Дело № «19» февраля 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Рипачевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Архангельска в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности установить индивидуальные приборы учета водоснабжения и обеспечить введение их в эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора г. Архангельска обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска о возложении обязанности установить индивидуальные приборы учета водоснабжения и обеспечить введение их в эксплуатацию. В обоснование требований указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению пенсионера и инвалида 3 группы ФИО1 о нарушении жилищного законодательства. В ходе указанной проверки установлено, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>. На неоднократные обращения истца в департамент городского хозяйства мэрии г. Архангельска с заявлениями об установке индивидуальных приборов учета водоснабжения, получены ответы от 14.04.2014 и ДД.ММ.ГГГГ о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ приема заявлений от нанимателей жилых помещений на 2014 год в связи с исполнением планового объема заявок. Таким образом, мэрия г. Архангельска, являясь согласно ч. 1 ст. 29 Устава МО «Город Архангельск» собственником <адрес> 2 <адрес> в г. Архангельске, будучи в соответствии с действующим законодательством обязанной производить оснащение приборами учета водоснабжения, данную обязанность не исполнила. В связи с этим, прокурор просил обязать мэрию муниципального образования «Город Архангельск» в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить индивидуальные приборы учета водоснабжения в <адрес> в г. Архангельске и обеспечить введение установленных приборов учета в эксплуатацию.
Определением суда изменено наименование ответчика мэрии г. Архангельска на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск».
В судебном заседании помощник прокурора г. Архангельска Здрецова А.А. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации МО «Город Архангельск» ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что в связи с окончанием действия муниципальной программы, а также ввиду отсутствия денежных средств на проведение мероприятий по замене или установке приборов учета в муниципальном жилищном фонде, прием заявлений на установку индивидуальных приборов учета водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения в настоящее время прекращен.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных ему в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Правительство Российской Федерации утвердило Правила, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).
Согласно пп. «г» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ в целях учета потребленных коммунальных услуг на потребителя данных услуг возложена обязанность использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку.
В силу п. 80 данных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил).
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
При этом под индивидуальным прибором учета в данных Правилах понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой города проведена проверка по обращению пенсионера и <данные изъяты>ФИО1 о нарушении жилищного законодательства.
В ходе указанной проверки установлено, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г.Архангельск, <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и мэрией г. Архангельска в лице начальника муниципального учреждения МО «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр».
Предметом указанного договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ явилось предоставление нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из двух комнат в отдельной квартире общей площадью 45,5 кв.м., в том числе жилой площадью 24,8 кв.м., расположенной по адресу: г. Архангельск, <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечение предоставления за плату коммунальных услуг.
В целях установки в жилом помещении индивидуальных приборов учета водоснабжения истец неоднократно обратились в департамент городского хозяйства мэрии г. Архангельска с соответствующим заявлением.
Из содержания полученных истцом ответов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что установка индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов в муниципальном жилищном фонде г. Архангельска осуществлялась за счет средств городского бюджета в период с 2011 по 2014 годы по муниципальной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Город Архангельск» на 2011 - 2014 годы», утв. Постановлением мэрии г. Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ввиду отсутствия денежных средств на проведение работ по замене или установке приборов учета в муниципальном жилищном фонде прием заявок от нанимателей, а также установка приборов учета не осуществляется. При условии выделения дополнительного финансирования на проведение вышеуказанных мероприятий прием заявлений на установку приборов учета будет возобновлен. Объявление о начале приема заявок от нанимателей будет размещен в СМИ.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Часть 3 статьи 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со статьей 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 676 ГК РФ определено, что наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности установить индивидуальные приборы учета водоснабжения в <адрес> в городе Архангельске и обеспечить введение установленных приборов учета в эксплуатацию.
Отсутствие достаточного бюджетного финансирования не является законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом характера и объема работ, которые необходимо выполнить ответчику, принимая во внимание мнение сторон, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда - в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя прокурора г. Архангельска в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности установить индивидуальные приборы учета водоснабжения и обеспечить введение их в эксплуатацию-удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу установить индивидуальные приборы учета водоснабжения в <адрес> в городе Архангельске и обеспечить введение установленных приборов учета в эксплуатацию.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Е.В. Кучьянова