ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-194/2014 от 02.04.2014 Вурнарского районного суда (Чувашская Республика)

 Дело №2-194/2014            

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 02 апреля 2014 года п.Вурнары

 Чувашской Республики

 Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:

 председательствующего судьи Филиппова О.А.,

 при секретаре Васильевой Н.Н.,

 с участием:

 представителя истца- ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

 представителя ответчика- администрации Вурнарского района Чувашской Республики ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

 представителя ответчика- МУП «Вурнарское БТИ» ФИО8, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

 рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело

 по иску ФИО9 <данные изъяты> к администрации Вурнарского района Чувашской Республики, МУП «Вурнарское БТИ» о признании жилого дома ветхим, в аварийном состоянии и непригодным для проживания,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском к администрации Вурнарского района Чувашской Республики, МУП «Вурнарское БТИ» и с учетом уточнения искового заявления, принятого в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, просит признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ветхим, в аварийном состоянии и непригодным для проживания.

 Иск мотивирован тем, что она является сиротой, имеет в собственности 1/3 доли в жилом доме № по <адрес>, доставшуюся ей по наследству от умерших родителей. Бревенчатый дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, эксплуатируется полных <данные изъяты> года, состояние фундаментов, стен, перекрытий и кровли являются ветхими, аварийными, не пригодными для проживания. Жилые помещения имеют высоту 2,3-2,4 м, менее установленных строительными нормами 2,5 м. В доме отсутствуют элементарные удобства как сетевое газоснабжение, газовое отопление, водопровод, канализация. В связи с непригодностью и невозможностью проживания в данном жилом доме она обратилась в администрацию Вурнарского района с заявлением о признании жилого дома непригодным для проживания. В настоящее время она проживает со своим мужем и дочерью в доме № по <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери мужа- ФИО3 Межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации Вурнарского района № от ДД.ММ.ГГГГ, провела осмотр жилого дома и составила заключение от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома № по <адрес> пригодным для проживания и подлежащим ремонту. Вышеуказанная комиссия поверхностно отнеслась к обследованию жилого дома, заключение вынесла только на основании документов- технического паспорта <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилой дом имеет 60% физического износа. При этом в техническом паспорте износ жилого дома определен «на глазок», без проведения каких-либо экспертиз. В техническом паспорте жилого дома и в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в доме имеется газовое отопление, газовая колонка и, что газоснабжение дома сетевое. Фактически вышеуказанный жилой дом не газифицирован и никогда не был газифицированным, отопление в доме всегда было печное, что говорит о поверхностной работе Межведомственной комиссии. Из указанных 9 членов комиссии при осмотре дома присутствовали только три члена комиссии: ФИО4- глава администрации <данные изъяты> сельского поселения, ФИО5- начальник отдела строительства и жилищно- коммунального хозяйства администрации Вурнарского района, ФИО6- главный специалист-эксперт отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района, и ее попечительница ФИО7 В связи с несогласием с актом обследования и заключением Межведомственной комиссии она была вынуждена обратиться в Центр независимых строительных экспертиз ООО «<данные изъяты>» с заявлением об определении процента износа жилого дома и его пригодности для проживания, то есть отвечающим установленным для жилых помещений требованиям. Согласно экспертного заключения ООО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года жилой дом № по <адрес> находится в ветхом и аварийном состоянии и не соответствует предъявляемым «Требованиям, которым должно отвечать жилое помещение» по п.п.10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 22 раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, фактический износ жилого дома с учетом текущего состояния конструкций дома и ускоренного износа составляет 79,55%, при этом износ фундаментов составляет 95%. Согласно Закона Чувашской Республики №42 от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Несерьезный подход к работе, поверхностные выводы Межведомственной комиссии администрации Вурнарского района о признании жилого дома пригодным для проживания и подлежащим ремонту, лишают ее возможности признания нуждающейся в жилых помещениях, состоять в очереди на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по месту регистрации в администрации <данные изъяты>.

 Истец ФИО9, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, с участием ее представителя ФИО2, в котором также указала, что исковое требование поддерживает.

 В судебном заседании представитель истца ФИО2 иск поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что Межведомственная комиссия свое заключение основывает на результатах оценки, проведенной БТИ, поэтому и произошла ошибка: дом признан пригодным, хотя согласно заключению специализированной организации данный дом признан аварийным и не пригодным для дальнейшего проживания. Для дачи экспертного заключения эксперт непосредственно осуществлял выезд по адресу: <адрес>, к заключению приложены фотографии и диск. Заявление о проведении экспертизы ФИО9 написала ДД.ММ.ГГГГ, согласно датам на фотографиях эксперт приезжал и проводил осмотр ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, данное экспертное заключение было дано ранее, чем проведен осмотр Межведомственной комиссией и дано ею заключение.

 Представитель ответчика ФИО5 решение по иску оставил на усмотрение суда, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ он сам лично выезжал в составе Межведомственной комиссии для обследования жилого дома по адресу: <адрес>. Они тогда выезжали впятером, а не втроем как это указано в иске. Все члены комиссии, которые являются работниками администрации, во главе с председателем комиссии ФИО10 выезжали на обследования дома. В составе комиссии не выезжали представители ОНД Вурнарского района УНД ГУ МЧС России по Чувашии и ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашии, сказали, что не будут выезжать, так как уже были в этом жилом доме, когда проводили обследование в ДД.ММ.ГГГГ году. В дом они заходили. В доме стояла круглая печь, визуально данная печь была похожа на газовый котел, потому в акте и указано, что имеется газоснабжение, но в действительности оказалось, что это была электропечь и газоснабжения в доме не имеется. Заключение Межведомственной комиссии основывалось на данных технической инвентаризации, проведенной Вурнарским БТИ, и визуального осмотра.

 Представитель ответчика ФИО8 решение по иску также оставил на усмотрение суда, пояснив, что износ жилого дома определяется на основании Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 года №37. По техническому паспорту, изготовленному по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, находящийся по адресу: Чувашская <адрес>, впервые был осмотрен сотрудниками Вурнарского БТИ ДД.ММ.ГГГГ, повторно дом обследован ДД.ММ.ГГГГ. При обследовании ДД.ММ.ГГГГ износ жилого дома (литер А) установлен в 60%, износ пристроя (литер А1)- в 13%, а сени (литер а1, а2)- по 15%, пристрой и сени не входят в общую площадь жилого помещения. При 60% износа у бревенчатых жилых домов должны наблюдаться признаки износа: выпучивание стен и прогибы, неравномерная осадка, осадка углов, деформации стен, повреждение венцов гнилью. На дату технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные признаки износа нужны были для определения стоимости здания для налогообложения. В пределах технических норм допустимая предельная ошибка расчета стоимости жилого дома составляет (±20) процентов. Из содержания иска следует, что истец имеет искаженное представление о целях и задачах деятельности БТИ. Описание конструкции зданий, выявление дефектов и расчет процента физического износа проводятся БТИ не для целей проверки несущей способности и устойчивости, а для целей определения стоимости здания для налогообложения на имущество. БТИ не обязано и не имеет право выдавать заключения о причинах и значимости деформаций, дефектов и повреждениях конструкций и зданий. Это является предметом инженерных исследований, проводимых иными специализированными организациями для целей проектирования, реконструкций и ремонта. В задачи БТИ не входит устанавливать степень деформаций здания и угрозы жизни жильцам. Задачами проведения технической инвентаризации были и являются получение следующей информации: о наличии единиц учета, о местоположении единиц учета, о составе единиц учета, о восстановительной стоимости единиц учета, о принадлежности единиц учета. Непригодность, аварийность или ветхость жилого дома являются качественными характеристиками, количественные и иные показатели и признаки которых выявляются в порядке, установленными уполномоченными органами исполнительной власти.

 Третьи лица: ФИО16, ФИО17, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явилась, представили заявления о рассмотрении дела без их участия, в котором указали, что исковое требование поддерживают.

 Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание истца и третьих лиц.

 Выслушав доводы представителей истца и ответчиков, изучив письменные доказательства, суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска.

 Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии «<данные изъяты> №, выданного повторно ДД.ММ.ГГГГ взамен свидетельства серии «<данные изъяты>» №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, серии «<данные изъяты>» №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону является собственником общей долевой собственности, доля в праве 1/3, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

 Согласно данному свидетельству и свидетельствам о государственной регистрации права серии «<данные изъяты>» №, № собственниками общей долевой собственности на жилой дом, доля в праве по 1/3, являются также ФИО16, ФИО17

 В соответствии с техническим паспортом на жилой дом № по <адрес> (инв№), составленным МУП «Вурнарское БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанный бревенчатый, одноэтажный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоит: из жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., кухни из керамзитобетонных блоков ДД.ММ.ГГГГ года постройки площадью <данные изъяты> кв.м., сеней из керамзитобетонных блоков площадью <данные изъяты> кв.м., сеней тесовых площадью <данные изъяты> кв.м., по данным обследования ДД.ММ.ГГГГ физический износ жилого дома (литер А) составляет 60%, пристроя (кухни) (литер А1) -13%, пристроя (сени) (литер а1, а2)- по 15%.

 Согласно заключению независимой строительно-технической экспертизы, проведенной экспертом ООО «<данные изъяты>», жилые помещения, расположенные адресу: <адрес>, имеют основания для признания их не соответствующим установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, требованиям и непригодными для проживания, поскольку в ходе экспертизы установлено, что жилое помещение индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> находится в ветхом и аварийном состоянии и не соответствует предъявляемым «Требованиям, которым должно отвечать жилое помещение» по п.п.10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 22 раздела II Положения. Производство капитального ремонта ветхих и аварийных домов нецелесообразно. В соответствии с МКД 2-04.2004 ветхое состояние здания определяется как «состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов- свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард- свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям». В соответствии с данными технического паспорта, выданного МУП «Вурнарское БТИ», был установлен факт наличия расчетного износа для жилого дома 60%. Фактический физический износ с учетом текущего состояния конструкций дома и ускоренного износа составил 79,55% с оценкой состояния всех шести конструктивных элементов как аварийное, что подтверждает вывод о нецелесообразности проведения ремонтных работ и определяет целесообразность сноса и создания нового объекта недвижимости для проживания.

 Как следует из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, Межведомственная комиссия при администрации Вурнарского района Чувашской Республики, назначенная постановлением главы администрации Вурнарского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории Вурнарского района», в составе председателя: ФИО10- первого заместителя главы администрации-начальника отдела сельского хозяйства и экологии Вурнарского района, членов комиссии: ФИО4- главы администрации <данные изъяты> сельского поселения, ФИО5- начальника отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района, ФИО6- главного специалиста-эксперта отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района, ФИО11- и.о.начальника отдела экономики и имущественных отношении администрации Вурнарского района, ФИО12- начальника МУП «Вурнарское БТИ», при участии приглашенных экспертов: ФИО13- начальника ОНД Вурнарского района УНД ГУ МЧС России по Чувашской Республике, ФИО14- главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в г.Канаш, попечительницы- ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ произвела обследование жилого дома № по <адрес> Из акта обследования следует, что жилой одноэтажный бревенчатый дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки (литер А), имеет 60% физического износа, основные несущие конструкции и конструктивные элементы дома имеют значительные повреждения: фундамент кирпичный, имеет частичное разрушение в цоколе; стены бревенчатые, обшитые сайдингом, с трещинами в венцах, частично поражены гнилью; крыша железная, с ржавчиной на отдельных листах, ослаблением креплений и нарушением примыканий; перекрытия и покрытия: деревянные, по деревянным балкам, имеются прогибы балок и досок наката; полы: дощатые, имеются стирание поверхности в ходовых местах, прогибы и просадки; оконные проёмы: двойные, деревянные, переплеты расшатаны; электропроводка: открытая, имеется потеря эластичности изоляции проводов; высота помещения 2,60 м; инженерное оборудование: отопление газовое, водоснабжение из шахтного колодца, уборная дворовая, газоснабжение сетевое. Межведомственной комиссией рекомендовано признать жилой дом пригодным для проживания и подлежащим ремонту.

 Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом №, расположенный по <адрес>, признан пригодным для проживания и подлежащим ремонту.

 В соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

 В соответствии п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее- комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях- квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

 Согласно п.8 данного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

 Пунктами 42, 43 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние, при этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

 Согласно п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

 Пунктами 47, 48, 49 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению №1. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению №2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

 В соответствии с п.7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

 Таким образом, решение вопроса о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

 Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

 Суд не правомочен решать вопрос о признании или не признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ветхим, в аварийном состоянии и непригодным для проживания, при предъявлении соответствующего требования суд может только признать или не признавать незаконными акт обследования и заключение Межведомственной комиссии по дому.

 Таким образом, исковое требование ФИО9 не может быть удовлетворено.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 ФИО9 <данные изъяты> в иске к администрации Вурнарского района Чувашской Республики, МУП «Вурнарское БТИ» о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ветхим, в аварийном состоянии и непригодным для проживания, отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия.

 Судья Вурнарского районного суда                      О.А.Филиппов