Дело № 2-194/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 13 января 2016 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Хальчицкого А.С.,
при секретаре Сафаровой Е.В.,
с участием:
- представителя истца прокурора Хабаровского района старшего помощника прокурора Хабаровского района Васильевой Н.В.,
- представителя ответчика администрации Хабаровского муниципального района Пеховой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хабаровского района обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия.
Свои исковые требования мотивировал следующим.
Прокуратурой Хабаровского района по поручению прокуратуры Хабаровского края проведена проверка по факту продолжающегося незаконного сброса ООО «НИК» без очистки сточных вод в Амурскую протоку.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 58 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») органы местного самоуправления обязаны осуществлять деятельность по охране окружающей среды, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу требований ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») в целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления поселений вывод объектов водоотведения в ремонт и из эксплуатации.
Частью 3 ст. 22 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники или иные законные владельцы объектов водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления поселения о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» орган местного самоуправления поселения в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления поселения по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для водоотведения населения.
Согласно п. 3 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления по согласованию вывода объектов водоотведения в ремонт и из эксплуатации на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Хабаровского муниципального района поступило уведомление ООО «НИК» о выводе объекта «Очистные сооружения канализации села Бычиха» из эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация Хабаровского муниципального района отказала в согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации и потребовала от ООО «НИК» приостановить его вывод из эксплуатации на срок не более трех лет (до ДД.ММ.ГГГГ).
Несмотря на вышеуказанное обстоятельство, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Хабаровского муниципального района поступило информационное письмо ООО «НИК» о прекращении осуществления услуги очистки сточных вод в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Хабаровским межрайонным отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Росрыболовства проводилось обследование водоохранной зоны реки Половинка, протоки Амурская (в районе <адрес>), в ходекоторой установлено, что факт прекращения эксплуатации очистных сооружений подтвердился.
Обязанность по принятию мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Учитывая, что ООО «НИК» прекратил эксплуатацию объекта «Очистные сооружения канализации села Бычиха», то поступающие стоки вод без очистки сливаются в протоку Амурская.
В нарушении ч. 4 ст. 22, п. 1,3 ч. 1, ч. 1.1. ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрацией Хабаровского муниципального района не выполнена обязанность по принятию мер по организации водоотведения на территории сельского поселения «<адрес>» при отказе ООО «НИК» от исполнения своих обязательств.
Таким образом, принятие решения ООО «НИК» о выводе из эксплуатации очистных сооружений <адрес> вопреки требованиям администрации района приостановить их вывод из эксплуатации приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду ввиду слива сточных вод в водный объект без их предварительной очистки.
Вместе с тем, бездействие администрации района приводит к аналогичным нарушениям - права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Части 1, 2, 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации гласят о том, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими сооружения, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
В силу ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.
Обязанность по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возложена на администрацию района п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Исходя из требований п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения», на органы местного самоуправления районов возложена обязанность по организации в границах сельских поселений водоотведения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Вместе с тем, прокуратурой района установлено, что очистные сооружения села Бычиха в настоящее время фактически не эксплуатируются. В водный объект - реку Половинка (в районе <адрес>) впадают канализационные и сточные воды, вытекающие через горловину сточного колодца, принадлежащего ООО «НИК», расположенного в 490 метрах от указанной реки. Данные воды самотеком по рельефу земли, минуя очистные сооружения, принадлежащие ООО «НИК», попадают в реку Половинка, которая в свою очередь, впадает в протоку Амурскую.
Таким образом, в реку Половинка происходит сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.
На основании изложенного, прокуратурой района с привлечением специалистов Росприроднадзора по ДФО, ФБУ «ЦЛАТИ по ДФО», Хабаровского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Росрыболовства, при участии специалистов администраций сельского поселения «<адрес>», Хабаровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ проведена данная проверка, в ходе которой факт прекращения эксплуатации очистных сооружений, подтвердился.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Тем самым, исходя из указанной нормы закона следует, что действия по приему, транспортировке и очистки сточных вод являются в совокупности услугой по водоотведению и не могут восприниматься отдельно как самостоятельное действие.
