Дело № 2-1949/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 22 июля 2014 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дорошенко О.Н.,
при секретаре судебного заседания Филипповой Е.Е.,
с участием представителя Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград» - ФИО2, действующего на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица – председателя Организации Нефтегазстройпрофсоюза - ФИО3, действующий на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград» о признании незаконным и отмене Предписания государственной инспекции труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, приостановлении действия Предписания,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград» (далее по тексту ОАО «Газпром распределение Волгоград», общество) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене Предписания Государственной инспекции труда в <адрес> (ГИТ), указав в обоснование своих доводов, что на предприятии была проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проведенной проверки ГИТ в <адрес> выдал предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Согласно указанному Предписанию организации предписано не применять условия коллективного договора, утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ (п.1). Считает, что указанный пункт Предписания является необоснованным и подлежит отмене, поскольку коллективный договор утратил свою силу ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в соответствии с ч. 2 ст. 43 ТК РФ стороны имеют право продлевать действие договора на срок не более трех лет. С учетом указанной нормы закона, коллективный договор Общества до ДД.ММ.ГГГГ., продлевался три раза до ДД.ММ.ГГГГ. и после указанной даты прекратил свое действие. В предписании указано принять локальный нормативный акт устанавливающий систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования (п.2). Вместе с тем, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). Размер тарифных ставок к штатному расписанию утвержден приказом Общества от <данные изъяты> Поскольку выплата премий является не обязанностью работодателя, а его правом, Общество не вправе дополнительно принимать локальные нормативные акты регулирующие систему доплат и надбавок стимулирующего характера. Коллективный договор Общества, прекративший свое действие ДД.ММ.ГГГГ., содержал положение о премировании работников Общества за результаты финансово - хозяйственной деятельности. После окончания действия коллективного договора, в адрес Общества поступило письмо за подписью председателя первичной профсоюзной организации, в соответствии с которым, Обществу было предложено продолжать осуществлять выплаты стимулирующего характера в размере и порядке действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до окончания срока действия коллективного договора. Данная инициатива первичной профсоюзной организации была направлена на сохранение положения работников в связи с прекращением действия коллективного договора. Со стороны работодателя произведение выплат в прежнем порядке и размере, что соответствует ст. 22 ТК РФ и не связано с ухудшением положения работников. Организации предписано принять локальный нормативный акт, предусматривающий введение, замену и пересмотр норм труда (п.3). Считает указанное Предписание необоснованным, поскольку нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Локальные нормативные акты, регулирующие нормирование труда работников, в ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» отсутствует. В своей деятельности общество руководствуется Примерным Прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, разработанным и утвержденным приказом открытого акционерного общества «Гипрониигаз» от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 9 Примерного прейскуранта трудоемкость выполнения работ установлена в человеко-часах на единицу измерения объема работ в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами Типовых норм времени на техническое обслуживание систем газоснабжения природным газом городов, поселков и населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 326. Кроме того, Типовые нормы на техническое обслуживание и ремонт оборудования газового хозяйства, утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 602/28-54, а также разделом 2 Типовых норм времени на техническое обслуживание систем газоснабжения природным газом родов, поселков и населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 01.07.1983г. N 326. Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» вправе руководствоваться вышеуказанными типовыми нормами труда при выполнении работ по техническому обслуживанию систем газоснабжения. Следовательно, нарушений трудового законодательства не имеется, а соответственно, п.3 Предписания инспектор труда вынес необоснованно и названный пункт Предписания, подлежит отмене. Пунктом 4 Предписания Общество обязано после устранения нарушений, указанных в п. 2 и 3 Предписания ознакомить всех работников и ФИО4 под роспись с принятыми локальными нормативными актами. Поскольку Обществом оспаривается законность и обоснованность вынесенных пунктов, то не имеется оснований для обязания исполнить п.4 Предписания. Указывает, что п.5 Предписания общество обязано дополнить трудовой договор с ФИО4 и другими работающими работниками наименованием ОАО «Газпром газораспределение Волгоград». Считает, что вышеуказанное требование трудовой инспекции является несостоятельным, так как в соответствии с положениями абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 57 Трудового кодекса РФ, в трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя. В трудовом договоре <данные изъяты> заключенного с ФИО4 в качестве работодателя указано ОАО «Волгоградоблгаз». После внесения ДД.ММ.ГГГГ записи в единый государственный реестр юридических лиц об изменении фирменного наименования ОАО «Волгоградоблгаз» на ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в трудовую книжку ФИО4 была внесена соответствующая запись. Внесение соответствующей записи в трудовой договор (заключение дополнительного соглашения) статьей 57 ТК РФ не предусмотрено. В связи с чем, просит суд признать незаконным и отменить п.5 Предписания. По итогам обжалования, просит суд признать полностью незаконным и отменить Предписание ГИТ № от ДД.ММ.ГГГГ Приостановить действие Предписания до вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал и просил суд удовлетворить заявление в полном объеме.
