ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-194/14 от 05.03.2014 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-194/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 5 марта 2014 года

 Новочеркасский городской суд Ростовской области

 в составе судьи Калашниковой Н.М.,

 с участием прокурора Дворниченко С.П.,

 при секретаре Щербак Т.В., рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, заинтересованное лицо Администрация г.Новочеркасска о признании постановления Администрации г.Новочеркасска недействительным в части,

УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что Администрацией г.Новочеркасска вынесено постановление № 333 от 14.03.2013 «О наружной рекламе». В указанное постановление, Постановлением Администрации г. Новочеркасска №685 от 06.05.2013 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 14.03.2013 № 333 «О наружной рекламе», в частности, внесены следующие изменения: дополнено пунктом 2.7: «2.7. Положение о порядке организации и про ведения торгов в форме аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Новочеркасск» (приложение № 7)» (п.1.1); дополнено приложением № 7 «Положение о порядке организации и про ведения торгов в форме аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Новочеркасск» согласно приложению № 1 (п.1.2); Постановление Администрации г. Новочеркасска от 06.05.2013г. было опубликовано в газете.. . «Официальный выпуск. Новочеркасские ведомости» № 18/1  (283/1) от 06.05.2013г. Раздел 4, пункты 6.2.6, 6.2.8 «Положения о порядке организации и проведения торгов в форме аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Новочеркасск», утверждённого Постановлением Администрации от 06.05.2013 г. № 685, противоречат действующему законодательству и нарушают его права, как гражданина. В списке документов, необходимых для участия в аукционе, утверждённом п.. 121 «Правил» по Приказу ФАС № 67  отсутствует «справка налогового органа, подтверждающая отсутствие задолженности претендента по уплате налогов на момент подачи заявления «и «письменная информация об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы претенденту и его аффилированным лицам на территории города», а в «Положении» по Постановлению № 685  Администрации Новочеркасска эти два документа обязательны для предоставления вместе с заявкой, что делает данное «Положение» незаконным. Полагает, что незаконное требование предоставления дополнительных документов создает препятствие для участия в аукционе и нарушает его конституционные права. Организацией, уполномоченной на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции на территории г. Новочеркасска, является Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Новочеркасска, которое назначено органом, уполномоченным на организацию и про ведение аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также здании, сооружении или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности. Полагает, что требование о предоставлении вместе с заявкой на участие в аукционе письменной информации об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы претенденту и его аффилированным лицам на территории города, закрепленное п. 6.2.8 Положения по Постановлению № 685  Администрации Новочеркасска, является незаконным. Кроме того, заинтересованные лица могут размещать на информационных полях не только рекламную продукцию, а иную. Так, интересующую конкретно заявителя как гражданина, а не предпринимателя: художественную (репродукции, картины, фотографии), социальную информацию, благотворительные просьбы (о пожертвованиях нуждающимся людям) или различного рода объявления (в т.ч. поздравления, о продаже личного имущества). Постановление Администрации г. Новочеркасска № 685 от 06.05.2013 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 14.03.2013 № 333 «О наружной рекламе» нарушает его права как лица, которое вправе участвовать в торгах в форме аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Новочеркасск», путем создания не предусмотренных законом препятствий в реализации его прав. Эти препятствия заключаются и в дополнительных требованиях предоставить: п. 6.2.6 – справку налогового органа, подтверждающая отсутствие задолженности претендента по уплате налогов на момент подачи заявления; п. 6.2.8. – письменную информация об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы претенденту и его аффилированным лицам на территории города. А также в разделе 4 «Положения», утвержденного указанным Постановлением, отсутствует антикоррупционный пункт. Просил суд признать противоречащим закону «Положение о порядке организации и проведения торгов в форме аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Новочеркасск», и отменить Постановление Администрации от 06.05.2013 г. № 1685, его утверждающее.