В силу ч. 1 ст. 26 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Проверкой, проведенной прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в отношении арендатора вышеуказанных очистных сооружений - ООО «Стриж», установлено, что при отборе проб сточных вод из водосборного лотка контактного резервуара на выходе с очистных сооружений канализации <адрес> выявлены превышения нормативов предельно допустимых концентраций сбросов сточных вод в протоку Амурскую, а именно:
в пробе № — по взвешенным веществам до 42 мг/дм3 (норматив НДС 21 мг/дм3 - превышение в 2 раза), по железу общему до 1,0 мг/дм3 (норматив НДС 0,36 мг/дм3 - превышение в 2,7 раза), по летучим фенолам до 0,0034 мг/дм3 (норматив НДС 0,002 мг/дм3 - превышение в 1,7 раза);
в пробе № - по взвешенным веществам до 36 мг/дм3 (норматив НДС 21 мг/дм3 - превышение в 1,7 раза), по железу общему до 1,3 мг/дм3 (норматив НДС 0,36 мг/дм3 - превышение в 3,6 раза), по летучим фенолам до 0,0044 мг/дм3 (норматив НДС 0,002 мг/дм3 - превышение в 2,2 раза).
При этом, в соответствии с «Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектах рыбохозяйственного значения», утвержденными приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№ - железо относится к 4-му классу опасности и токсикологический лимитирующий показатель вредности, а фенол относится к 3-му классу опасности (опасные вещества) и рыбохозяйственный лимитирующий показатель вредности, то есть оказывающие прямое токсическое воздействие на водные объекты.
Выявленные превышения нормативов предельно допустимых концентраций сбросов сточных вод в протоку Амурскую являются нарушением ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (ч. 1 ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Поступление в водный объект со сточными водами высоких концентраций загрязняющих веществ приводит к постепенной деградации водного объекта, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Более того, согласно инженерно-технической оценке состояния очистных сооружений <адрес>, принадлежащих ООО «НИК», проведенной ООО «ДВ предприятие Росводоканал» в 2014 году установлено, что на основе произведенного обследования очистные сооружения <адрес> находятся в неудовлетворенном техническом состоянии, их эксплуатация в настоящем виде невозможна. Запроектированная технологическая схема не позволяет производить очистку стоков до требуемых нормативов. Рекомендовано не проводить ремонтные работы указанных очистных сооружений. Вместо таких работ необходимо приступить к устройству новых очистных сооружений канализации.
Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о невозможности надлежащей эксплуатации объекта - очистных сооружений <адрес> в соответствии с их целевым назначением (очистка стоков), в связи с чем у администрации Хабаровского муниципального района возникает обязанность принять меры по организации водоотведения на территории сельского поселения «<адрес>», при этом возникает необходимость в постройке новых очистных сооружений, позволяющих должным образом очищать сточные воды.
Согласно п. 1, 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоотведения направлена на достижение следующих целей:
- охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения;
- снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.
Таким образом, поступление в водный объект сточных вод без их предварительной очистки приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывает негативное воздействие на окружающую среду и может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, а бездействие органов местного самоуправления способствует данному обстоятельству.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор <адрес> просит возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района <адрес> устранить нарушения действующего законодательства - организовать в границах сельского поселения «<адрес>» водоотведение, возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района <адрес> построить и ввести в эксплуатацию очистные сооружения, способные обеспечить санитарную очистку и обезвреживание сточных вод сельского поселения «<адрес>» в соответствии с нормативами и правилами, установленными законодательством.
В судебном заседании представитель истца прокурора Хабаровского района старший помощник прокурора Хабаровского района Васильева Н.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель оответчика администрации Хабаровского муниципального района Пехова В.М. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала. Полагала, что надлежащую очистку сточных вод должно осуществлять ООО «НИК», являющееся собственником очистных сооружений и сетей канализации. Указала, что решением арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отказано в удовлетворении исковых требований администрации Хабаровского муниципального района к ООО «НИК» о понуждении общества к прекращению процедуры вывода из эксплуатации очистных сооружений, а также отказано в удовлетворении встречных исковых требований ООО «НИК» к администрации Хабаровского муниципального района <адрес> о возложении обязанности принять решение о выкупе очистных сооружений, заключить договор купли-продажи. Указанное решение полагают неправомерным в части отказа в удовлетворении первоначального иска. Оно не вступило в законную силу, будет обжаловано администрацией. Просила приостановить производство по делу до вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Третье лицо ООО «НИК» извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем вручения судебного извещения генеральному директору общества Коростелеву Н.И.. Генеральный директор общества просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал в удовлетворении исковых требований прокурора.
В судебном заседании определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, отказано в приостановлении производства по делу до вступления решения арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в законную силу, поскольку решение арбитражного суда не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего дела, необходимые для разрешения настоящего дела обстоятельства могут быть установлены путем их исследования в судебном заседании при рассмотрении иска прокурора. Поскольку определение об отказе в приостановлении производства по делу не препятствует дальнейшему движению дела, оно не подлежит самостоятельному обжалованию, и может быть занесено в протокол судебного заседания. Отказ в приостановлении производства по делу может быть обжалован путем принесения апелляционной жалобы на настоящее решение суда.
В силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в судебном заседании в отсутствие представителя третьего лица ООО «НИК».
Выслушав пояснения представителя истца прокурора Хабаровского района старшего помощника прокурора Хабаровского района Васильевой Н.В., пояснения представителя ответчика администрации Хабаровского муниципального района Пеховой В.М., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Хабаровского района по поручению прокуратуры Хабаровского края проведена проверка по факту продолжающегося сброса без очистки сточных вод в Амурскую протоку.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 58 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») органы местного самоуправления обязаны осуществлять деятельность по охране окружающей среды, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу требований ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») в целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления поселений вывод объектов водоотведения в ремонт и из эксплуатации.
Частью 3 ст. 22 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники или иные законные владельцы объектов водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления поселения о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» орган местного самоуправления поселения в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления поселения по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для водоотведения населения.
Согласно п. 1, 3 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления по организации водоотведения, согласованию вывода объектов водоотведения в ремонт и из эксплуатации на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Хабаровского муниципального района поступило уведомление ООО «НИК» о выводе объекта «Очистные сооружения канализации села Бычиха» из эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация Хабаровского муниципального района отказала в согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации и потребовала от ООО «НИК» приостановить его вывод из эксплуатации на срок не более трех лет (до ДД.ММ.ГГГГ).
Несмотря на вышеуказанное обстоятельство, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Хабаровского муниципального района поступило информационное письмо ООО «НИК» о прекращении осуществления услуги очистки сточных вод в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Хабаровским межрайонным отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Росрыболовства проводилось обследование водоохранной зоны реки Половинка, протоки Амурская (в районе <адрес>), в ходекоторой установлено, что факт прекращения эксплуатации очистных сооружений подтвердился.
Обязанность по принятию мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Учитывая, что ООО «НИК» прекратил эксплуатацию объекта «Очистные сооружения канализации села Бычиха», то поступающие стоки вод без очистки сливаются в протоку Амурская.
В нарушении ч. 4 ст. 22, п. 1,3 ч. 1, ч. 1.1. ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрацией Хабаровского муниципального района не выполнена обязанность по принятию мер по организации водоотведения на территории сельского поселения «<адрес>» при отказе ООО «НИК» от исполнения своих обязательств.
Таким образом, принятие решения ООО «НИК» о выводе из эксплуатации очистных сооружений <адрес> вопреки требованиям администрации района приостановить их вывод из эксплуатации приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду ввиду слива сточных вод в водный объект без их предварительной очистки.
Вместе с тем, бездействие администрации района приводит к аналогичным нарушениям - права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Части 1, 2, 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации гласят о том, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими сооружения, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
В силу ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.
Обязанность по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возложена на администрацию района п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Исходя из требований п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения», на органы местного самоуправления районов возложена обязанность по организации в границах сельских поселений водоотведения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Вместе с тем, прокуратурой района установлено, что очистные сооружения села Бычиха в настоящее время фактически не эксплуатируются. В водный объект - реку Половинка (в районе <адрес>) впадают канализационные и сточные воды, вытекающие через горловину сточного колодца, принадлежащего ООО «НИК», расположенного в 490 метрах от указанной реки. Данные воды самотеком по рельефу земли, минуя очистные сооружения, принадлежащие ООО «НИК», попадают в реку Половинка, которая в свою очередь, впадает в протоку Амурскую.
Таким образом, в реку Половинка происходит сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.
На основании изложенного, прокуратурой района с привлечением специалистов Росприроднадзора по ДФО, ФБУ «ЦЛАТИ по ДФО», Хабаровского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Росрыболовства, при участии специалистов администраций сельского поселения «<адрес>», Хабаровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ проведена данная проверка, в ходе которой факт прекращения эксплуатации очистных сооружений, подтвердился.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Тем самым, исходя из указанной нормы закона следует, что действия по приему, транспортировке и очистки сточных вод являются в совокупности услугой по водоотведению и не могут восприниматься отдельно как самостоятельное действие.
В силу ч. 1 ст. 26 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Проверкой, проведенной прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в отношении арендатора вышеуказанных очистных сооружений - ООО «Стриж», установлено, что при отборе проб сточных вод из водосборного лотка контактного резервуара на выходе с очистных сооружений канализации <адрес> выявлены превышения нормативов предельно допустимых концентраций сбросов сточных вод в протоку Амурскую, а именно:
в пробе № — по взвешенным веществам до 42 мг/дм3 (норматив НДС 21 мг/дм3 - превышение в 2 раза), по железу общему до 1,0 мг/дм3 (норматив НДС 0,36 мг/дм3 - превышение в 2,7 раза), по летучим фенолам до 0,0034 мг/дм3 (норматив НДС 0,002 мг/дм3 - превышение в 1,7 раза);
в пробе № - по взвешенным веществам до 36 мг/дм3 (норматив НДС 21 мг/дм3 - превышение в 1,7 раза), по железу общему до 1,3 мг/дм3 (норматив НДС 0,36 мг/дм3 - превышение в 3,6 раза), по летучим фенолам до 0,0044 мг/дм3 (норматив НДС 0,002 мг/дм3 - превышение в 2,2 раза).
При этом, в соответствии с «Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектах рыбохозяйственного значения», утвержденными приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№ - железо относится к 4-му классу опасности и токсикологический лимитирующий показатель вредности, а фенол относится к 3-му классу опасности (опасные вещества) и рыбохозяйственный лимитирующий показатель вредности, то есть оказывающие прямое токсическое воздействие на водные объекты.
Выявленные превышения нормативов предельно допустимых концентраций сбросов сточных вод в протоку Амурскую являются нарушением ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (ч. 1 ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Поступление в водный объект со сточными водами высоких концентраций загрязняющих веществ приводит к постепенной деградации водного объекта, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Более того, согласно инженерно-технической оценке состояния очистных сооружений <адрес>, принадлежащих ООО «НИК», проведенной ООО «ДВ предприятие Росводоканал» в 2014 году установлено, что на основе произведенного обследования очистные сооружения <адрес> находятся в неудовлетворенном техническом состоянии, их эксплуатация в настоящем виде невозможна. Запроектированная технологическая схема не позволяет производить очистку стоков до требуемых нормативов. Рекомендовано не проводить ремонтные работы указанных очистных сооружений. Вместо таких работ необходимо приступить к устройству новых очистных сооружений канализации.
Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о невозможности надлежащей эксплуатации объекта - очистных сооружений <адрес> в соответствии с их целевым назначением (очистка стоков), в связи с чем у администрации Хабаровского муниципального района возникает обязанность принять меры по организации водоотведения на территории сельского поселения «<адрес>», при этом возникает необходимость в постройке новых очистных сооружений, позволяющих должным образом очищать сточные воды.
Согласно п. 1, 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоотведения направлена на достижение следующих целей:
- охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения;
- снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.
Таким образом, поступление в водный объект сточных вод без их предварительной очистки приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывает негативное воздействие на окружающую среду и может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, а бездействие органов местного самоуправления способствует данному обстоятельству.
С учетом вышеизложенного суд полагает необходимым:
- возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района <адрес> устранить нарушения действующего законодательства, а именно организовать в границах сельского поселения «<адрес>» Хабаровского муниципального района водоотведение в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
- возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района <адрес> обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений, способных обеспечить санитарную очистку и обезвреживание сточных вод в границах сельского поселения «<адрес>» Хабаровского муниципального района с соответствии с нормативами и правилами, установленными действующим законодательством, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Срок до ДД.ММ.ГГГГ, определенный судом для исполнения обязанности, обеспечивает возможность соблюдения баланса между публичными интересами неопределенного круга лиц и администрации Хабаровского муниципального района как органа местного самоуправления, уполномоченного на решение различных вопросов местного самоуправления в интересах населения Хабаровского муниципального района.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Хабаровского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края устранить нарушения действующего законодательства, а именно организовать в границах сельского поселения «<адрес>» Хабаровского муниципального района водоотведение в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений, способных обеспечить санитарную очистку и обезвреживание сточных вод в границах сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района с соответствии с нормативами и правилами, установленными действующим законодательством, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Судья А.С.Хальчицкий
<данные изъяты>