Представитель ГИТ в Волгоградской области ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился без указания причин, извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
Представитель заинтересованного лица – председатель Организации Нефтегазстройпрофсоюза - ФИО3, действующий на основании Устава, доводы, изложенные в заявлении о признании незаконным и отмене п.1 и 2 Предписания считает обоснованными. Пояснил, что законодатель разделяет механизм разработки и принятия локальных нормативных актов работодателя и заключения соглашения или договора (коллективного договора). Локальные нормативные акты принимаются работодателем в пределах его компетенции, содержат нормы трудового права и распространяются на всех работников организации, принятие локальных актов - это право работодателя, они принимаются работодателями в пределах своей компетенции и не требуют согласования с работниками (представительным органом работников) или учета их мнения, если иное не предусмотрено законом или коллективным договором. В локальные нормативные акты работодатель вправе вносить изменения. Если эти акты принимались с учетом мнения профсоюза, работодатель должен запросить его мнение и по поводу изменений. Однако даже при несогласии профсоюза на их внесение он вправе изменить локальный акт (ч. 4 ст. 372 ТК РФ). Изменить же в одностороннем порядке коллективный договор работодатель не вправе. Поэтому, если в таком договоре предусмотрены дополнительные льготы для работников (например, материальная помощь к отпуску), но в связи с финансовыми трудностями работодатель не может их предоставить, последний может отказаться от данного обязательства, внеся изменения в коллективный договор. Эти изменения могут быть внесены только при достижении соглашения с представителями работников, если иное не предусмотрено договором. Статьей 9 ТК РФ предусмотрен иной самостоятельный источник правового регулирования - коллективный договор, предусматривающий регулирование трудовых отношений в договорном порядке. Для работодателя заключение коллективного договора является его обязанностью, если работники выступили с инициативой коллективных переговоров и договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем вопросам. Локальный нормативный акт принимается с учетом мотивированного мнения представительного органа работников (если этот орган есть в организации). Работодатель должен запрашивать его только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами, а в иных ситуациях он вправе принять локальный нормативный акт без учета мнения профсоюзного органа. Таким образом, локальные акты работодателя и коллективные договоры - это самостоятельные источники трудового права, а принятие работодателем локального акта или заключение между работодателем и работниками коллективного договора - это еще и разные способы регулирования трудовых отношений. Из этого следует, что истечение срока действия коллективного договора не влечет автоматического прекращения действия локальных актов работодателя, таких как Положение об оплате труда и премировании, Положений о выплате материальной помощи, распределении КТУ и других, которые, как правило, являются приложениями к коллективному договору. Положения, которые являются локальными актами работодателя, не утрачивают силы, если это не предусмотрено самим Положением (локальным актом) или исчерпывающим перечнем оснований предусмотренных ч.8 ст. 12 ТК РФ, тогда как действие коллективного договора во времени определяется сторонами социального партнерства в соответствии с законом. В остальном полагался на усмотрение суда, при вынесении судебного решения.
