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Стрельцов В.С., глава администрации Ленинского административного округа г. Омска (л.д. 69-70).

 ДД.ММ.ГГГГ консультантом оперативной работы с гражданами управления по работе с обращениями граждан Администрации г. Омска Дьяковой С.А. и советником заместителя Мэра г. Омска Казанцевой Я.Н. составлен Акт о том, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрации г. Омска состоялся личный прием Мэра г. Омска Двораковского В.В., на который был приглашен Морозов А.В., проживающий по адресу: <адрес>. О дате и времени личного приема Мэра г. Омска Двораковского В.В. заявитель проинформирован в письменном виде Исх-№ от ДД.ММ.ГГГГ и по телефону ДД.ММ.ГГГГ. На личный прием к Мэру г. Омска Двораковскому В.В. ДД.ММ.ГГГГ Морозов А.В., и заявленные в его письменном обращении № от ДД.ММ.ГГГГ Соловьева И.Н., Теклюк Н.Я. не явились (л.д. 66).

 Действующее законодательство, на которое имеется ссылка в настоящем решении, предусматривает, что каждый, чьи права и свободы, признанные в Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

 В судебном заседании истец указывал на то, что его не допустили на личный прием, однако, из видеозаписи следует, что его приглашали пройти на личный прием сотрудники Администрации г. Омска, однако, он и граждане, которые пришли вместе с ним, ответили отказом. Кроме того, из видеозаписи следует, что Морозов А.В. пришел на личный прием как сотрудник средства массовой информации, но для этого предусмотрена специальная процедура, которая не была соблюдена самим представителем средства массовой информации – Морозовым А.В.

 При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушений прав Морозова А.В. со стороны ответчика – Администрации г. Омска.

 Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 В силу данной нормы, а также согласно ст. 1099 ГК РФ причиненные гражданину физические и нравственные страдания подлежат возмещению только, когда они причинены действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на иные нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных Законом.

 В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

 Поскольку суд не усматривает нарушений прав истца при рассмотрении его обращений в Администрацию г. Омска, а также в связи с записью на личный прием, то и оснований для удовлетворения исковых требований в этой части не имеется. Требование о компенсации морального вреда является производным требованием от основного об истребовании документов. Поскольку в удовлетворении основного требования судом отказано истцу, то и в удовлетворении производного требования суд не находит оснований.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 В удовлетворении искового заявления Морозову А.В. отказать полностью.

 Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска.

 Судья                                        Е.А. Вагнер