Дело № 2-194/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
пгт. Верховье 28 июля 2014 года
Верховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего - судьи Фомина И.Г.,
при секретаре Савоськиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Верховского районного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов к Администрации Верховского района Орловской области о понуждении выплатить ежемесячное материальное поощрение,
у с т а н о в и л :
Верховский районный Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов обратился в суд с иском к Администрации Верховского района Орловской области об обязании выплатить ежемесячное материальное поощрение председателю Верховского районного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, компенсацию в размере <данные изъяты>, а также возврат государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.
В обоснование иска указано, что в 2012 году руководитель Департамента финансов Орловской области ФИО5, рассмотрев обращение председателя областного Совета ветеранов войны и труда ФИО12 о выплате председателям районных и городских советов ветеранов материального поощрения, направила его главам муниципальных образований с указанием о том, что, в случае положительного решения вопроса, финансирование данных расходов следует осуществлять в соответствие с бюджетным законодательством.
Распоряжением главы администрации Верховского района ФИО6 «О выплате ежемесячного материального поощрения председателю районного совета ветеранов» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выплате ежемесячного материального поощрения председателю Совета в размере <данные изъяты>, в связи с чем у администрации Верховского района Орловской области возникли расходные обязательства по выплате ежемесячного денежного поощрения председателю Совета ФИО14 Однако с января по декабрь ДД.ММ.ГГГГ материальное поощрение (всего <данные изъяты>) ответчиком не выплачивалось, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ. председателем районного Совета ветеранов войны и труда ФИО2 в администрацию Верховского района направлено обращение с просьбой выплатить указанные денежные средства. В ответе № от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Верховского района Орловской области ФИО6 указал, что в районе возникла критическая ситуация, доходы районного бюджета не выполняются, поэтому не имеется возможности финансирования районного Совета ветеранов войны и труда.
Вместе с тем, как указывает истец, исполнение Администрацией Верховского района расходного обязательства, предусмотренного решением представительного органа муниципального образования - выплата материального поощрения председателю районного Совета ветеранов войны и труда Верховского района ФИО2, не должно ставиться в зависимость от исполнения других расходных обязательств.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовый отдел администрации Верховского района Орловской области, Верховский районный Совет народных депутатов и Контрольно-счетная палата Верховского района Орловской области.
В судебном заседании председатель Верховского районного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Рыженков А.И. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнив, что вопрос о выплате ежемесячного материального поощрения председателю Совета ветеранов войны и труда разрешен распоряжением главы администрации Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ. На сессии Верховского районного Совета народных депутатов также был рассмотрен вопрос о выделении денежных средств районному Совету ветеранов войны и труда. На рассмотрение районному Совету народных депутатов им была представлена смета расходов Верховского районного Совета ветеранов войны и труда на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Протокол заседания Верховского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ему вручен не был, с решением Совета народных депутатов его не ознакомили. Вместе с тем распоряжение главы администрации Верховского района Орловской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ не было отменено, однако на протяжении 2013 года не исполнялось, в связи с чем у администрации Верховского района возникла задолженность по исполнению расходного обязательства в сумме <данные изъяты>. До сегодняшнего дня указанные денежные средства председателем Совета Ветеранов войны и труда не получены. В ответе главы администрации Верховского района от ДД.ММ.ГГГГ. № направленном на его обращение с просьбой выплатить назначенное распоряжением №№ материальное поощрение, указано на отсутствие возможности финансирования районного Совета ветеранов войны и труда в связи с невыполнением доходов районного бюджета.