Представитель заинтересованного лица – первичной профсоюзной организации ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» - ФИО6, в судебное заедание не явилась без указания причин
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела в суде извещен, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, учитывая сокращенный срок рассмотрения дел данной категории, установленный ч.1 ст. 257 ГПК РФ, исходя из положений ч.2 указанной нормы права, приходит к выводу о рассмотрении дела при данной явке лиц на основании представленных в материалы дела доказательствах.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление о признании незаконным и подлежащим отмене предписания ГИТ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, обжалуемым в указанном порядке, подлежат решения, действия (бездействие) вышеуказанных органов и лиц, в результате которых: нарушены права и свободы; созданы препятствия к осуществлению прав и свобод; либо на лицо возложена какая-либо обязанность или оно незаконно привлечено к ответственности. Согласно п.12 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в качестве заявителей по указанной категории дел вправе выступать и должностные лица.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).)
В силу ст. 356 ТК РФ, в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении от должности в установленном порядке.
Согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
Судом установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» по вопросу соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов содержащих нормы трудового законодательства работодателем, проведение которой поручено начальнику отдела № правового надзора и контроля ГИТ в <адрес> ФИО5 (далее по тексту инспектор труда).
По результатам проведенной документарной проверки, инспектором труда составлен № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Судом установлено, что в ходе проведения внеплановой проверки по заявлению работника филиала ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в <адрес> ФИО4 о нарушении его трудовых прав, были выявлены следующие нарушения требований трудового законодательства, а именно:
Нарушение ст.ст. 12, 43 ТК РФ, выразившееся в том, что на момент начала проведения проверки т.е. ДД.ММ.ГГГГ года, в ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» применялись условия коллективного договора ОАО «Волгоградоблгаз» на ДД.ММ.ГГГГ., который был утвержден ДД.ММ.ГГГГ., а также, локальные нормативные акты являющиеся приложением к нему (Положение об оплате и стимулировании труда работников ОАО «Волгоградоблагаз» (Приложение №1); Положение о премировании работников ОАО «Волгоградоблгаз» за результаты финансово-хозяйственной деятельности (Приложение 2); Положение о порядке и условиях начисления работникам ОАО «Волгоградоблгаз» вознаграждения по итогам работы за год (Приложение №3); Положение о единовременном премировании работников ОАО «Волгоградоблгаз» (Приложение №4) и др.; утративших свою законную силу (с учетом продления до трех лет) ДД.ММ.ГГГГ года. Что является нарушением положений ч. 6 ст. 12 ТК РФ, согласно которой, действие коллективного договора во времени определяется их сторонами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 43 ТК РФ, коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором и его продление возможно на срок не более трех лет. Таким образом, с учетом продления срок действия коллективного договора ОАО «Волгоградоблгаз» на <данные изъяты>
Нарушение ч. 1 ст. 57 ТК РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ при заключении трудового договора с работником ФИО4 было указано предыдущее наименование работодателя. Согласно Устава ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» до ДД.ММ.ГГГГ было ОАО «Волгоградоблгаз», однако, в трудовом договоре с ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ года, были указаны сведение о работодателе как ОАО «Волгоградоблгаз».
Нарушение ст. 162 ТК РФ, выразившееся в том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. на момент начала проверки в ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий введение, замену и пересмотр норм труда. Вместо этого, работодателем применяется примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, разработанным ОАО «ГИПРОНИИАГАЗ». Кроме того, выполнение объемов работ по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, в частности обходу трасс внутрипоселковых и межпоселковых газопроводов осуществляется работниками соответствующей квалификации в соответствии с утвержденными маршрутными картами, графиком осмотра и проверки охранных зон наружных газопроводов, с которыми, соответствующие работники знакомятся под роспись. Факт выполнения соответствующих работ отражается в эксплуатационном журнале газопровода по соответствующему маршруту. В ходе проведения проверки была представлена маршрутная карта слесаря ФИО4 утвержденная главным инженером ОАО «Урюпинскмежрайгаз» ДД.ММ.ГГГГ года, из которой ФИО4 был уволен и принят ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода в ОАО «Волгоградоблгаз» филиал «Урюпинский». Таким образом, на момент начала проведения проверки, т.е. ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» отсутствует локальный нормативный акт, предусматривающий введение, замену и пересмотр норм труда, а вместо этого применялись нормы локальных нормативных актов других организаций.