 В дальнейшем ФИО1 уточнил исковые требования, просил суд признать не действующим и отмененным пункт 1.7.2. постановления № 1880 от 09.10.2013г. «О внесении изменений в постановление Администрации города от 14.03.2013г. № 333 «О наружной рекламе» в редакции от 10.06.2013 № 944», как противоречащий ГК РФ и нормативным актам; содержание пункта: пункт 1.7.2. - «в приложении № 6 «Типовой договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности» дополнить пунктом 2.5 следующего содержания: «2.5. Размер оплаты по Договору подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции, определенной Областным законом Ростовской области об областном бюджете на очередной финансовый год». Отменить пункты 6.2.6, 6.2.8 "Положения о порядке организации и проведения торгов в форме аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Новочеркасск", утверждённые Постановлением Администрации от 06.05.2013 г. № 685, по которым в списке документов, необходимых для участия в аукционе, указаны: "справка налогового органа, подтверждающая отсутствие задолженности претендента по уплате налогов на момент подачи заявления" и "письменная информация об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы претенденту и его аффилированным лицам на территории города". Дополнить положение пунктом антикоррупционной направленности, по которому: «Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах конкурсов или аукционов (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе или аукционе либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники конкурсов или аукционов и лица, подавшие заявки на участие в конкурсе или аукционе (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников конкурсов или аукционов). В случае выявления в составе комиссии указанных лиц организатор конкурса или аукциона, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их иными физическими лицами».

 ФИО1, извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился.

 В судебном заседании представители Администрации г.Новочеркасска – ФИО2, Управления Архитектуры и градостроительства г.Новочеркасска – Суздаль М.И., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против заявленных требований, просили в их удовлетворении отказать.

 Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

 Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

 В соответствии п.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится издание муниципальных правовых актов.

 Постановлением Администрации г.Новочеркасска № 685 от 06.05.2013 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 14.03.2013 № 333 «О наружной рекламе», внесены следующие изменения:

 - пункт 1.7.2. постановления № 1880 от 09.10.2013г. дополнен пунктом 2.5 следующего содержания: « 2.5. Размер оплаты по Договору подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции, определенной Областным законом Ростовской области об областном бюджете на очередной финансовый год».

 Постановление Администрации г. Новочеркасска от 06.05.2013г. было опубликовано в газете.. . «Официальный выпуск. Новочеркасские ведомости» № 18/1  (283/1) от 06.05.2013г.

 В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.06.2003 N 333: "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" установлено, что сделки по продаже имущества осуществляются путем продажи имущества на аукционе в соответствии с порядком, устанавливаемым федеральным антимонопольным органом».

 Суд полагает необходимым отменить пункт 1.7.2. Постановления № 1880 от 09.10.2013г. «О внесении изменений в постановление Администрации города от 14.03.2013г. № 333  «О наружной рекламе» в редакции от 10.06.2013 № 944»  , который дополнен пунктом 2.5 следующего содержания: «2.5. Размер оплаты по Договору подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции, определенной Областным законом Ростовской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

 Приказом Федеральной антимонопольной службой от 10.02.2010 г. №  67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав Б отношении государственного или муниципального имущества».

 В письме Федеральной антимонопольной службы от 9 марта 2010 г. № АЦ/6081 указано на то, что «с момента вступления в силу Приказа № 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом № 67».

 В Правилах, утверждённых Приказом ФАС № 67,  пункт 11, антикоррупционной направленности, гласит: «Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах конкурсов или аукционов (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе или аукционе либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники конкурсов или аукционов и лица, подавшие заявки на участие в конкурсе или аукционе (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников конкурсов или аукционов). В случае выявления в составе комиссии указанных лиц организатор конкурса или аукциона, принявший решение о создании комиссии, обязан нёзамедлительно заменить их иными физическими лицами». Данный пункт в Положении по Постановлению № 685 Администрации Новочеркасска отсутствует, что делает данное Положение не законным, так как оно не соответствует нормам Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. "О защите конкуренции" и " Приказу ФАС № 67.  Отсутствие данного пункта может привести к коррупционному сговору членов аукционной комиссии и участников аукциона и как следствие к нарушению конституционных прав граждан.

 Кроме того, согласно пунктам 6.2.6, 6.2.8 "Положения о порядке организации и проведения торгов в форме аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Новочеркасск", утверждённого Постановлением Администрации от 06.05.2013 г. № 685, в списке документов, необходимых для участия в аукционе, указаны: "справка налогового органа, подтверждающая отсутствие задолженности претендента по уплате налогов на момент подачи заявления" и "письменная информация об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы претенденту и его аффилированным лицам на территории города".

 Между тем, в соответствии с пунктом 122 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 г. № 67,  не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.

 В списке документов, необходимых для участия в аукционе, утверждённом п.121 "Правил" по Приказу ФАС № 67  отсутствует обязанность предоставления справки налогового органа, подтверждающей отсутствие задолженности претендента по уплате налогов на момент подачи заявления, а также письменной информации об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы претенденту и его аффилированным лицам на территории города.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: «Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

 Как установлено судом, организацией, уполномоченной на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции на территории г. Новочеркасска, является Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Новочеркасска, которое назначено органом, уполномоченным на организацию и про ведение аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также здании, сооружении или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.

 Таким образом, требование о предоставлении вместе с заявкой на участие в аукционе письменной информации об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы претенденту и его аффилированным лицам на территории города, закрепленное п. 6.2.8 Положения по Постановлению № 685  Администрации Новочеркасска, является незаконным.

 Кроме того, заинтересованные лица могут размещать на информационных полях не только рекламную продукцию, а и иную, такую как: художественную (репродукции, картины, фотографии), социальную информацию, благотворительные просьбы (о пожертвованиях нуждающимся людям) или различного рода объявления (в т.ч. поздравления, о продаже личного имущества).

 Согласно ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Постановление Администрации г. Новочеркасска № 685 от 06.05.2013 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 14.03.2013 № 333 «О наружной рекламе» нарушает права заявителя, как лица, которое вправе участвовать в торгах в форме аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Новочеркасск», путем создания не предусмотренных законом препятствий в реализации его прав, которые заключаются и в дополнительных требованиях предоставить:

 - п. 6.2.6 - справку налогового органа, подтверждающая отсутствие задолженности претендента по уплате налогов на момент подачи заявления;

 - п. 6.2.8. - письменную информация об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы претенденту и его аффилированным лицам на территории города.

 При установленных обстоятельствах, суд полагает уточненные требования заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В силу частей 2, 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Заявление ФИО1, заинтересованное лицо Администрация г.Новочеркасска о признании постановления Администрации г.Новочеркасска недействительным в части, удовлетворить.

 Отменить Постановление Администрации г.Новочеркасска № 685 от 06.05.2013 г. в части, признав пункт 1.7.2. постановления № 1880 от 09.10.2013г. «О внесении изменений в постановление Администрации города от 14.03.2013г. № 333  «О наружной рекламе» в редакции от 10.06.2013 № 944», по которому «Размер оплаты по Договору подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции, определенной Областным законом Ростовской области об областном бюджете на очередной финансовый год» недействующим.

 Отменить пункты 6.2.6, 6.2.8 «Положения о порядке организации и проведения торгов в форме аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Новочеркасск», утвержденные Постановлением Администрации от 06.05.2013 г. № 685, по которым в списке документов, необходимых для участия в аукционе, указаны: «справка налогового органа, подтверждающая отсутствие задолженности претендента по уплате налогов на момент подачи заявления» и «письменная информация об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы претенденту и его аффилированным лицам на территории города».

 Дополнить «Положение о порядке организации и проведения торгов в форме аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Новочеркасск», утверждённое Постановлением Администрации от 06.05.2013 г. № 685 пунктом антикоррупционной направленности, по которому: «Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах конкурсов или аукционов (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе или аукционе либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники конкурсов или аукционов и лица, подавшие заявки на участие в конкурсе или аукционе (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников конкурсов или аукционов). В случае выявления в составе комиссии указанных лиц организатор конкурса или аукциона, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их иными физическими лицами».

 Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме изготовлено 7 марта 2014 года.

 Судья Н.М. Калашникова