Дело № 2-194/2020
УИД: 44RS0014-01-2020-000290-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Островское 25 мая 2020 года
Островский районный суд Костромской области в составе
председательствующего судьи Белоглазова В.С.,
при секретаре Мазиной И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Островского района Костромской области в интересах муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области об обязании привести структуру и содержание реестра муниципального имущества муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области в соответствие с пунктом 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
Прокурор Островского района Костромской области обратился в Островский районный суд с иском в интересах муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области об обязании привести структуру реестра муниципального имущества муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области в соответствие с пунктом 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; привести содержание реестра муниципального имущества муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области в соответствие с пунктом 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424, путем указания сведений о муниципальном недвижимом имуществе с отражением кадастровых номеров; площади, протяженности и (или) иных параметров, характеризующих физические свойства недвижимого имущества; начисленной амортизации (износе); о кадастровой стоимости недвижимого имущества; о правообладателе муниципального недвижимого имущества; об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Островского района на основании пункта 7 плана работы прокуратуры Островского района на 1 полугодие 2020 года организована проверка исполнения законодательства в сфере муниципальной собственности.
В ходе проверки установлено, что реестр муниципального имущества муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Имеются нарушения требований Порядка при ведении реестра муниципального имущества муниципального образования Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района. Установлено, что структура реестра муниципального имущества Клеванцовского сельского поселения не соответствует пункту 4 Порядка и включает в себя только раздел «недвижимое имущество», состоящее из зданий, сооружений, машин и оборудования, непроизводственных активов. Движимое имущество неправомерно включено в раздел недвижимого имущества.
В нарушение пункта 4 Порядка реестр муниципального имущества поселения содержит не все предусмотренные законодательством сведения по имуществу.
В реестре муниципального имущества поселения отсутствуют графы относительно кадастрового номера и кадастровой стоимости муниципального недвижимого имущества, начисленной амортизации (износе) недвижимого и движимого имущества. Имеют место и другие многочисленные нарушения различных пунктов Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
В связи с отмеченными нарушениями прокурором района 22.10.2019 года главе Клеванцовского сельского поселения внесено представление. До настоящего времени реестр муниципального имущества не приведен в соответствие с требованиями закона.
В судебном заседании помощник прокурора Островского района Костромской области Генце А.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик глава администрации Клеванцовского сельского поселения ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал. Возражений против иска не представил.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований.
Согласно ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом Исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424 (далее - Порядок).
Порядок устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах.
В ходе проверки установлены нарушения требований отмеченного Порядка при ведении реестра муниципального имущества муниципального образования Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района (далее - реестр муниципального имущества).
В соответствии с п. 2 Порядка объектами учета в реестрах являются:
находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.
В соответствии с пунктом 4 Порядка реестр состоит из 3 разделов.
В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:
наименование недвижимого имущества;
адрес (местоположение) недвижимого имущества;
кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;
площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;
сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);
сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;
даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;
сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом и ином имуществе, не относящемся к недвижимым и движимым вещам, в том числе:
наименование движимого имущества;
сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе);
даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество;
реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество;
сведения о правообладателе муниципального движимого имущества;
сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В отношении иного имущества, не относящегося к недвижимым и движимым вещам, в раздел 2 реестра также включаются сведения о:
виде и наименовании объекта имущественного права;
реквизитах нормативного правового акта, договора или иного документа, на основании которого возникло право на указанное имущество, согласно выписке из соответствующего реестра (Государственный реестр изобретений Российской Федерации, Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и др.) или иному документу, подтверждающему указанные реквизиты, включая наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и наименование государственного органа (организации), выдавшего документ.
В отношении акций акционерных обществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о наименовании акционерного общества-эмитента, его основном государственном регистрационном номере;
количестве акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размере доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию, в процентах;
номинальной стоимости акций.
В отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о:
наименовании хозяйственного общества, товарищества, его основном государственном регистрационном номере;
размере уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, товарищества и доли муниципального образования в уставном (складочном) капитале в процентах.
В раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе:
полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица;
адрес (местонахождение);
основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации;
реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица);
размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ);
данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий);
среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).
Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Раздел 3 группируется по организационно-правовым формам лиц.
Установлено, что структура реестра муниципального имущества Клеванцовского сельского поселения не соответствует пункту 4 Порядка и включает в себя только раздел «недвижимое имущество», состоящее из зданий, сооружений, машин и оборудования, непроизводственных активов. Движимое имущество неправомерно включено в раздел недвижимого имущества.
В нарушение пункта 4 Порядка реестр муниципального имущества поселения содержит не все предусмотренные законодательством сведения по имуществу.
В реестре муниципального имущества поселения отсутствуют графы относительно кадастрового номера и кадастровой стоимости муниципального недвижимого имущества, начисленной амортизации (износе) недвижимого и движимого имущества.
Установлено, что в связи с отмеченными нарушениями прокурором района 22.10.2019 года главе Клеванцовского сельского поселения внесено представление. До настоящего времени реестр муниципального имущества в отмеченной части не приведен в соответствие с требованиями закона.
В соответствии с пунктом 6 Порядка внесение в реестр сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них осуществляется на основе письменного заявления правообладателя недвижимого и (или) движимого имущества, сведения о котором подлежат включению в разделы 1 и 2 реестра, или лица, сведения о котором подлежат включению в раздел 3 реестра.
В отношении объектов казны муниципальных образований сведения об объектах учета и записи об изменении сведений о них вносятся в реестр на основании надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих приобретение муниципальным образованием имущества, возникновение, изменение, прекращение права муниципальной собственности на имущество, изменений сведений об объектах учета. Копии указанных документов предоставляются в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра (должностному лицу такого органа, ответственному за ведение реестра), в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права муниципального образования на имущество (изменения сведений об объекте учета) должностными лицами органов местного самоуправления, ответственными за оформление соответствующих документов.
Согласно перечню помещений, находящихся в муниципальной собственности и переданных в пользование по договорам социального найма; перечень муниципального имущества, списанного с учета в связи со 100% износом.
Установлено, что гражданам в пользование на основании договоров социального найма передано 57 жилых помещений, расположенных по следующим адресам:
<адрес> (в реестре отсутствует номера домов), реестровые №
<адрес>, номера домов не указаны, реестровый №
<адрес> номера домов не указаны, реестровые №
<адрес> реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес> реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес> реестровый №
<адрес> реестровый №;
<адрес> реестровый №;
<адрес> реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес> реестровый №;
<адрес> реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес> реестровый №;
<адрес> реестровый №;
<адрес> реестровый №;
<адрес> реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес> реестровый №;
<адрес> реестровый №
<адрес> реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №
<адрес> реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес> реестровый №;
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес> реестровый №;
<адрес> реестровый №;
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №;
<адрес> реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес> реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №
<адрес> реестровый №
<адрес>, реестровый №;
<адрес>, реестровый №
В нарушение пунктов 4, 6 Порядка в реестре муниципального имущества поселения отсутствуют сведения об установленных ограничениях прав в отношении отмеченных жилых помещений в части заключения договоров социального найма, отсутствуют сведения о правообладателях муниципального жилья.
В нарушение п. 4 Порядка реестр муниципального имущества поселения не содержит параметры, характеризующие физические свойства отдельных объектов недвижимости: жилых домов (в частности, под реестровыми номерами 1.59, 1.66-1.76, 1.79-1.84, 1.86-1.88 и др.), квартир (в частности, под реестровыми номерами 1.61-1.65, 1.77, 1.78, 1.85, 1.89-1.99 и др.), сетей уличного освещения (под реестровыми номерами 2.41-2.44).
Нескольким объектам недвижимости присвоен один реестровый номер, что приводит к ненадлежащему учету муниципального имущества. Так, квартирам №, №№ д.№ по <адрес> присвоен один реестровый № несмотря на то, что отмеченные жилые помещения являются отдельными объектами недвижимого имущества.
Аналогичные нарушения установлены по объектам под реестровыми номерами №
Установлено, что в нарушение вышеизложенных требований в реестре муниципального имущества не отражены сведения о списании в связи со 100% износом водонапорной башни <адрес> (реестровый №
В соответствии с пунктом 8 Порядка сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров.
Выявленные нарушения в части состава сведений о муниципальном имуществе в реестре муниципального имущества Клеванцовского сельского поселения приводят к нарушению прав граждан, иных заинтересованных лиц в сфере открытости информации о деятельности органа местного самоуправления, к нарушению интересов муниципального образования в процессе реализации публично-значимых функций, в том числе как участника гражданского оборота, в сфере учета имущественных прав.
Согласно пункта 3 Порядка орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области привести структуру реестра муниципального имущества муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области в соответствие с пунктом 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области привести содержание реестра муниципального имущества муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области в соответствие с пунктом 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424, путем указания сведений о муниципальном недвижимом имуществе с отражением кадастровых номеров; площади, протяженности и (или) иных параметров, характеризующих физические свойства недвижимого имущества; начисленной амортизации (износе); о кадастровой стоимости недвижимого имущества; о правообладателе муниципального недвижимого имущества; об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд Костромской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.С. Белоглазов