По результатам проведенной проверки ГИТ в Волгоградской области в адрес ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» направлено Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ г., в соответствии с которым Общество обязано:
Пункт 1. В соответствии со ст. 12, 43 ТК РФ, не применять условия коллективного договора ОАО «Волгоградоблгаз» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и его приложений утративших свою законную силу ДД.ММ.ГГГГ года. Срок исполнения - с момента получения предписания.
Пункт 2. В соответствии с ч. 2 ст. 135 'ГК РФ, принять локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях отклоняющихся от нормальных, систему доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования. Срок исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ <адрес> 3. В соответствии со ст. 162 ТК РФ, принять локальный нормативный акт, предусматривающий введение, замену и ;пересмотр норм труда. Срок исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ г.
Пункт 4. В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, после устранения нарушений указанных в п.п. 2 и 3 настоящего Предписания, ознакомить под роспись ФИО4 и других работающих по настоящее время работников с принятыми локальными нормативными актами. Срок исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ г.
Пункт 5. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ, дополнить трудовой договор с ФИО4 и другими работающими по настоящее время работниками ОАО «Газпром газораспределение Волгоград». Срок исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ г.
Разрешая по существу заявленные представителем ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» требования, суд приходит к следующему.
Проверяя требования предписания, изложенные в п.1, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий, бездействия, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 1 Обществу предписано не применять положения Коллективного договора ОАО «Волгоградоблгаз» на <данные изъяты>
В соответствии с ч. 1 ст. 43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Коллективный договор ОАО «Волгоградоблгаз» был подписан со стороны работодателя и первичной профсоюзной организации <данные изъяты>
Согласно ч. 2 ст. 43 ТК РФ стороны имеют право продлевать действие договора на срок не более трех лет.
Как было установлено в судебном заседании с учетом указанной нормы закона, коллективный договор Общества от <данные изъяты>
Доказательств того, что в ходе проведения документарной проверки, выявлены случаи применения коллективного договора, утратившего свою силу, инспектором труда ГИТ в <адрес> суду не представлено, ссылки в акте проверки на выявление случаев применение коллективного договора, утратившего свою силу, отсутствуют.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела в суде, со стороны органа государственной власти, не представлено доказательств нарушения работодателем норм трудового права, а соответственно, в части п.1 Предписание подлежит признанию незаконным и подлежащим отмене.
Согласно п. 2 Предписания, Обществу необходимо принять локальный нормативный акт устанавливающий систему оплаты труда включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.
Указанное Предписание выдано в связи с тем, что проверяющим инспектором по труду установлено нарушение норм трудового права и иных актов, содержащих нормы права.
Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
В силу статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также, компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с положениями ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из указанного следует, что в основном, используется три основных метода регулирования оплаты труда: принятие законов и иных нормативных правовых актов государством, коллективно-договорное регулирование, установление условий оплаты труда в трудовом договоре.
Конкретные системы и размеры заработной платы (включая системы материального поощрения) определяются в коллективно-договорном порядке или путем принятия локальных нормативных актов.
Коллективно-договорные или локальные нормативные акты устанавливают условия и порядок индексации заработной платы, некоторые правила оплаты при отклонении от нормальных условий труда, место и сроки выплаты заработной платы, форму оплаты труда; могут устанавливать период для расчета средней заработной платы, предусматривать льготы и преимущества для работников.
Круг вопросов, которые могут решаться в коллективном договоре или соглашении, включает в себя: выбор системы оплаты труда; определение размеров оплаты труда (тарифных ставок, должностных окладов) или способов их исчисления (коэффициенты трудового участия, проценты от выручки и т.п.); установление надбавок и доплат, носящих стимулирующий характер и не предусмотренных действующим законодательством; механизм индексации заработной платы; форма оплаты труда; порядок, место и сроки выплаты заработной платы; форма расчетного листка; установление системы нормирования труда; премирование; установление компенсационных выплат, в том числе размера оплаты труда в ночное время; размера оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; установление оплаты труда при освоении новых производств (продукции); установление периода для расчета средней заработной платы (если существует необходимость установить иной период, чем это предусмотрено ст. 139 ТК); повышение гарантий, установленных государством.
В том случае, когда коллективный договор в организации не заключается, все вопросы, могут найти отражение в локальном нормативном акте: положении об оплате труда, приказе руководителя организации, положении о премировании, положениях об отдельных видах выплат и т.п.