Поскольку администрацией Верховского района Орловской области допущено неправомерное бездействие, выразившееся в неисполнении расходного обязательства, просит суд обязать ответчика выплатить председателю Верховского районного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов ФИО2 ежемесячное материальное поощрение за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 48000 рублей, компенсацию в размере <данные изъяты>, а также возврат государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
Представитель ответчика – администрации Верховского района Орловской области – Вороничева С.А. исковые требования не признала, указывая на то, что Финансирование деятельности общественных организаций, в том числе районного Совета ветеранов войны и труда, не является полномочием администрации Верховского района Орловской области, либо отдельным государственным полномочием, переданным органом исполнительной государственной власти субъекта РФ. Договор гражданско-правового характера с ФИО8 администрацией района не заключен. Таким образом, обязанность администрации в силу прямого указания в законе финансировать районный Совет ветеранов войны и труда отсутствует. Решением Верховского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ из средств резервного фонда в ДД.ММ.ГГГГ выделены денежные средства в сумме <данные изъяты> для районного Совета ветеранов войны и труда, из которых на материальное поощрение председателя районного Совета ветеранов предусмотрено <данные изъяты>. На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме <данные изъяты> на материальное поощрение Верховскому районному Совету ветеранов войны и труда были выплачены. В ДД.ММ.ГГГГ при формировании бюджета <адрес> на 2013 год на заседании Верховского районного Совета народных депутатов, состоявшимся ДД.ММ.ГГГГ вопрос о выделении Верховскому районному Совету ветеранов войны и труда рассматривался, однако решение принято не было, в связи с чем в бюджет Верховского района на ДД.ММ.ГГГГ бюджетные ассигнования на финансирование Верховского районного Совета ветеранов войны и труда не были включены. На этом основании выплата ежемесячного денежного поощрения по Распоряжению администрации Верховского района № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ не производилась.
Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица – Контрольно-счетной палаты Верховского района Орловской области Прасолова Г.А., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В предварительном судебном заседании Прасолова Г.А. исковые требования не признала, указывая на то, что действующее законодательство не наделяет правом муниципальный район осуществлять полномочия по поддержке общественных организаций и выплате материального поощрения членам этих организаций. Должность председателя Совета ветеранов войны и труда не является штатной единицей администрации Верховского района Орловской области, в связи с чем начисление и выплата ему материального поощрения не является обязанностью финансового отдела администрации Верховсокго района. Письмо Департамента финансов Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу выплаты председателям районных и городских Советов ветеранов ежемесячного денежного поощрения носит рекомендательный характер и содержит формулировку о том, что в случае принятия положительного решения, финансирование расходов следует осуществлять в соответствие с бюджетным законодательством. Бюджетные ассигнования на выплату материального поощрения председателю Верховского районного Совета ветеранов в бюджете Верховского района на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены не были, выплаты не производились. Обратное могло быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств, за что ст.289 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрена соответствующая ответственность. Использование средств резервного фонда администрации Верховского района на выплату денежного поощрения председателю Совета ветеранов войны и труда также недопустимо, поскольку резервный фонд – это совокупность бюджетных средств, предназначенных для покрытия государственных (муниципальных) нужд, носящих случайный характер.
Представитель третьего лица – Финансового отдела Администрации Верховского района Орловской области Моргунова Л.М. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что у администрации Верховского района Орловской области отсутствовали основания для выплаты материального поощрения председателю Совета ветеранов войны и труда ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в бюджет Верховского района Орловской области на ДД.ММ.ГГГГ не включены бюджетные ассигнования на финансирование Верховского районного Совета ветеранов войны и труда. В соответствии с действующим законодательством утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Вместе с тем, решением сессии Совета народных депутатов «О бюджете Верховского района на 2013 г. и плановый период 2014-2015гг». № от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на выплату материального вознаграждения председателю районного Совета ветеранов войны и труда не предусмотрены, в связи с чем требования председателя Верховского районного Совета ветеранов войны и труда нельзя признать законными и обоснованными.
Представитель третьего лица – Верховского районного совета народных депутатов – Величкина М.В., исковые требования не признала, указывая на то, что выплата материального поощрения председателю Верховского районного Совета ветеранов войны и труда ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии соответствующего решения Верховского районного Совета народных депутатов, было бы нарушением действующего законодательства, в связи с чем исковые требования считает незаконными и необоснованными и просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и др.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела Верховский районный Совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда Вооруженных Сил и правоохранительных органов является структурным подразделением Орловской областной Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда Вооруженных Сил и правоохранительных органов, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за №№ (л.д.26-30).
ДД.ММ.ГГГГ на районной отчетно-выборной конференции председателем Верховского районного совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда Вооруженных Сил и правоохранительных органов избран ФИО2 со сроком полномочий 5 лет в соответствии с Уставом организации (л.д.31).
Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" определено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Согласно статье 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Пунктом 7 Устава Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов определено, что денежные средства организации формируются, в том числе из добровольных взносов и пожертвований; из возможных средств, выделяемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Средства организации используются только на цели, предусмотренные её Уставом, и перераспределению между членами Организации не подлежат. (л.д.23).
ДД.ММ.ГГГГ председатель областного Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда Вооруженных Сил и правоохранительных органов ФИО12 обратился к губернатору Орловской области с просьбой о направлении в адрес руководителей муниципальных образований письма с предложением рассмотреть вопрос о выплате председателям рай (гор) советов ежемесячного материального поощрения в зависимости от количества пенсионеров в районе (л.д.32).
Департамент финансов Орловской области, считая возможным поддержать данное предложение, направил копии данного письма главам муниципальных образований Орловской области, указывая на то, что в случае положительного решения по данному вопросу финансирование данных расходов следует осуществлять в соответствии с бюджетным законодательством.(л.д.33).
Распоряжением главы администрации Верховского района №№ от ДД.ММ.ГГГГ решено выплатить председателю районного Совета ветеранов ФИО2 ежемесячное материальное поощрение в сумме <данные изъяты> (л.д.34).
Статьей 53 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.154 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.(п.4).
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями. (п.1).
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (п.5).
В силу ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (п.1); осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований (п.4); отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (п.12.1).
Вопросы местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, переданные органам исполнительной государственной власти субъекту РФ, перечислены в ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Финансирование деятельности общественных организаций, к которым относится также Верховский районный Совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Уставом Верховского района не предусмотрено.
Частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Таким образом, материальное поощрение председателя Совета ветеранов войны и труда может быть установлено за счет средств местного бюджета. Однако размеры данного поощрения и порядок его выплаты устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ председатель Верховского районного Совета ветеранов войны и труда ФИО2 обратился с заявлением в Верховский районный Совет народных депутатов о выделении денежных средств на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, из которых <данные изъяты> – материальное поощрение председателю Верховского районного Совета ветеранов войны и труда.
Решением Верховского районного Совета народных депутатов №№-рс от ДД.ММ.ГГГГ указанные денежные средства было решено выделить.
Платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ., № от №., № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ на счет Верховского районного Совета ветеранов войны, труда Вооруженных Сил и правоохранительных органов администрацией Верховского района перечислены денежные средства в общей сумме <данные изъяты>, из чего следует, что решение Верховского районного Совета народных депутатов №-рс от ДД.ММ.ГГГГ исполнено администрацией Верховского района Орловской области в полном объеме.
В силу ч.2 ст.83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Согласно справке начальника Финансового отдела администрации Верховского района № от ДД.ММ.ГГГГ. решением сессии Совета народных депутатов «О бюджете Верховского района на 2013 г. и плановый период 2014-2015гг». №№-рс от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на выплату материального вознаграждения председателю районного Совета ветеранов войны и труда не предусмотрены.
Как следует из протокола № заседания Верховского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ года, на повестке дня сессии был рассмотрен вопрос о выделении в ДД.ММ.ГГГГ денежных средств районному Совету ветеранов войны и труда. Решение по данному вопросу принято не было.
Доводы Рыженкова А.И. о том, что о решении заседания Верховского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу выделения ДД.ММ.ГГГГ году денежных средств районному Совету ветеранов войны и труда ему не сообщили, суд находит необоснованными, поскольку из протокола заседания следует, что ФИО2 присутствовал и выступал на данном заседании, голосование Совета народных депутатов происходило в его присутствии и он не мог не знать о том, что решение о выделении денежных средств Совету ветеранов войны и труда не принято.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением к главе администрации Верховского района о выделении денежных средств Верховскому районному Совету ветеранов войны и труда за <данные изъяты>.(л.д.8-9).
Вместе с тем к компетенции главы района выделение денежных средств общественным организациям, установление размера ежемесячного денежного поощрения и порядка осуществления его выплаты не относится.
В соответствии с ч.4 ст.81 Бюджетного кодекса средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Верховского районного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов к Администрации Верховского района Орловской области о понуждении выплатить ежемесячное материальное поощрение председателю Верховского районного Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов ФИО2.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Верховского районного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов к Администрации Верховского района Орловской области о понуждении выплатить ежемесячное материальное поощрение председателю Верховского районного Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Верховский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 01.08.2014 г.
Председательствующий И.Г.Фомин