ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-194/16 от 10.08.2016 Атяшевского районного суда (Республика Мордовия)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Дубенки Республики Мордовия 10 августа 2016 г.

Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Татаркиной Г.Г.,

при секретаре Юрташкиной Л.В.,

с участием:

представителя истца прокуратуры Дубенского района Республики Мордовия – помощника прокурора Дубенского района Республики Мордовия Жучковой Е.В.,

ответчика ФИО1,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Дубенского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к ФИО1 о возложении обязанности создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Дубёнского района Республики Мордовия в силу статьи 45 ГПК Российской Федерации и статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ФИО1 об обязании создать беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. В обоснование своих требований указал, что проведённой прокуратурой Дубенского района Республики Мордовия проверкой соблюдения законодательства о социальной защите маломобильных групп населения, были выявлены нарушения вышеуказанного федерального закона в деятельности магазина, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <...>, здание которого принадлежит ФИО1, а именно центральный вход в указанное здание магазина «Теремок-2», оборудован лестничным маршем. Лестница не имеет средств доступа инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с общественными объединениями не согласовывались.

Исполняющий обязанности прокурора Дубенского района Республики Мордовия считает, что ФИО1 не обеспечены предусмотренные федеральным законодательством возможности доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что в свою очередь посягает на их право, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав. Отсутствие на лестнице при входе в здание средств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределённого круга лиц.

Просит суд признать незаконным бездействие ФИО1, выразившееся в необеспечении свободного доступа в здание по адресу: Республика Мордовия, <...>, маломобильных групп населения и обязать ФИО1 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путём выполнения работ по обеспечению беспрепятственного входа в учреждение и имеющее карантинное помещение, расположенное по указанному адресу, маломобильных групп населения, взыскать с ответчика государственную пошлину в бюджет.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Дубенского района Республики Мордовия Жучкова М.В. исковые требования поддержала, показания дала аналогичные содержанию иска.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что ответчиком себя не считает. Полагает, что иск должен был быть предъявлен к арендатору указанного здания - индивидуальному предпринимателю ФИО2, который согласно статье 210 ГК Российской Федерации, а также заключённого договора аренды, несёт бремя по содержанию имущества магазина «Теремок – 2». Считает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 612 ГК Российской Федерации он, как арендодатель не отвечает за отсутствие в здании пандуса.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – ИП ФИО2) в судебном заседании пояснил, что он своими силами и средствами до судебного заседания установил пандус для доступа маломобильных групп населения и инвалидов в магазин «Теремок-2», в котором он осуществляет продажу продуктов питания и иных сопутствующих товаров населению. Представить техническую документацию на пандус не может, так как документация отсутствует. Каких либо материальных претензий к ответчику не имеет. Пояснил, что установил пандус, потому что желает продолжить осуществлять деятельность в указанном магазине и понимает, что установление пандуса необходимо. Установленный им пандус не в полной мере соответствует нормам СНиПа, потому что тому не имеется возможности в плане расположения магазина, но у него имеется соглашение от председателя Дубенского общества инвалидов, в котором указано, что расположение установленного им пандуса достаточно для доступа в магазин маломобильных групп населения. Также пояснил, что инвалиды к нему в магазин не заходят.

Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования исполняющего обязанности прокурора Дубенского района Республики Мордовия подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из имеющихся в деле документов и как установлено судом, здание, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <...> находится в собственности ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 13 ГА от 12 октября 2007 г.

В силу статьи 210 ГК Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из акта проверки здания магазина «Теремок-2», расположенного по указанному адресу, проведённого помощником прокурора Дубенского района Республики Мордовия от 23 июня 2016 г., установлено, что лестница на входе в здание магазина не имеет средств доступа инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с общественными объединениями инвалидов не согласовывались. К акту прилагаются фототаблицы. С указанным согласен ФИО1, что подтверждается его подписью в акте проверки.

В соответствии с частью 1 статьи 17, статьи 18, статьи 19 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих доступную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 01 января 2016 г.) целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 01 января 2016 г.) органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также для надлежащего размещения оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учётом ограничений их жизнедеятельности.

К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.

Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Организациям необходимо соблюдать такие требования как: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда, удобство и комфорт среды жизнедеятельности и другие.

Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в редакции 02 июля 2013 г.).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 605 (введён в действие с 1 января 2013 г.)

Согласно пункта 1.1. Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001 (актуализированная редакция СП 59.13330.2012), утверждённого приказом Министерства регионального развития от 27 декабря 2011 г. № 605, предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения.

В соответствии с пунктом 4.1.14. Свода правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъёмными устройствами.

Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.

Пунктом 4.1.15. Свода правил предусмотрено, что длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5х1,5 м, а в зонах интенсивного использования не менее 2,1х2,1 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.

Пунктом 4.1.16. Свода правил установлено, что поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчётливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

В соответствии с требованиями статей 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184- ФЗ (в редакции от 05 апреля 2016 г.), статей 4, 6, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормы СниПов являются обязательными к применению.

Судом установлено, что ФИО1 в здании расположенном по адресу: Республика Мордовия, <...>, не обеспечивается соблюдение федерального законодательства о социальной защите инвалидов: лестница на входе в здание не имеет средств доступа инвалидов.

Данные обстоятельства подтверждаются вышеприведённым актом проверки, фотографиями к нему, а также показаниями представителя прокуратуры района и показаниями третьего лица.

Поскольку пандусы и поручни необходимы как способ обеспечения доступности граждан - инвалидов, к объектам социальной инфраструктуры, то ФИО1, обязан обеспечить инвалидам такой доступ путём их установки.

В результате не принятия ФИО1 вышеуказанных мер ущемляются гарантированные государством права инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Доводы ФИО1 о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу и о необходимости привлечения в качестве надлежащего ответчика ИП ФИО2, суд находит несостоятельными в силу следующего.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений (Определения Конституционный Суд Российской Федерации от 13 марта 2010 г. № 689-О-О, от 24 октября 2013 г. № 1632-О).

Согласно договора аренды от 01 мая 2016 г., заключенного между ФИО1 (далее - арендодатель) и ИП ФИО2 (далее - арендатор), арендодатель передал в аренду во временное пользование нежилое помещение (магазин), обшей площадью 23 кв.м., а арендатор принял указанное помещение.

Целью использования указанного помещения является организация арендатором торгового обслуживания населения, то есть в качестве объекта социальной инфраструктуры (пункт 2.1. договора).

Таким образом, учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда РФ и принимая во внимание условия договора аренды от 01 мая 2016 г. (п. 1.1 и п. 2.1), суд приходит к выводу, что на ИП ФИО2, являющегося арендатором объекта, переданного ему собственником для конкретной цели, а именно, для организации торгового обслуживания населения, то есть для использования в качестве объекта социальной инфраструктуры, обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к данному объекту возложена быть не может, поскольку именно собственник помещения обязан был передать его в состоянии, отвечающем требованиям законодательства, в том числе, строительным нормам и правилам, позволяющим использовать его в указанных в договоре аренды целях, то есть как объект социальной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 3.2 договора аренды от 01 мая 2016 г. арендатор имеет право производить перепланировку помещений с согласия арендодателя.

Учитывая, что в силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устройство пандуса является реконструкцией, так как влечёт изменения параметров здания, частью которого является пандус, и ИП ФИО2 по условиям заключенного с ним договора, не вправе производить работы, связанные с перепланировкой помещений без согласия арендодателя, суд приходит к выводу о том, что на ФИО1, как на собственника вышеуказанного нежилого помещения должна быть возложена обязанность по выполнению работ по обеспечению беспрепятственного входа маломобильных групп населения в здание расположенное по адресу: Республика Мордовия, <...> – магазин «Теремок-2».

Доказательств того, что указанные работы были выполнены ни ответчиком, ни третьим лицом в нарушение статьи 56 ГПК Российской Федерации суду не представлено.

Предоставленное в судебное заседание ИП ФИО2 письмо председателя Дубенской районной организации Мордовской республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» не является подтверждением проведения работ по обеспечению беспрепятственного входа маломобильных групп населения в здание, расположенное по указанному выше адресу, так как по своей сути выражает согласие указанной общественной организации на установку пандуса к зданию расположенному по адресу: Республика Мордовия, <...>.

В соответствии со статьёй 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку для проведения работ в здании необходимо время, по мнению суда, шестимесячный срок, заявленный истцом, является разумным для исполнения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера с физических лиц подлежит оплате государственная пошлина в размере 300 руб. Таким образом, взысканию с ФИО1 в бюджет Дубенского муниципального района Республики Мордовия подлежит государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, Дубёнский районный суд Республики Мордовия

решил:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Дубенского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к ФИО1 об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФИО1, выразившееся в необеспечении свободного доступа в здание, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <...>, маломобильных групп населения.

Обязать ФИО1 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путём выполнения работ по обеспечению беспрепятственного входа маломобильных групп населения в здание, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <...>.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет Дубенского муниципального района Республики Мордовия в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.

Судья Дубёнского районного суда

Республики Мордовия (подпись) Г. Г. Татаркина

Решение в окончательной форме принято судом 12 августа 2016 г.

Судья Дубёнского районного суда

Республики Мордовия (подпись) Г. Г. Татаркина

1версия для печатиДело № 2-194/2016 ~ М-204/2016 (Решение)