Индивидуально-договорное регулирование, осуществляемое работником и работодателем при заключении трудового договора, как правило, дополняет государственные, коллективно-договорные и локальные нормы.
В трудовом договоре, заключаемом с работником возможно установить размер должностного оклада в пределах "вилки", предусмотреть выплату персональной надбавки к зарплате за высокую квалификацию работника, выдающиеся достижения в труде и т.п.
В некоторых случаях трудовой договор становится основным регулятором условий оплаты труда. Это происходит, когда: а) в организации не заключен коллективный договор и не утверждены локальные нормативные акты, устанавливающие систему и размер заработной платы; б) трудовой договор заключается с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером; в) трудовой договор заключается с работодателем - физическим лицом; г) трудовой договор заключается с религиозной организацией.
Вместе с тем, установлено, что п. 4.1. трудового договора <данные изъяты>
Размер тарифных ставок к штатному расписанию утвержден приказом Общества <данные изъяты>
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ обязанностью работодателя являются: обеспечение работникам равной оплаты за равный труд, своевременности и выплаты в полном размере причитающейся работникам заработной платы в установленные сроки в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Коллективный договор Общества, прекративший свое действие <данные изъяты> содержал положение о премировании работников Общества за результаты финансово - хозяйственной деятельности.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 913-0-0, следует, что нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Таким образом, Общество вправе самостоятельно определять возможность принятия локального нормативного акта устанавливающего систему доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. После окончания действия коллективного договора, в адрес Общества поступило письмо за подписью председателя первичной профсоюзной организации ФИО1, в соответствии с которым, Обществу было предложено продолжать осуществлять выплаты стимулирующего характера в размере и порядке действующим <данные изъяты> т.е. до окончания срока действия коллективного договора.
Руководство Общества с учетом результатов финансово-хозяйственной деятельности, посчитало возможным принять меры по начислению работникам доплат, премий и иных выплат стимулирующего характера, в размере, определенном в ранее действовавшем положении, являвшимся приложением к коллективному договору.
Данная инициатива первичной профсоюзной организации была направлена на сохранение положения работников в связи с прекращением действия коллективного договора.
Со стороны работодателя произведение выплат в прежнем порядке и размере соответствует ст. 22 ТК РФ и не связано с ухудшением положения работников.
Таким образом, в ходе проведенной проверки не установлено нарушения прав и законных интересов работников Общества, так как основные положения о системе оплаты труда работников определены в трудовых договорах, тарифах к штатному расписанию, не установлено нарушений трудового законодательства, а требование о принятии в обязательном порядке локального нормативного акта, предусматривающего систему надбавок и поощрений, не соответствует требованиям трудового законодательства.
С учетом изложенного, суд признает положения п.2 Предписания незаконными, необоснованными и подлежащими отмене.
Согласно п. 3 Предписания Обществу необходимо принять локальный нормативный акт, предусматривающий введение, замену и пересмотр норм труда.
Согласно положениям ст. 160 ТК РФ, нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования. Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.
Согласно ст. 161 ТК РФ, для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 162 ТК РФ, локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.
В ходе проведения проверки было установлено, что локальные нормативные акты, регулирующие нормирование труда работников, в ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» отсутствует.
Вместе с тем, Типовые нормы на техническое обслуживание и ремонт оборудования газового хозяйства, утверждены постановлением Госкомтруда СССР Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 602/28-54, а также разделом 2 Типовых норм времени на техническое обслуживание систем газоснабжения природным газом городов, поселков и населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 326.
Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Волгоград», вправе руководствоваться вышеуказанными типовыми нормами труда при выполнении работ по техническому обслуживанию систем газоснабжения.
Согласно п. 1.2.5. Правил безопасности систем газораспределения газопотребления (далее - ПБ 12-529-03), зарегистрированных Минюстом России с 04.01.2003г. N 4376, к выполнению газоопасных работ допускаются руководители, специалисты и рабочие, обученные технологии проведения газоопасных работ правилам пользования средствами индивидуальной защиты (противогазами спасательными поясами), способам оказания первой (доврачебной) помощи аттестованные и прошедшие проверку знаний в области промышленной безопасности в объеме настоящих Правил.
Проверяющим отмечено, что кроме того, выполнение объемов работ по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, в частности обходу трасс внутрипоселковых и межпоселковых газопроводов осуществляется работниками соответствующей квалификации в соответствии с утвержденными маршрутными картами, графиком осмотра и проверки охранных зон наружных газопроводов, с которыми, соответствующие работники знакомятся под роспись. Факт выполнения соответствующих работ отражается в эксплуатационной журнале газопровода по соответствующему маршруту. В ходе проведения проверки была представлена маршрутная карта слесаря ФИО4 утвержденная главным инженером ОАО «Урюпинскмежрайгаз» ДД.ММ.ГГГГ года.
То обстоятельство, что в связи с изменением наименования организации, в трудовую книжку работника ФИО4 была внесена запись об увольнении в порядке перевода из организации, имевшей прежнее наименование и принят в организацию с иным наименованием, не свидетельствует о том, что изменились условия его работы и нормы труда.
Установлено, что в своей деятельности Общество, помимо указанных нормативных актов, руководствуется Примерным Прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, разработанным утвержденным приказом Открытого акционерного общества «Гипрониигаз» от ДД.ММ.ГГГГ N35, входящего в систему ГАЗПРОМ.
Согласно абз. 2 п. 1 указанного Примерного прейскуранта, он предназначен для использования газораспределительными организациями (ГРО) при оказании услуг по эксплуатации газораспределительных систем.
В соответствии с п. 9 Примерного прейскуранта трудоемкость выполнения работ установлена в человеко-часах на единицу измерения объема работ в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами. Соответственно, с имеющимися Типовыми норм времени на техническое обслуживание систем газоснабжения природным газом городов, поселков и населенных пунктов, утвержденных приказом. Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 326.
Таким образом, требование инспектора по труду об обязании принять отдельный нормативный локальный акт, предусматривающий введение, замену и пересмотр норм труда в связи с нарушением норм трудового законодательства, являются незаконным и подлежит отмене.
Поскольку требования об исполнении п.2 и 3 Предписания признаны необоснованными и подлежащими отмене, то не может быть признан обоснованным и подлежащим исполнению п.4 Предписания об обязании ознакомить с изданными актами работника ФИО4 и других работников.
Согласно п. 5 Предписания Обществу необходимо дополнить трудовой договор, заключенный с ФИО4 и другими работниками, в связи с изменением наименования работодателя - ОАО «Газпром газораспределение Волгоград».
Исходя из положений абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 57 Трудового кодекса РФ, в трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя.
В трудовом договоре <данные изъяты>. заключенного с ФИО4 в качестве работодателя указано ОАО «Волгоградоблгаз».
После внесения ДД.ММ.ГГГГ в единый государственный реестр юридических лиц об изменении фирменного наименования ОАО «Волгоградоблгаз» на ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в трудовую книжку ФИО4 и иных работников была внесена соответствующая запись.
Внесение в трудовой договор (соглашение) либо заключение дополнительного соглашения к трудовому договору, в связи с изменением наименования работодателя положениями ст. 57 ТК РФ или иными нормами трудового законодательства не предусмотрено.
Следовательно, п.5 Предписания признается судом незаконным и подлежащим отмене.
Согласно ст. 258 ч.1 ГПК РФ, суд вправе принять решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения органа государственной власти, должностного лица.
В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При удовлетворении заявления, в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
С учетом того, что п.1, п.2, п.3, п.4 и п.5 Предписания государственного инспектора труда ГИТ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признаны судом не соответствующим закону, то они подлежат отмене, следовательно, заявление ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу части 4 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
Суд полагает необходимым приостановить действие предписания ГИТ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № до вступления в законную силу настоящего решения суда.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград» о признании незаконным и отмене Предписания государственной инспекции труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, приостановлении действия предписания - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Предписание государственной инспекции труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ г., вынесенное начальником отдела № правового надзора и контроля ФИО5 в отношении Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград».
Приостановить действие Предписания государственной инспекции труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ г., вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград» до вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Справка: Мотивированный текст решения суда изготовлен 25 июля 2014 года.
Судья: